Рустамов Намик Рустамович
Лекция на тему: Яков Иосифович Кейлихис
[править]

Статья в работе

Создавая сайт и работая над ним, мы часто задавались вопросом, нужно ли это кому кроме нас. Конечно, мы получаем отклики от интересующихся историей нашего города, но такого сюрприза мы не ожидали. На связь с нами вышел Н.Р.Рустамов – педагог истории, завуч частной школы UNISER из Баку. Он рассказал нам о своем проекте и обратился с просьбой: «6 апреля я буду выступать в Бакинском Государственном Университете с темой - Кейлихис Яков Иосифович. Я хотел бы поговорить, если возможно по скайпу, с внуком Якова Иосифовича и пригласить его на мероприятие. Посредством скайпа внук Иосиф мог бы многое рассказать студентам БГУ про своего деда и само присутствие на мероприятии близкого человека Якова Иосифовича было бы замечательным событием.»

Конечно, я согласилась и сделала все возможное, чтобы выполнить просьбу Намика Рустамовича. И вот теперь мы можем познакомить вас с прошедшим событием.

6-го апреля 2016 года в Российском информационно-культурном центре была проведена Лекция Намика Рустамовича Рустамова на тему – бакинский скульптор Яков Иосифович Кейлихис.


Sl 1.JPG

Речь лектора – Здравствуйте уважаемые студенты, коллеги. Меня зовут Намик Рустамович, я являюсь педагогом истории и заведующим по учебной части частной общеобразовательной школы UNISER.

История не безлика. На её страницах высечено немало имён, память о которых переживает века. Одно из таких имён в нашей с вами истории – имя Якова Иосифовича Кейлихиса.

Я. И. Кейлихис

Речь лектора – Яков Иосифович Кейлихис основоположник монументальной скульптуры в Азербайджане.
СПРАВКА – что такое монументальная скульптура? - род скульптуры, первоначально имевший культовое, затем мемориальное назначение, памятники, монументы, статуи, бюсты, рельефы, характерная черта которых это то что эти произведения рассчитанные на восприятие с больших расстояний.

Первым таким памятником на всём мусульманском Востоке был памятник, посвящённый азербайджанскому поэту — сатирику Мирзе Алекпер Сабиру.

3.Слайд 3 – памятник М.А. Сабира – работы Я.И. Кейлихиса

Речь лектора – И автором данного памятника, подчёркиваю, первого памятника такого рода является Я.И. Кейлихис.

4.Слайд 4 - памятник М.А. Сабира – работы Я.И. Кейлихиса

Речь лектора – Кейлихис создаёт этот памятник в 1922 году, к I съезду народов Востока, состоявшемуся в Баку.

5.Слайд 5 – фото памятника М.А. Сабира – работы Я.И. Кейлихиса

Речь лектора – данный памятник, как Вы узнаёте, был установлен в сквере около здания Исмаилия (нынешнее здание Президиума Национальной Академии Наук Азербайджана).

6.Слайд 6 – здание Исмаилия

СПРАВКА - Муса Нагиев в память об умершем от туберкулёза сыне Исмаиле решил построить в центре города необычный дворец. Он послал известного польского архитектора Иосифа Плошко в Италию, где тот должен был выбрать архитектурный стиль образец. В 1907 году Нагиев утвердил проект и началось строительство, которое завершилось в 1913 году. На фронтоне здания были начертаны изречения Имама Али. Но это 1922 год. Как же начинал свой путь Яков Иосифович Кейлихис ?

7.Слайд 7 – фото молодого Я.И. Кейлихиса.

Речь лектора - 1872 г. В Украине в городке Балта, недалеко от Одессы, в многодетной купеческой семье родился мальчик, которого назвали Яков. Через некоторое время, в связи с расширением бизнеса, семья Якова переезжает в Одессу. С самого детства Яков удивляет всех тягой к занятию самым «недостойным» для еврейского мальчика делом – изображению на бумаге всего того, что видел вокруг, лепке из глины и вырезанию из дерева забавных фигурок.

8.Слайд 8 – фото Торы.

Речь лектора – Почему же эти занятия считаются недостойными еврея?
Дело в том, что согласно священному писанию, а конкретно:
Третья из десяти заповедей Торы (Книга «Шмот» 20-4) гласит: «Не делай себе образ и любое изображение того, что на небе вверху и земле внизу, и что в воде под землей; не кланяйся им и не служи им, ведь Я — Г-сподь Б-г твой, Б-г — ревнитель».

В книге «Дварим» (4—16) сказано: «Не нарушай запрет, делая себе форму подобия любого образа: изображение мужчины или женщины, изображение всякого животного, которое на земле; изображение всякой птицы крылатой, летящей по небу; изображение всякой твари, ползающей на земле; изображение всякой рыбы, которая в водах, что ниже земли. И не возноси глаза свои к небу, чтобы не увидел ты солнце, и луну, и звезды — все небесное воинство; и не впал в заблуждение, и не поклонился им, и не стал служить им».
И у нас у мусульман, так же запрещено изображать какое либо живое существо.

9.Слайд 9 – фото отца Якова – Иосифа Кейлихиса

Речь лектора – Однако отец Якова был прогрессивным человеком и способствовал развитию творческого начала своего сына. Он определил Якова в Одесскую рисовальную школу

10.Слайд 10 – диплом рисовальной школы

Речь лектора – где уже выявляется предпочтения Якова к отображению мира не на плоском холсте, а объёмно, через красоту человеческого тела – сердце его было отдано скульптуре…

11.Слайд 11 – фото Луиджи Иорини

Речь лектора – После рисовальной школы Яков продолжает обучение в Одесском художественном училище, в классе профессора из Флоренции Луиджи Иорини.

СПРАВКА - Луиджи Иорини - скульптор, педагог. Выпускник Миланской Академии художеств, ученик знаменитого скульптора Джорджио. Приехал в Одессу в 1869, когда ему было уже 53 года, по приглашению председателя (позже - вице-президента) Общества изящных искусств Франца Осиповича Моранди. Преподавал в Одесской рисовальной школе при Обществе изящных искусств (Школа чертежа и рисования при Обществе изящных искусств) в элементарном классе орнаментов и в классе лепки и скульптуры. После его смерти один из его учеников, скульптор Борис Эдуардс, инициировал стипендию имени Луиджи Иорини, которая выплачивались талантливым ученикам школы до революции 1917 года.

12.Слайд 12 – фото диплома Одесского художественного училища

Речь лектора – по окончании училища Яков получает соответствующий диплом.

13.Слайд 13 – фото бюст Каракаллы

Речь лектора – А в процессе обучения в училище, его работа – «бюст императора Каракаллы» на выставке в Одессе удостаивается бронзовой медали.

14.Слайд 14 – фото Петербургской Императорской Академии художеств

Речь лектора – Затем Яков проходит обучение в Петербургской Императорской Академии художеств. СПРАВКА - граф Иван Иванович Шувалов внёс на рассмотрение императрицы Елизаветы Петровны предложение о необходимости основать Академию художеств. И вот в период с 1764-1788г. для Академии было построено специальное здание.

15.Слайд 15 – фото Диплом Флорентийской Академии Художеств

Речь лектора – Благодаря успехам в учёбе, и, как подающий большие надежды, юный скульптор направляется совершенствовать своё мастерство в Италию, в «Мекку скульптуры» - Флоренцию, к профессору Монти, в мастерской которого, после завершения стажировки, продолжает работать. ВОСПОМИНАНИЯ - касательно этого момента внук Кейлихиса сказал следующее – «побывав во Флоренции я понял, что дед получил самое лучшее в мире скульптурное образование»

16.Слайд 16 – фото мальчика, поймавшего на морском берегу краба

Речь лектора – Первая крупная работа Якова Кейлихиса экспонировалась на художественной выставке во Флоренции в 1897-ом году и изображала мальчика, поймавшего на морском берегу краба… Яков Кейлихис много путешествует по Европе, обогащая свой художественный кругозор. Скорее всего, именно тогда у Якова зародился интерес к архитектуре…

17.Слайд 17 – фото здание АЗИ

Речь лектора – В 1908-ом году Яков Иосифович с семьей переезжает в Баку. Здесь Я. И. Кейлихис вносит свою скромную лепту в историю искусств Азербайджана. Начиная с 1908 года, он без малого полвека преподаёт графику, скульптуру и архитектуру в различных учебных заведениях Баку.

18.Слайд 18 – фото мастерской в АЗИ

Речь лектора – Он создаёт первое в Баку училище скульпторов-камнерезов при средне–техническом училище. (Впоследствии на базе этого технического училища создается индустриальный институт, а впоследствии – Азербайджанским Институтом нефти и химии – наш АЗИ).
– Выпускники этого училища развили традиционное искусство азербайджанского орнамента, их орнаментами, в частности, отделаны дома на Телефонной улице (28-ого мая) и здание Сабунчинского вокзала.

19.(20) Слайд 19 – Организаторы Бакинского художественного общества.

Речь лектора – В 1912-ом году Я. И. Кейлихис совместно с посетившим Баку другом юности знаменитым художником Исааком Бродским и другими бакинскими художниками Н. Мухиным, С. Олейниковым-Разиным и С. Рыбиным стал одним из учредителей Бакинского художественного общества, которое в дальнейшем много сделало для распространения и развития изобразительного искусства в дореволюционном Азербайджане.

Далее в 1913 году Яков Иосифович работает учителем в Бакинском шестиклассном городском училище, в 1916 году - в 3-м Бакинском высшем начальном училище. В 1920-ом году Я. Кейлихис создал небольшой памятник - бюст К. Маркса, который, к сожалению, почему–то недолго простоял на одноимённой тогда площади, называемой в народе Парапетом. Название Парапета, как садик Карла Маркса какое-то время оставалось, а вот памятник убрали и припрятали во дворе около Дома пионеров. Но потом он куда-то всё же пропал.

Затем был просмотр фрагментов фильма Фуада Ахундова.
Заключительная речь

Учащиеся школы UNISER и иностранные студенты БГУ
слушают лекцию о Я.И.Кейлихисе
[править]

comments powered by Disqus