До 1700 года новый год в России начинался 1 марта, потом 1 сентября. Сам праздник назывался вовсе не Новый год, а "Первый день во году", "Начатие нового лета".
Петр I был именно тем человеком, который принес в Российскую Империю не только празднование Нового года, но и новую хронологию (не путать с календарём!). 20 декабря 7208 г. Петр I закрепил отступление от старой хронологии. Согласно указу вводилось новое летосчисление: от Рождества Христова, а не от создания мира. В результате текущий 7208 год стал 1699 годом.
20 декабря 7208 года великим Государем царем князем Петром Алексеевичем, вошедшим в мировую историю как Петр I, был издан указ, во многом изменивший ход времени в его государстве – Указ №1736 "О праздновании Нового года":
«Известно ему великому государю стало, не только что во многих европейских христианских странах, но и в народах словенских, которые с восточною православною нашею церковью во всем согласны (... ) все те народы согласно лета свои счисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть, генваря с 1 числа, а не от создания мира... и ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущего генваря с 1 числа настает новый 1700 год ... и новый столетний век; и для того доброго и полезного дела указал впредь лета счислять в приказах, и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего генваря с 1 числа от Рождества Христова 1700 года.
А в знак того доброго начинания и нового столетнего века... кому случится и в дому своем, по большим и проезжим знатным улицам, знатным людям, и у домов нарочитых духовного и мирского чину, перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых... кому как удобнее и пристойнее, смотря по месту и воротам, учинить возможно, а людям скудным... хотя по древцу или ветви на вороты, или над хороминою своею поставить, и чтоб то поспело ныне будущего генваря к 1 числу сего года, а стоять тому украшению генваря по 7 день того ж 1700 года.»
Традиция наряженной рождественской ёлки, установленной в домах, появился в России значительно позднее – в 30-х годах XIX века, в царствование императора Николая I. Появление и популяризация рождественской елки в России связывают с именем супруги Николая I императрицы Александры Федоровны, урожденной прусской принцессы Шарлотты. В Германии этот обычай существовал с XVI века и был нормальным явлением в немецких семьях. На протяжении 1840-х годов рождественские елки в петербургских русских аристократических, а затем и просто состоятельных семьях становятся достаточно распространенным явлением.
"Однако настоящее знакомство России с рождественской елкой и елочной игрушкой происходит уже во второй половине XIX века. Именно на последние пять его десятилетий приходится период становления этого праздника в стране в новом качестве: во-первых, как подлинно семейного, во-вторых, по преимуществу детского и, в-третьих, широко отмечаемого не только высшей аристократией, но и в семьях профессоров, врачей, купцов, предпринимателей, творческой интеллигенции. Факторами, определявшими степень и качество «украшенности» рождественской елки, были общественный статус хозяина дома, а также материальные возможности и культурные потребности его семьи.» [1]"
Со второй половины XIX века рождественская елка и елочные игрушки начали распространяться в провинции. Сначала украшения на ёлках были по преимуществу съедобными (конфеты, фигурные пряники, орехи, завернутые в золотую и серебряную фольгу, фрукты) или самодельными (гирлянды, фонарики, вырезанные фигурки и т.п.).
Макушку елки венчала, как правило, восьмиконечная, так называемая вифлеемская, звезда (символ рождения Христа).
Позднее из Германии стали привозить стеклянные елочные игрушки. В конце XIX века было налажено российское производство стеклянных шаров и бус.
Сначала наряженные елки устанавливались преимущественно в богатых и зажиточных домах, в домах интеллигенции. В семьях бедняков елки еще не устанавливали: ведь праздновавшееся в Российской Империи Рождество и святки [2] никогда не включали в себя обряда украшения ели. К тому же цена ёлочных игрушек была высока, и доступны они были только людям обеспеченным.
Существовали общественные благотворительные елки, которые позволяли побывать на празднике детям из малообеспеченных и бедных семей. Для этих детей наряженная елка казалась скорее чудом, чем частью повседневной жизни.
К середине второй половины XIX века в Баку проживало большое количество христиан, не только православных, но и других христианских конфессий, отмечавших праздник Рождества и Новый год.
Рождество считалось и тогда праздником семейным. А вот в первую неделю нового года было принято совершать новогодние визиты. Поздравить с праздником приходили сослуживцы, подчиненные, родственники и т. д. и каждого нужно было угостить и одарить, а также совершать ответные визиты.
К началу 1880-х годов в Баку уже существовала традиция — взамен новогодних визитов жертвовать деньги на благотворительность – в пользу Бакинского благотворительного общества. Для этих пожертвований проводилась с 20 по 25 декабря специальная подписка. Для этого заготовлялись подписные листы, которые доставлялись состоятельным или занимающим определенное положение в городе, и всякий желающий заменить визиты пожертвованием в пользу бедных и малоимущих вписывал в эти листы своё имя и сумму пожертвования. К 1-му января эти подписные листы распечатывались и рассылались по домам, чтобы каждый мог удостовериться, кто из его знакомых заменил визиты пожертвованиями. Жертвователи ждали с нетерпением этих списков, чтобы узнать имена тех знакомых, чьи визиты заменены благотворительной помощью. Однако эти списки не всегда бывали полными или не всегда их доставляли вовремя: в газете «Каспий» тех лет можно встретить жалобы подписавшихся, но не нашедших своего имени в этих листах.
Специализированных магазинов по продаже елочных украшений в Баку в то время еще не было. Украшения для ёлок продавались обычно в аптекарских магазинах и кондитерских.
Так в «Каспии» за 1881 г. можно найти рекламное объявление аптечного магазина Беккера о продаже к праздникам позолоты для орехов, детского фейерверка, бенгальских огней, хотя о продаже елочных игрушек речь еще не шла.
Бакинское Общественное Собрание, членами которого были, в основном, представители капитала, хозяева заводов и пр. фирм, офицеры и интеллигенция, организовывало в своем помещении для празднования Нового года танцевальные вечера и маскарады.
Принимать участие в этих вечерах могли как члены Собрания, так и их гости. Плата за вход с гостей составляла 1 рубль. Маски для дам на этих маскарадах были обязательны. Организаторами танцевальных вечеров ставились требования к членам Собрания по части одежды – военные должны были быть при эполетах, а гражданские во фраках.
Для детей также организовывался во время святок танцевальный вечер. В 1882 г. шли разговоры, что этот уже ставший традиционным детский танцевальный вечер, видимо, придется отменить из-за появившихся в Баку нескольких случаев дифтерита и боязни распространения его при скоплении детей в одном месте. Однако вечер все же состоялся:
«масса молодежи веселилась с 7 часов и вплоть до 11-ти часов. Многие, впрочем, оставались и позже... На вечере мы видели крошек четырех и пяти лет, которые выделывали фигуры кадрили в то время, когда им давно бы следовало лежать в кроватке. Окупится ли доставленное этим крошкам удовольствие тою опасностью, которой они подвергаются, выходя из клуба в 11 чамов прямо на ветер и холод?» ("Каспий")
Судя по объявлениям в «Каспии», до 1883 г. зал Бакинского Общественного Собрания было практически единственным местом, где проводились общие семейные новогодние празднования. Однако надо помнить, что Общественное собрание было клубом для людей состоятельных и занимающих определенное место в бакинском обществе, но никак не для людей среднего класса, попасть на вечера в клуб можно было только по рекомендации членов клуба. Далеко не у каждого были такие знакомства!
В декабре 1882 г. в Баку открывается зал «Монплезир» на Губернской ул. в д. Красильникова, близ Парапета. Как сообщал содержатель зала в одном из своих объявлений в «Каспии», он
приложит все усилия к тому, чтобы ... лица, не имеющие возможности бывать в клубе и не находящие других развлечений, находили в «Монплезире» возможность приятно и весело проводить время...»
Так что начало Нового 1883 года праздновали уже не только в Общественном собрании, но и в зале «Монплезир», где, согласно объявлению, 1 января «имеет быть танцевальный вечер, а 2 января - маскарадный вечер».
В этом же 1883 году в Баку устраиваются праздники детских ёлок[3], организованных различными обществами - Бакинским Общественным Собранием, Бакинским Общественным Кружком - новым обществом для представителей среднего класса и Морским кружком при Каспийском экипаже на Баилове[4].
В течение 1883 г. маскарадных вечеров в Баку было организовано, видимо, немало, так что в декабре 1883 г. впервые в городе появляется прокат костюмов для маскарадов.
Бакинское Общественное собрание устраивало в 1883 г. «Большую ёлку с электрическим солнцем и сюрпризами[5]», кстати, желающим получить сюрприз надо было заплатить за сюрприз 1 рубль. Клубом проводились в тот год также танцевальные вечера и маскарад (29.12.1883). Вход для приглашенных по рекомендации членов Общественного собрания гостей стоил 1 рубль.
В конце 1883 г. Бакинский общественный кружок объявлял о проведении детской ёлки, общедоступных маскарадов, а также встрече Нового, 1884 года, с танцевальным вечером.
Вход на ёлку, а также в маскарады стоил для гостей 1 рубль с каждого, а для членов Кружка - 50 копеек.
4 января 1884 г. в Офицерской столовой при Каспийском экипаже прошел детский праздник «Ёлка», после которого был бесплатный танцевальный вечер. «С детей, желающих получить подарок, взимается по 50 копеек серебром» (ц.)
В декабре 1884 г. даются в газете рекламные объявления уже двух аптекарских магазинов (К. Беккера и склада Кавказского Аптекарского Товарищества [6]) о продаже украшений для ёлок.
О ёлке, которую проводили в зале Бакинского Общественного собрания, в «Каспии» в январе 1885 г. была опубликована небольшая заметка:
29 декабря (1885 г.) в зале Бакинского Общественного собрания состоялась ёлка, привлекшая массу молодой публики. Ёлка была прекрасна убрана, подарки на выигрышные билеты были очень даже недурны. Про оживление и веселье нечего и говорить, потому что юность еще не успела заразиться бакинской апатичностью и скукой и от души веселилась и плясала.
В 11 часов окончилась детская ёлка и начали танцевать взрослые, увлеченные непринужденным весельем детей. В числе взрослых были оставлены гимназистки старших классов и несколько гимназистов 6 и 7 классов.
Вечер продолжался до двух с половиной часов.
В конце 1885 г. уже бОльшее количество магазинов начинает торговать ёлочными игрушками, подарками и пр. принадлежностями, необходимыми для рождественских и новогодних праздников. В продаже есть не только картонажи и игрушки, но и еловые конфеты, бонбоньерки, свечи, букеты для подарков из искусственных цветов, альбомы, бездымные бенгальские огни и пр.
В ночь на Новый 1986 год набережная была полна гуляющих, а стоящие на рейде суда были расцвечены флагами. Для взрослых опять, как в предыдущие, да и в последующие годы, был организован танцевальный вечер в Общественном Собрании, прошедший весьма оживленно, танцы продолжались до четырех часов утра. Также встреча Нового года происходила в Офицерском собрании на Баиловском мысу и в гостинице «Гранд-отель», открытие которой произошло в эту новогоднюю ночь ровно в 12 часов ночи. На открытие этой самой большой на тот период гостиницы Баку явилось много народа.
Встреча любого Нового года в Баку обязательно сопровождалась выстрелами на улицах города. Как писал «Каспий», «В ночь под 1-е января стреляет русское население, а в ночь под 9 марта таким же образом стреляют мусульмане». Но в ночь на новый 1885 г. стреляющие «шутники» перешли границы шуток – вместо выстрелов в воздух обычно употреблявшимися холостыми патронами, некоторые стали стрелять заряженными ружьями и револьверами по окнам домов. Жертв не было только по чистой случайности, так как пули пробивали стекла окон и ударялись в комнатах, где находились люди, в стены, лампы, печи и т.п. Традиция стрельбы в новогоднюю ночь из ружей, револьверов и пр. огнестрельного оружия жила еще многие годы и помешать ей не могли ни штрафы, ни аресты, ни запреты городского начальства.
И снова мы читаем о детской елке, танцевальных вечерах и маскараде для взрослых, проводимых в клубе Общественного Собрания.
Однако появляется и совершенно новое сообщение. В школе бр. Нобель по случаю окончания занятий и наступления рождественских каникул состоялся
детский вечер, оказавшийся очень удачным. Дети, в числе 60 человек, были порадованы, хотя и немного несвоевременно, великолепной ёлкой. Детскому восторгу не было конца. Затем устроились танцы, а в заключение детский хор, под управлением одного из любителей пения исполнил народный гимн «Коль славен» и др. пьесы».(«Каспий»)
Через год в Баку зародилась новая традиция – ежегодно отмечать праздник ёлки для учащихся городских школ и училищ.
В конце 1887 г. городское общественное управление отпустило 100 рублей, в 1888 г. – 150 руб. на устройство елки для учеников городских училищ.
28 декабря 1888 г. в большом классном помещении Александровского училища, расположенного в бывшем соляном амбаре на Ольгинской ул., была устроена общая ёлка для учеников начальных городских училищ – праздник, в котором приняли участие около 400 детей и их родителей.
Еще далеко до урочного часа дети с нетерпением стали собираться в Александровском училище на предстоящий детский праздник. Праздник привлек массу учащихся детей и посторонних лиц, пожелавших посмотреть на торжественную обстановку праздника: детские веселые танцы вокруг ярко-освещенной и богато декорированной ёлки, туманные картины приводили детей в неописуемый восторг. Дети щедро были наделены разными лакомствами и целесообразно подобранными подарками. Такие праздники надолго будут памятны детям и вызовут глубокую благодарность со стороны родителей...» (газета «Каспий», январь 1889 г.)
Хороший обычай устраивать школьные ёлки привился: новогодний праздник стал проводиться в черногородской и в балаханской школах Товарищества братьев Нобель, в балаханской школе фирмы Шибаева и др.
Для воспитаниц заведения Св. Нины также традиционно устраивалась на деньги пожертвователей ёлка.
Елка в заведении св. Нины, устроенная в воскресенье, отличалась особым оживлением.Обильно украшенное, ярко иллюминированное разноцветными свечами, довольно большое деревослужило как бы центром, вокруг которого пёстрой гирляндой, под звуки военного оркестра, кружили воспитанницы, из которых некоторые были замаскированы. Танцы продолжались до 12 часов.
На ёлке присутствовали начальник губернии с супругой и много приглашенных гостей.Приятно было любоваться детскими личиками, озаренными радостью и истинным весельем. Такие ёлки имеют смысл, доставляя удовольствие юношеству и оставляя в представителях самые приятные воспоминания. (газета «Каспий», январь 1891 г.)
В приюте Бакинского благотворительного общества также проводилась ёлка, организованная исключительно на приношения благотворителей, присылавших не только деньги, но и конфеты, пирожные, печенье, варенье, орехи, миндаль, сухие фрукты, апельсины, елочные украшения, куклы, игрушки и т.п.
В приюте (Бакинского благотворительного) общества была устроена для приютских детей, на средства жертвователей, ёлка, на которой вместе с приглашенными, по преимуществу воспитаницами школы Благотворительного общества, было 128 девочек. Ёлка была изящно декорирована, зал освещен разноцветными фонариками, дети одеты по праздничному. Посетившие этот скромный, но весёлый праздник губернатор с супругою щедро оделили детей разными лакомствами». (из ст. газеты «Каспий», январь 1889 г.)
.
Ёлки устраивались обществом Попечения о детях, обществом «Ясли», в церковно-приходских школах и др. благотворительных обществах.
В четверг, 4 января, в зале городской думы зажжена была ёлка, устроенная правлением общества Попечения о детях. Уже к 5 часам вечера думский зал переполнился детишками обоего пола от 4 до 12 лет, приведенными участковыми попечительницами и попечителями, из числа беднейших детей каждого участка.
Сверх приведенных детей, количество которых превышало 300 человек, было очень много таких, которые пришли сами и толпились у подъезда, на лестнице и галерее помещения городской думы. Правление общества, попечительницы и попечители сделали всё, чтобы доставить бедным детишкам удовольствие: в средине зала красовалась большая разубранная ёлка, вокруг которой резвились и танцевали дети под звуки оркестра духовой музыки флотского экипажа; детям раздавались печенья и конфеты, а также костюмчики, сшитые дамами-благотворительницами. Между прочим, в числе детей было 10 мальчиков-мусульман из Крепостной части города, которые получили, кроме сладостей, материи на платье.К восьми часам детский праздник закончился и детишки бедняков оставили зал думы, довольные полученными подарками, а еще более весело проведенным временем. («Каспий», январь 1901 г.).
В 1888 г. на промысле Бенкендорфов хозяевами была устроена первая в Баку ёлка для всех промысловых рабочих и мастеровых и их семейств, на которую допускались и служащие с других промыслов.
Всех их одинаково радушно принимали и гостеприимно угощали лакомствами и ужином, после которого было подано мороженное, произведшее положительный фурор между неизбалованными на такие лакомства гостями.
Все дети получили по игрушке и все, от стара до мала, плясали и веселились от души под звуки органа». («Каспий»)
Благодаря пожертвованиям устраивались в рождественский вечер ужин, а в остальные дни рождественских праздников обеды в бакинском ночлежном приюте.
В 1890 г. обмен новогодними визитами и подписка пожертвований были заменены на общий раут в помещении Бакинского Общественного собрания, где все знакомые могли без всяких хлопот и разъездов по городу поздравить друг друга и свое начальство с Новым годом. Плата за вход предоставлялась на усмотрение посетителей. Собранные суммы предназначались для распределения их среди бедного населения.
Начало этой традиции, прожившей долгие десятилетия, было положено бакинским губернатором д.с.с. В.П. Рогге
Мужчинам предлагалось на этих раутах быть: служащим в мундирах или фраках, неслужащим в черных сюртуках или национальных костюмах. Наряды дам предоставлялись на их усмотрение.
Лица, которые не имели возможности присутствовать в этот день на рауте или просто желающие сделать пожертвования в пользу бедных без отношения к визитам, могли присылать деньги казначею Благотворительного Общества. Списки лиц, пожертвовавших во время этих раутов, обычно публиковались в газете «Каспий», которая заменяла не существующую в Баку газету для официальных сведений «Губернские ведомости».
О традициях празднования Нового года, да и старого Нового года в советские времена мы можем вспомнить совместно. Пишите и присылайте свои воспоминания об этом любимом празднике для создания новой статьи «Новый год в Баку в советские времена».
Примечания:
Использованные материалы:
газета «Каспий» за 1881 – 1917 гг.
отрывки из книги Аллы Сальниковой "История елочной игрушки, или как наряжали советскую елку"
сайт «Православие»
Указ Петра I N 1736 "О праздновании Нового года"
© jonka (И. Ротэ) (11.01.2019, 23:20)
При использовании любых материалов Сайта как источника информации обязательно указание на непосредственный адрес статьи и имя ее автора.
КОММЕРЧЕСКОЕ использовании любых материалов сайта в журналистике: воспроизведение целиком или частями, переработка и распространение и т.п.) возможно ТОЛЬКО с письменного разрешения администрации сайта. Запрос посылается по адресу info(at)ourbaku.com
© При использовании материалов данной статьи ссылка на сайт "НАШ БАКУ"(www.ourbaku.com) ОБЯЗАТЕЛЬНА!