Здесь обсуждается статья

Певзнер Константин Григорьевич
- композитор, руководитель оркестра "Рэро"
[править]

1924-1994


Константин Певзнер. Баку.1948




Константин Григорьевич Певзнер родился 24 июня 1924 года в Баку.

В 1941 году был призван в армию и участвовал в Великой Отечественной войне. В 1953 году окончил Азербайджанскую консерваторию по классу композиции у Кара Караева.
В 1958 году был приглашен художественным руководителем эстрадного оркестра Грузии "Рэро", в котром проработал до 1974 года, а в 1974 году стал музыкальным руководителем Государственного эстрадного оркестра РСФСР.






Константин Григорьевич был автором оперетт: "Важная персона" (Баку, 1949), "Всегда с любимой" (Одесса, 1954), "Седьмое небо" (Москва, 1962);

пьес для симфонического оркестра:"Симфонические картины" (1955);
пьес для эстрадного оркестра;
песен: "Оранжевая песенка" (сл. А. Арканова и Г. Горина, 1966),
"Мой старый дом" (сл. О. Левицкого, 1967),
"Выходи" (сл. П. Грузинского, 1967),
"Колдовство весеннее" (сл. П. Грузинского, 1968),
"О, Рэро, Рэро" (сл. И. Чавчанидзе, 1971),
"Нравится ли мне в твоем лесу" (сл. И. Потехиной, 1976) и др.;

музыки к драматическим спектаклям Театра русской драмы им. А. Грибоедова в Тбилиси:
"Шестой этаж",
"Тополек мой в красной косынке",
"Эй, ты, здравствуй" и др.;

музыки к фильмам:"Игра без ничьей" (1967),
"Смерть филателиста" (1969),
"Ребята с Сиреневой улицы" (1975);

музыки к телефильму "Рэро" принимает гостей" (1973).

В 1966 году Константин Григорьевич был удостоен звания Заслуженный деятель искусств.


Слушать

  • Ачу-ачу (Я.Аким) Венера Майсурадзе
  • Встреча в Москве (Л.Гегелия и Н.Сидоров) Лили Гегелия
  • Кошка и плов (Г.Строганов) Рашид Бейбутов
  • Оранжевая песня (А.Арканов) Ирма Сохадзе
  • Фарида (К.Певзнер - Г.Строганов) Рашид Бейбутов


Тенгиз Гудава-редактор "Радио Свобода"[править]

В пору тягот и испытаний нация, как и отдельный человек, особо бережно относится к дорогим воспоминаниям.
С их помощью как с помощью маленьких спасательных кругов душа нации старается не утонуть в мутной воде межвременья. Надо было видеть с какой трогательностью вспоминали былое на недавнем юбилее, состоявшемся в Тбилиси.
Юбилей - 80-летие выдающегося эстрадного музыканта Константина Певзнера. Он умер десять лет назад, но на
тбилисской встрече Константин Певзнер, или Котик, как его любовно все звали, был жив. Он словно брел где-то рядом по кривой улочке старого Тбилиси, напевая очередной шлягер и все ему подпевали.
Константин Певзнер родился в Баку, он долго жил в Тбилиси, будучи автором многих популярных грузинских песен,
руководил государственным эстрадным оркестром Грузии "Рэро", а потом жил в Москве и был руководителем эстрадного оркестра Леонида Утесова. Как скажет герой нашей сегодняшней передачи - знаменитый российский писатель-юморист Аркадий Арканов - Константин Певзнер был переносчиком-переводчиком культур.


Вахтанг Кикабидзе:[править]

В 1975 году меня попросил помочь руководитель госоркестра Грузии «Рэро», мой старший друг Константин Певзнер,
- ему уже трудно было одному возить на гастроли большой коллектив. Сделали шоу-программу «В кругу друзей Вахтанга Кикабидзе», я поехал с ними. Потом Котик (так звали Константина Певзнера друзья) заболел, скончался, я уже не мог коллектив бросить, и меня попросили стать худруком.


Владимир Качан:[править]

Меня пригласил туда Константин Григорьевич Певзнер, руководитель ансамбля "Реро" (не путать с "Ореро").
А с Певзнером мы познакомились, когда я еще был студентом. Он тогда услышал наши с Филатовым песни, они ему
жутко понравились, и он купил у нас для своего ансамбля две песни: "Вертится земля" и "Просто так". По тем временам за баснословные для нас с Филатовым деньги - 150 рублей. Певзнер, когда мы ему эти две песни продали, уехал обратно в Грузию. И они там исполнялись.


Нани Брегвадзе:[править]

Правда, и в годы учебы в консерватории, и потом я активно участвовала в самодеятельности Тбилисского
политехнического института - пела. Художественным руководителем там был Сусо Тугоши, а музыкальным - одаренный композитор Константин Певзнер. Потом ему передали государственный оркестр "Рэро", и он меня пригласил к себе.

Ирма Сохадзе:[править]

Песня родилась в конце 60-х. Видимо, людям этот мотив и слова напоминают что-то далекое, хорошее. То время
олицетворяют песни «Пусть всегда будет солнце» и «Оранжевая песня». «Оранжевая песня» была создана тремя
гениальными людьми – автор музыки Константин Певзнер, слова написали Аркадий Арканов и Григорий Горин. Три таких умных человека сели и сочинили для восьмилетней девочки эту песню. Как пришла идея, никто сейчас толком не помнит. Арканов один из них здравствует, дай Бог ему сто лет! Песню писали в Тбилиси. Почему оранжевая? То ли потому что в комнате, где они творили, висело что-то оранжевое, то ли еще что-то. Было застолье, может быть, чуть-чуть выпили, и все показалось в радужном свете. Мотив у Певзнера к тому моменту уже был. Я каждый концерт начинаю с этой песни, слова лишь переделала под свой возраст. Такая у меня визитная карточка.

Алексей КОМОВ, Владимир КОВАЛEВ, «Смена»[править]

...Константин Певзнер, руководитель известного оркестра «Рэро» грустил. Были прекрасные стихи Аркадия Арканова и Григория Горина, музыка была, аранжировка... Не было исполнителя, который бы спел песню серьезно. Какой взрослый серьезно сможет пропеть: Оранжевое солнце, оранжевое небо, оранжевая мама, оранжевые верблюд? И когда руководителю оркестра стало совсем грустно, он вспомнил о той очаровательной девчушке с телевидения. К этому времени Ирма уже училась во втором классе — для песни вполне зрелый возраст. Оранжевая песня стала первой серьезной работой. С ней пришла к Ирме популярность, не меньшая, чем у взрослых артистов. Ее даже вместе с оркестром в Париж пригласили. Зрители концертного зала «Олимпия», повидавшие на своем веку такое количество эстрадных звезд, что некоторым астрономам не снилось, аплодировали малышке с черными кудряшками, не жалея ладоней. Ну совсем, как ее одноклассники на школьном вечере. Ирма пела по-грузински — ее понимали, по-русски — тоже понимали, спела даже по-французски... Специально для концертов в Олимпии была разучена песня Энрико Масиаса «Дети всего мира». Потом, после отъезда «Рэро» из Франции мелодия долго еще звучала в эфире.


Фотоальбом[править]



Лариса Агамалян-Николайшвили[править]

«О, РЭРО, РЭРО» КОНСТАНТИНА ПЕВЗНЕРА


Konstantin-Pevznerjpg.jpg


Можно ли назвать праздником юби­лей – 80-летие со дня рожде­ния чело­века, которого уже нет в живых? Да, именно праздником стал для всех по­клон­ников талан­та Констан­тина Пев­знера вечер памяти маэстро, недавно состоявшийся в Большом зале госу­дарствен­ной филармонии. И если театр начинается с вешалки, то этот вечер начался на пятачке перед филармонией, где встретились люди, давно не посе­щавшие театры и концерты в силу опре­деленных обсто­ятельств. То и дело слышалось забытое: «Нет лишнего билетика?» Кстати, вход был по бесплатным пригла­сительным билетам. Это был поистине царственный подарок супруги К. Певзнера Мерции – и сцена­риста, и режиссера, и организатора этого незабы­ваемого вечера.

Время повернуло вспять – мы почувствовали себя моло­дыми, вернувшись на полвека назад. От­крылся занавес, и перед нами предстал оркестр мэрии – биг-бэнд, которым дирижировал Тенгиз Джаиани. А с потрясающих фотографий в полный рост на нас смотрел живой Котик Певзнер (я взяла на себя смелость называть его так и думаю, что он был бы не в обиде, поскольку для всех он ос­тавался Котиком, несмотря на воз­раст).

Ведущие вечера Ирма Сохадзе и Гия Чиракадзе представили мо­лодых солистов – Мариам Роинишвили и Бориса Бедиа, которые, как бы приняв эстафету от стар­шего поколения, испол­нили знаме­нитую песню Певзнера «О, рэро, рэро». С воспоми­наниями высту­пили председатель Театрального общества Грузии Гига Лордкипанидзе, первый солист «Рэро» Зураб Рцхиладзе (председатель об­щества «Мемориал»).

Исполните­ли сменяли друг друга: Нани Брегвадзе, Эка Мамаладэе, Нукри Капанадзе, сестры Чохонелидзе, Вахтанг Кикаби­дзе и др. Нани Брегвадзе впервые исполнила два изумительных романса («Очей оча­рованье», «Паутина»), подаренных ей автором. Когда Ирма Сохадзе пригласила на сцену давнего дру­га К.Певзнера Аркадия Арканова, зал разразился аплодисментами. Как приятно было слышать теплые слова в адрес Тбилиси и тбилисцев. И вот со сцены звучит, как много лет назад, добрая "Оранже­вая песенка" в исполнении Ирмы Сохадзе и А.Арканова, одного из авторов текста этой песни.

Передо мной лежит «Оранже­вая песня Котика Певзнера» – кни­га воспоминаний друзей об этом выдающемся человеке. И хотя мне не посчастливилось быть лично знакомой с К. Певзне­ром, я поста­ралась представить его на сцене – артистичного, элегантного, чрез­вычайно пластичного дирижера. Кто-то очень точно подметил, что К.Певзнер был демокра­тичен, но его демократизм был аристократичес­ким.

Это была яркая и незаурядная личность не только в музыке, он пи­сал и стихи к своим песням. Каж­дый, кому довелось общаться с Ко­тиком, «прикипал» к нему душой раз и навсегда. Еще в школе, стоило ему сесть за пианино, как вокруг собира­лись восторженные слуша­тели, кото­рым он дарил радость – умение слу­шать и чувствовать джаз.

Обаяние и юмор, ум и такт в об­щении с самыми разно­образными людьми делали его желанным гос­тем в любой компании: непревзой­денный тамада, импровизатор, прекрасный рассказчик нескончаемых анекдотов. После встречи с ним люди чувствовали себя лучше – уди­вительно добрая аура исходила от этого человека.

После окончания Бакинской кон­серватории по классу ком­по­зи­ции К.Певзнер переезжает в Тбилиси, и вскоре имя нового руково­дителя зна­менитого эстрадного оркестра «Рэро» стало известно многим. 30 с лишним лет были отданы этому ор­кестру, который стал во многом глав­ным делом его жизни. Здесь особен­но широко раскрылся его талант как композитора, аранжиров­щика, дири­жера и педагога, воспитавшего целую плеяду эстрад­ных певцов в Грузии.

Несмотря на то, что организаци­онные дела отнимали у К.Певзне­ра массу времени, которое он мог посвятить сочине­нию музыки, в его активе 3 оперетты, 2 мюзикла, му­зыка ко многим театральным спек­таклям и кинофильмам, сюита для симфони­ческого оркестра, эстрад­ные пьесы, песни, компози­ции, аран­жировки и т.п. Многие его песни тут же становились шлягерами.

Очень обидно, что замечатель­ный фильм «Рэро принимает гос­тей» режиссеров Н.Неновой и Г.Цулая, давно забытый, лежит где-то на полке, хотя, несмотря на свой возраст (1971 г.), он очень интере­сен не только для старшего поколения, но и для молодежи, т.к. в нем нашлось место всему, чем блистал «Рэро», – отличное оркестровое зву­чание, слаженный ансамбль, яркие солисты, стилизованные нацио­нальные танцы и т.д.

Он прожил красивую, насыщен­ную, веселую и добрую жизнь, и всегда рядом с ним была его оча­ровательная Мерция – верный и надежный друг. Она и сейчас жи­вет его жизнью, и этот вечер памя­ти – дань ее большой любви.

И вновь звучит «О, рэро, рэро» – музыкальный символ оркестра – только на этот раз в исполнении Нани Брегвадзе, Эки Мамаладзе и Гии Чиракадзе. Концерт окончен, но никто не спешит уходить. Я хочу закончить свой рассказ стихотворением актрисы Людмилы Ивановой, написанным под впечат­лением оригиналь­ного грузинского тоста по совету Котика Певзнера:

Я думаю, если все горы распра­вить
И если все горы в равнину сложить,
Ты, Грузия, будешь страною без края,
Но только без гор не смогу я прожить.

Эти слова Котик переложил на музыку...

2004 г.

здесь


Статья подготовлена по материалам Интернета и книге "Оранжевая песня Котика Певзнера"


© Т. Сперанская--I am 23:00, 9 октября 2009 (UTC)

comments powered by Disqus