1884-1955
Политический деятель, историк, автор многочисленных аналитических обзоров по истории национально-освободительного движения;
издатель, редактор, журналист, трудившийся в газетах и журналах Азербайджана, Ирана, Турции и Европы;
литературовед, перу которого принадлежат оригинальные труды по азербайджанской и восточной литературе;
писатель и переводчик.
М.Э.Расулзаде родился 31 января 1884 года близ Баку, в селении Новханы.
Начальное образование получил в русско-мусульманской школе под руководством известного просветителя С.М.Ганизаде, затем учился в бакинской технической школе. Расулзаде рано приобщился к политической борьбе.
В 1902 году он создал кружок под названием "Мусульманская молодежная организация".
"Целью кружка было развивать у ее членов национальные чувства, развивать родную речь, читать произведения своих писателей, учить наизусть революционные стихи, распространять набранные в типографии листовки, систематически пропагандировать свободолюбивые и революционные идеи среди рабочих" (из воспоминаний М.Э.Расулзаде).
В 1904 году в одной когорте с ищущими новизны молодыми Н.Наримановым, С.М.Эфендиевым, М.Г.Гаджинским, М.Мовсумовым, М.Азизбековым М.Э.Расулзаде был создателем организации "Гуммет" при Российской социал-демократической партии.
В идее, сформулированной Али беком Гусейнзаде как "тюркская кровь, исламская вера, европейская направленность", большую роль сыграли теоретические взгляды М.Э.Расулзаде.
Революция 1905 года вывела его на большую дорогу публицистической и практической деятельности.
В эти годы он познакомился с молодым революционером И.Сталиным. Это знакомство сперва переросло в дружбу, а затем во вражду на идеологической почве.
М.Э.Расулзаде публиковался в журнале "Фиюзат", газетах "Иршад" и "Текамюль". Некоторое время он и сам был редактором этих газет.
М. Э. Расулзаде, помимо публицистических работ, проявлял интерес и к художественному творчеству, писал стихи и пьесы.
В 1908 году была осуществлена постановка его пьесы "Гаранлыгда ишыглар" ("Огни во тьме"), завершена работа над другой - "Неожиданная беда".
После поражения первой русской революции М.Э.Расулзаде вынужден был эмигрировать в Иран.
В Иране М.Э. Расулзаде продолжил свою революционную деятельность, став активным участником революционного движения против шахского режима.
В 1910 году М.Э.Расулзаде вместе с С.Г.Тагизаде, Г.Наввабом, С.Мирзой и другими известными иранскими интеллигентами основал Иранскую демократическую партию. В том же году он начинает издавать газету "Иране ноу", тем самым заложив основы прессы европейского типа в Иране.
Одновременно Расулзаде активно занимается публицистической деятельностью. Своими публикациями он создал историческую летопись революционной борьбы в Баку и Тебризе, Ближнем Востоке и в России. Он написал более 250 статей на эту тему, большая часть материала посвящена иранской революции.
В период пребывания в Иране М.Э.Расулзаде собрал богатый материал, на основе которого впоследствии он написал исследовательскую работу "Иранские тюрки", опубликованной частями в журнале «Тюрк йурду» («Тюркское отечество») в 1911-1912 гг.
Период русской революции 1905-1907 явился, по мнению М.Э.Расулзаде, этапом перехода от национально-культурного движения к политической борьбе за национальные права.
Это была борьба за отмену дискриминационных законов, ограничивающих права российских мусульман, но не за идею национальной свободы. Эта идея появится в статьях Расулзаде "Национальное возрождение" позднее.
Царские власти, озабоченные активной политической и публицистической деятельностью Расулзаде, которая была направлена на ослабление российского влияния в Иране, потребовали от тегеранских властей немедленного выдворения его из страны. В этих условиях Расулзаде вынужден был эмигрировать в 1911г. в Турцию, переживавшую процесс перехода от османства и исламского единства к тюркскому национализму.
Пока М.Э.Расулзаде находился в Стамбуле, в Азербайджане произошло важное событие - в октябре 1911 года бывшие "гумметисты" Т.Нагиев, Мухаммед Али Расулзаде и А.Кязымзаде основали партию "Мусават".
В феврале 1913 года Российская империя торжественно отметила 300-летие дома Романовых.
Николай II в честь этого праздника подписал указ о помиловании политических арестантов и о возвращении в страну политэмигрантов. Воспользовавшись этим, М.Э.Расулзаде в апреле 1913 года вернулся в Азербайджан и вскоре возглавил партию «Мусават». В скором времени эта партия даже по признанию противников, стала ведущей политической силой Закавказья. Она сыграла большую роль в судьбе Азербайджана, в период завоевания его независимости.
С лета 1913 года в журнале "Шелале" печатается серия статей Расулзаде о языке ("Простой язык - новый язык", "Новые языковеды-тюркисты" и др.)
"Мы, азербайджанские тюрки, чуть было не потеряли язык, имеющий большое моральное и материальное значение в жизни народа. Был период, когда мы совершенно иранизировались. Тюркскую литературу не знали. Тюркский язык считался уделом необразованных людей, избранные кичились знанием арабского и фарсидского. Затем новое поколение азербайджанских тюркоязычных поэтов, выросших под влиянием Физули, предотвратило эту опасную тенденцию, плохо ли, хорошо ли сформировав литературный язык". (из ст. М.Э.Расулзаде «Язык как важный общественный фактор»).
Расулзаде в своих публикациях объяснял читателям, важность ликвидации разрыва между разговорной и письменной речью для формирования нации.
"Если мы действительно хотим видеть язык носителем национального духа и средством общения и считаем язык фактором объединения и прогресса всего общества и нации, то должны сократить различия между письменной и устной речью".
В своих статьях, опубликованных в газете "Игбал", журналах "Шелале", "Басират", "Дирилик», Расулзаде научно обосновывает, что нацию объединяет не религия, а язык и культура, что мусульманство не национальная, а религиозная категория.
Смысл всего цикла "Национальное возрождение" у М.Э.Расулзаде сводился к тому, что самое ценное из всех возрождений - это национальное возрождение.
Начиная с осени 1914 года в течение трех месяцев Расулзаде разрабатывал проблему национального возрождения. В серии статей "Национальное возрождение" он научно-теоретически обосновал идею национального возрождения.
Так представлял себе М.Э.Расулзаде путь азербайджанцев:
"Мы - тюрки по языку, тюрки по национальности. В первую очередь наша цель - сохранить независимость тюркской литературы, тюркского искусства, тюркской истории и тюркской культуры. Блестящая тюркская культура - наша святая цель, наша яркая путеводная звезда" (ст. "Дорога, которую мы выбираем").
Два мусульманских съезда, прошедшие весной 1917г., сделали М.Э.Расулзаде лидером российских тюрок.
Апрельский съезд кавказских мусульман в Баку сформулировал ожидания азербайджанцев от русской революции:
"Крепкое единство народов, входящих в состав государства, не сможет обеспечить никакая сила, кроме их свободного волеизъявления о создании подобного государственного объединения" (из выступления М.Э.Расулзаде на съезде).
Борьба за права мусульманских народов была продолжена на московском съезде в мае 1917 года. Сюда съехались видные деятелимусульманских и тюркских народов России (А.М.Топчибашев, С.Арсал, Дж.Акчура, и многие другие). Однако центральной фигурой съезда стал М.Э.Расулзаде, который выступил с докладом по главному вопросу повестки дня съезда, политическому устройству страны.
"В мае 1917 года в Москве на съезде российских тюрок Расулзаде горячо, настойчиво, сильно и успешно защищал тезис "национального государства", и эта успешность сделала его их общим лидером. Как результат этой известности, М.Э.Расулзаде был избран делегатом в Учредительное собрание и от Азербайджана, и от Туркестана" (М.Б.Мамедзаде).
Возглавляемая М.Э.Расулзаде партия "Мусават" стала сильнейшей политической организацией Южного Кавказа, главным пропагандистом национально-освободительных идей.
"Что такое нация? Я убежден, что нация основывается на факторах единства языка, исторических связей, обычаев и традиций. Порой тюрок, спрашивая у татарина о его национальности, слышит в ответ: я - мусульманин. Это ошибочное утверждение. Как не существует христианской нации, так и нет мусульманской нации. В большом доме мусульман должны быть отдельные квартиры тюрок, фарсов, арабов".
Расулзаде считал, что будущая государственность должна покоиться на двух началах - общечеловеческие интересы, с одной стороны, и свобода самостоятельного развития отдельных национальностей - с другой.
Так говорил М.Э.Расулзаде на съезде 3 мая 1917 года.
М.Э.Расулзаде в своем докладе на съезде отвергая идею мусульманской нации, подчеркивал, что «не существует мусульманской нации, а есть нации, исповедующие ислам». Одновременно он доказывал самобытность отдельных тюркских народов.
Несмотря на сильнейшее сопротивление оппонентов, выдвинутая М.Э.Расулзаде радикальная резолюция, предусматривающая федерализацию России на основе принципа национально-территориальной автономии, была принята 446 голосами против 271.
Позднее он писал об этом:
"Тысяча делегатов, представлявших всех тюрок России, после жарких дебатов на съезде сошлась на требовании установления в стране федеративной народной республики, построенной на основе национальных и территориальных автономий.
Это требование ясно указывало, каких политических результатов ожидали российские мусульмане от великой революции".
М.Э.Расулзаде был основателем и лидером Азербайджанской Демократической Республики, провозглашенной 28 мая 1918 года. Она просуществовала всего 23 месяца.
После захвата Азербайджана большевистскими войсками в апреле 1920 г. ему удалось некоторое время скрываться в высокогорном Лагиче, но 17 августа в местечке Гарамарьям близ Гейчая он был арестован и привезен в Баку.
Осенью 1920 года И.Сталин был командирован в длительную поездку по маршруту Ростов-Владикавказ-Баку-Дагестан.
В первые дни ноября он прибыл в Баку для участия в торжествах по поводу годовщины Октябрьской революции и в работе конференции Бакинского городского совета.
От имени Наркомата по делам национальностей РСФСР он дал распоряжение начальнику особого отдела XI Армии В.Панкратову освободить М.Э.Расулзаде. Случилось невиданное: И.Сталин лично отправился в Баиловскую тюрьму, где некогда томился и сам, вызволил М.Э.Расулзаде и забрал с собой в Москву.
Мало кто помнит, что в 1905 году нефтепромышленники, схватившие революционера Сталина, хотели бросить его в нефтяной колодец, и спас его тогда именно М.Э.Расулзаде. Затем, когда Сталин сидел в Баиловской тюрьме, его побег организовал также М.Э.Расулзаде. И Сталин, конечно же, не забыл пламенную речь Расулзаде над могилой рабочего-революционера Х.Сафаралиева в Биби-Эйбате 29 сентября 1907 года.
По прибытии в Москву М.Э.Расулзаде с помощью Сталина устроился работать в Комиссариате по делам национальностей в должности уполномоченного по вопросам печати.
Одновременно в подчиненном наркомату Московском институте востоковедения он преподавал фарсидский язык.
В органе наркомата - журнале "Новый Восток" - в N1 за 1922 год был дан анонс, что в следующем номере будет помещена статья М.Э.Расулзаде "Коммунисты Древнего Ирана". Но статья эта не вышла. Видимо, в связи с неожиданной эмиграцией Расулзаде из Советской России.
В ряде источников можно найти указание на то, что члены партии "Мусават" с помощью знаменитого татарского политика М.Бигиева устроили ему побег из Петрограда в Финляндию и оттуда в Турцию.
Сохранилось письмо написанное Мамед Эмином Иосифу Сталину в эмиграции[1].
После двух лет свободной жизни и последующих двух лет жизни под советским прессом М.Э.Расулзаде, создатель первой на Востоке республики, начал жизнь эмигранта в Турции.
Большой период эмигрантской жизни М.Э.Расулзаде был связан с Турецкой Республикой.
В 1923 году, за несколько месяцев до провозглашения Турецкой Республики, в Стамбуле вышел из печати труд М.Э.Расулзаде "Азербайджанская Республика". В этой работе содержалось описание исторического пути, пройденного Азербайджанской Демократической Республикой. Но для турецкой общественности эта книга оказалась как нельзя кстати, ибо способствовала распространению и укреплению республиканских идей в Турции.
На "Празднике книги" в Измире труд М.Э.Расулзаде был оценен самой высокой премией. Али бек Гусейнзаде написал вступительное слово к этой книге, где была дана высокая оценка труду Расулзаде. И даже Гусейнзаде предсказал, что на предстоящей книжной ярмарке в Измире книга получит высокую премию.
Обращаясь к М.Э.Расулзаде, Али бек писал:
"Вы работали как активный борец в самое критическое для Азербайджана время, очень многие важные факты и события Вы видели с близкого расстояния собственными глазами, пребывали среди различных течений и прожили богатой приключениями жизнью... К имеющимся, естественно, у Вас положительным знаниям и эрудиции, Вы прибавили много ценных и полезных наблюдений и сведений, и все это Вы, несомненно, постарались отметить и зафиксировать в вашем труде... С этой стороны Ваш труд... послужит ценным вкладом в наши печатные издания, ибо затронутая в нем тема касается вопросов, связанных со святой, дорогой независимостью и будущностью Баку, экономическое и политическое положение которого имеет всемирное значение, и Азербайджана и по этой причине - всего тюркизма".
В 1924 году М.Э.Расулзаде основал в Турции Национальный центр Азербайджана, главной целью которого являлась консолидация азербайджанской политической эмиграции в борьбе с большевистской оккупацией и восстановление государственной независимости Азербайджана.
Он также создал и лично возглавил Заграничное бюро партии "Мусават". Приступили к публикации альманаха "Новый Кавказ" - главный пропагандистский рупор обеих организаций.
Деятельность М.Э.Расулзаде на новом поприще получила широкий отклик как в самой Турции, так и на Кавказе и среди российских тюрок.
Плоды его трудов стали настолько заметны, что по распоряжению И.Сталина спецслужбы и органы пропаганды СССР приступили к тотальной борьбе против М.Э.Расулзаде.
Очень интересны и примечательны инструкции И.Сталина авторскому коллективу готовящейся к изданию книги против М.Э.Расулзаде:
"Мои советы тт. Мусабекову, Мирзояну, Ахундову, Кирову, Орахелашвили по поводу реакционной брошюры Расулзаде. Общий тон брошюры против Расулзаде должен быть наступателен. Ни в коем случае не оправдываться, а наступать, обвиняя его в следующих грехах:
1. В ренегатстве. Он был большевиком, но изменил нам.
2. В измене интересам самих тюрок. Так как он сам и его партия "Мусават" мешали Красной Армии помогать тюркам, препятствовали взятию Баку.
3. В измене азербайджанскому народу. Препятствовали передаче земли крестьянам и ликвидации владений беков.
4. В измене интересам всех народов Востока и помощи Англии в сохранении колониального господства над мусульманами.
5. В организации армяно-татарской резни. Обозвать его азербайджанским Пуришкевичем.
6. Обвинить в организации Шамхорского погрома. Обозвать его азербайджанским погромщиком.
…
Привет. И.Сталин. 16 сентября, 1923 г.".
Тревога И.Сталина имела понятную почву: эта маленькая книжка М.Э.Расулзаде ставила под сомнение всю национальную политику Страны Советов, политику, которую долгое время курировал сам И.Сталин.
После "Нового Кавказа" в Стамбуле под редакцией М.Э.Расулзаде стали издаваться альманахи "Азери-Тюрк" (1928-1931), "Одлу юрд"("Страна огней")(1929-1930), еженедельник «Билдириш» ("Сообщение") (1929-1931), которые сыграли большую роль в пропаганде принципов свободы и независимости.
В те годы М.Э.Расулзаде опубликовал книги: в Стамбуле - "Крах революционного социализма и будущее демократии", "Нация и большевизм", "Кавказские тюрки"; в Париже - "О пантуранизме. В связи с Кавказской проблемой" (1930 г.), в которых он неустанно выдвигал свежие идеи о развитии наций и строительстве нового общества.
В 1930 году Советский Союз и Турция пришли к секретному соглашению о запрещении и роспуске организаций и обществ, ведущих контрпропаганду друг против друга.
На волне этого сговора М.Э.Расулзаде в 1931 г. был депортирован из Турции.
Некоторое время он провел в Польше, затем в Германии и других европейских странах.
В 30-х гг. Расулзаде был одним из активных участников и лидеров движения «Прометей», объединившее представителей политэмиграции нерусских народов СССР. В эти же годы он издавал газету "Независимость" (1932-1934), альманах "Освобождение" (1934-1938), частенько выступал со статьями в русскоязычном журнале "Кавказ" (1932-1938) и франкоязычном "Прометей" (1928-1939), издававшихся в Париже.
После Второй мировой войны М.Э.Расулзаде вновь вернулся в Турцию.
С 1947 года он возглавил Азербайджанский национальный центр в Анкаре, в 1949 году основал "Азербайджанский культурный кружок", в 1952 году начал издавать альманах "Азербайджан", тесно сотрудничал с Обществом турецкого языка и Обществом турецкой истории.
6 марта 1955 года М.Э.Расулзаде скончался в Анкаре в возрасте 71 года.
Похоронен на кладбище «Асри» в Анкаре.
В связи с его кончиной видный иранский государственный деятель и дипломат Сеид Гасан Тагизаде написал следующее:
"За всю свою жизнь я не встретил на Востоке человека равного Расулзаде, несомненно, он был из числа чрезвычайно редких людей. Мамед Эмин бек обладал дисциплинированным, сильным и здравым умом, чистой душой, правдивостью, логикой. В полном смысле этого слова он был правильным человеком, глубоко верившим в правильность избранного пути, самоотверженным и достойным подражания. Пока что в наше время и в наших местах таких повстречать невозможно".
Творческое наследие М. Э. Расулзаде охватывает большой и разносторонний материал:
Книги о Расулзаде, выпущенные за последние годы:
Статья о М.Э.Расулзаде в энциклопедии "Общественная мысль русского Зарубежья"
Мы выражаем нашу благодарность ведущему специалисту, автору книги "Мамед Эмин Расулзаде. 1884 - 1955" Айдыну Балаеву за внесенные в статью поправки, а также большому другу нашего сайта Рамизу Абуталыбову, дипломату и журналисту, за его помощь при создании этой статьи.
Примечание:
Источники:
Азербайджанцы в России
Гасан Гулиев "Эмигрантская литература Азербайджана"
Джамиль ГАСАНЛЫ "Эмиграция, которая еще продолжается"
open.az
Неизвестная переписка Расулзаде и Топчибашева
Севда Исмайыллы
На вопросы РадиоАзадлыг отвечает известный исследователь истории мусульманских народов России начала ХХ века, доктор исторических наук Салават Исхаков.
Автор книг «Российские мусульмане и революция» (1917-1918), «Первая русская революция и мусульмане Российской империи», «Из истории азербайджанской эмиграии», последней, недавно изданной «А.М.Топчубаши и М.Э.Расулзаде. Переписка. 1923-1926 гг» и множества публикаций на темы межэтнических и межконфессиональных отношений в России, революции 17 года, гражданской войны, например, участия тюрок-мусульман в российской армии, истории мусульманской, в том числе азербайджанской эмиграции, а также о М.Э.Расулзаде, Мустафе Чокаеве, Ахмет-Закки Валидове и других. .
- Салават Мидхатович, откуда у Вас интерес к истории Азербайджана?
- После гражданской войны на территории бывшей империи, когда большевики разгромили все несоветские правительства мусульманских народов, их сопротивление, в том числе азербайджанского, не прекратилось. В частности, в Азербайджане нарастала внутренняя напряженность. Этот протест народов, в том числе азербайджанского, против проводимой Кремлем «национальной» политики давал веское основание их лидерам, вынужденным эмигрировать в Европу, выступать с острой критикой действий большевистских лидеров на страницах различных периодических изданий. Так, в октябре 1922 г. Лубянка сообщила Сталину, что в Париже существует центр, в который входили мусаватисты и северокавказские горцы и который тесно был связан с французским правительством, русской эмиграцией и белыми генералами.
- А почему именно в Париже?
- Франция в 1920-е годы стала политическим и культурным центром не только русского зарубежья, но и мусульманской, в том числе азербайджанской, эмиграции.
Именно в Париже лидерами разных народов бывшей Российской империи в 1926 г. был основан клуб «Прометей», который действовал как международная организация. С этой целью в Париже с 1926 г. выходил на французском языке журнал «Prométhée» («Прометей»), который издавался Комитетом независимости Кавказа (Азербайджан, Грузия, Северный Кавказ) — эмигрантской организацией, созданной в середине 1920-х годов. Затем появились другие журналы и газеты, в том числе на языках народов СССР.
Подобные прометеевские клубы основывались и в других городах Европы, в том числе в Варшаве (1928 г.), для заседаний, лекций, собраний, диспутов, семинаров прометеевских лидеров и европейцев.
- Интересное, «говорящееe» название для антибольшевистского журнала и клубов...
- И целого движения. Автором термина «прометеизм» был полковник Т. Шетцель, который будучи польским военным атташе в Турции (1924–1926 гг.), налаживал контакты с политической эмиграцией кавказских народов.. Идея создания подобного антибольшевистского движения была поддержана главой польского государства Ю.Пилсудским. Не случайно именно в Варшаве была в 1928 г. создана «Лига угнетенных Россией народов» (общество «Прометей»), в которую входили представители Азербайджана, Грузии, Дона, Ингрии, Карелии, Коми, Крыма, Кубани, Поволжья, Северного Кавказа, Туркестана, Украины и Урала.
Этот антибольшевистский союз представлял серьезную угрозу для советской пропаганды. Задачами прометеевцев, во-первых, являлись пробуждение политического сознания своих народов того, чтобы они сами могли решать свою судьбу, во-вторых, раскрытие перед европейской и мировой общественностью серьезных проблем нерусских народов при советской власти, разоблачения большевистской диктатуры, пренебрегавшей в действительности самобытностью, культурой, историей, традициями нерусских народов Советского Союза. Главное внимание в первые годы «Прометей» уделял пропаганде идеи объединения усилий разных народов в борьбе с большевизмом, за национальную независимость.
Прометеевские издания распространялись по всему миру, в том числе нелегальным образом в Советском Союзе, оказались сильным противодействием советской пропаганде сталинской национальной политики, раскрывая при этом острейшие проблемы между Кремлем и нерусскими, в том числе азербайджанским, народами Советского Союза.
Самыми авторитетными критиками национальной политики ВКП(б) в отношении Азербайджана и его народа являлись А.М. Топчибашев и М.Э. Расулзаде, который, будучи лидером мусаватистов, был в 1931 г. по этой причине даже депортирован из Турции под давлением Кремля. После этого шага кемалистского правительства Расулзаде приехал в Польшу и вместе с А.М. Топчибашевым, который жил в Париже, представлял азербайджанскую эмиграцию как перед европейским общественным мнением, так и в других эмигрантских центрах и организациях.
Кстати, переписка Топчубашева и Расулзаде, охватывающая 1923-1926 годы, была обнаружена в личном фонде Центра исследований Высшей школы социальных исследований России, Кавказа и Центральной Азии в Париже сотрудником центра, Георгием Мамулиа. Именно благодаря ему я узнал о существовании этих писем.
(отрывок из статьи, опубликованной на сайте Радио Азадлыг, © 2010 RFE/RL, Inc. Перепечатывается с разрешения Радио Азадлыг).