1905-1978
Заур Ализаде
профессор химии.
О первом азербайджанце профессиональном кораблестроителе, имеющем большие заслуги перед морским транспортом, особенно в годы войны, и перед кораблестроением в послевоенные годы, Мустафе Имам-Али практически известно очень мало. И в память об этом замечательном человеке, выдающемся конструкторе кораблей и моем родственнике, хочу восполнить этот пробел и написать о нем, используя семейные документы, редкие публикации, в том числе его родного брата, хирурга, доктора медицинких наук, профессора Абдул-Рагима Алиева.
Мустафа Имам-Али (так по паспорту) родился в 1905 году в Баку, в старинной бакинской семье. Его дед Ахунд Кербалай Мамед Гасан Алиев,относился к высшему духовенству, и первого внука от единст- венного сына Мирза Маммеда Алиева (1885-1948) он назвал в честь своего деда Имам-Али, а второго -честь отца Абдул-Рагима – первого учителя азербайджанского языка и шариата в Бакинском уездном училище [1,2].
Мечта строить корабли у юного Мустафы появилась ещё в гимназии. Часами он мог стоять у причалов Бакинского порта и смотреть на нефтеналивные, грузовые и пассажирские суда, снующие по бухте.
В 1922 году Мустафа Имам-Али окончил школу второй ступени и, завершив среднее образование, обратился в ЦИК Азерб. ССР с просьбой о получении специального образования кораблестроителя за границей, так как в 20-е годы в стране не было ВУЗов по морскому кораблестроению. ЦИК республики возбудил ходатайство перед Совнаркомом Закавказья о посылки юноши на учебу в Германию и выделении ему стипендии. В ожидании решения Мустафа в совершенстве изучает немецкий язык, повышает знания по математике и техническим наукам. Наконец, решение Закавказского Совнаркома было принято, и в конце 1924 года Мустафа Имам-Али прибыл в Берлин.
Здесь он узнал, что самые лучшие морские верфи и специальные учебные заведения с отделением кораблестроения находятся в Киле и Данциге (Гданьск), и решив, что прежде всего надо получить хорошую рабочую практику, в течение 5 лет трудится рабочим-практикантом в мастерских судостроительной верфи завода «Ф.Крупп» в Киле и в кораблестроительном бюро завода «Клавиттер». Одновременно он поступает в Высшее техническое училище на отделение кораблестроения .
В июне 1932 года, сдав дипломный проект и экзамены, Мустафа Имам-Али получает звание инженера-кораблестроителя, и с тех пор вся его жизнь целиком была посвящена морскому транспорту, кораблестроению [3].
Вернувшись в Баку, Мустафа Имам-Али начал работать в Каспийском пароходстве, сначала инженером, а через год начальником механико-судовой службы. В то время на перевозке нефти по морю были задействованы суда «Ленин», «Профинтерн», «Цюрупа», «Агамалы оглы», и Мустафа предложил перевозить нефть и в бортовых балластных отсеках без ущерба для безопасности мореплавания, и перевозка нефти увеличилась на 20%.
Вместе с большой и полезной работой в Каспийском пароходстве Мустафа Имам-Али уделяет большое внимание подготовке местных кадров для морского флота. В Бакинском морском техникуме в 30-е годы, в течении нескольких лет специалист-корабел преподавал курс «Теория корабля», а учитывая большую нужду курсантов- азербайджанцев в специальных учебниках на родном языке, он перевел капитальный учебник «Теория корабля» Ширшова, разработал научную морскую терминологию азербайджанского языка.
Однако начавшийся в стране разгул репрессий 1937-38 годов не обошел и его. Мустафа Имам-Али, работавший и учившийся в Германии, как и многие обучавшиеся за рубежом, был арестован. В тюрьме он узнал, что у него родился сын, которого назвали Али, и что вскоре ребенок заболел и умер. Однако, с началом войны с фашистской Германией, такой специалист, как Мустафа Имам-Али, видимо, оказался остро востребованным в военное время, и поэтому он был освобожден из заключения и восстановлен в Каспийском пароходстве.
Необходимо особо отметить его работу в Каспаре после освобождения в тяжелые годы войны. Ушли на фронт многие квалифицированные рабочие, инженерно-технические специалисты, не хватало нужных кадров, но надо было непрерывно выполнять правительственные задания по перевозке горючего на фронт, доставке воинских контингентов, снаряжения и боевой техники. Одновременно надо было продолжать ремонт и оборудование судов.
В разгар войны были получены особые задания по переброске на фронт танков, самолётов, представляемых нам союзниками по антигитлеровской коалиции. Были установлены жесткие сроки, и за короткое время надо было приспособить морские танкеры для переброски тяжелой техники. Каспийское пароходство решение этого вопроса поручило Мустафе Имам-Али. В сжатые сроки, без особых затрат под его руководством танкеры, плавающие по Каспию, были приспособлены для перевозки на фронт тяжелой техники. Сильно помогло фронту и проведенное им переоборудование лихтеров-паромов «Рени», «Килия», «Ишимбай» для перевозки из Баку в Красноводск паровозов и вагонов, создавшее прообраз современной паромной переправы. Каспийское пароходство получило возможность потоками караванов судов непрерывно и практически беспрепятственно обеспечить выполнение заданий по всем видам перевозок [3,4].
В годы войны Мустафа Имам-Али неделями не выходил из предприятий и учреждений морского порта. При налетах вражеской авиации на Астраханский рейд и отдельные порты Каспия Мустафа Имам-Али часто вылетал на места аварий судов, пострадавших от бомбардировок немецких самолетов, и на местах принимал меры по ликвидации последствий таких налетов.
К концу войны Мустафа Имам-Али в звании инженер-майора предписанием штаба начальника тыла Красной Армии в составе оперативной группы Министерства Морского флота СССР был направлен в Австрию и Венгрию в распоря-жение Союзной контрольной Комиссии для выполнения спецзадания, и с 30 апреля 1945 года по 15 июня 1946 года в Вене и Будапеште руководил работами по подготовке судов, их оборудования для Советского Дунайского пароходства, а в Дунайском военно-транспортном управлении – работами по подъёму со дна реки затонувших судов.
После выполнения спецзаданий в Австрии и Венгрии конструктор-корабел Мустафа Имам-Али был направлен в Латвийское пароходство, где работает и живет со своей семьей в Риге, а в последующие годы до конца жизни работает и живет в Ленинграде. Он был главным конструктором проектов в Центральном проектно-конструкторском бюро Балтийского пароходства (ЦПКБ-1) и более 10 лет главным конструктором проектов морских судов в ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова.
Список его научных и творческих работ и изобретений насчитывает десятки работ. В 1953-63 годах он был главным конструктором проектов сухогрузных судов «Тикси», «Омск», «Баскунчак» и других. Под его личным руководством выполнены проекты каспийских железнодорожных паромов, в том числе парома-судна «Советский Азербайджан», где были решены принципиальные технические вопросы строительства и определена его высокая эффектиность. выполнены проекты многих современных судов, крупнейшего морского лайнера «Иван Франко», крупнотоннажных танкеров типа «София» и других. В 1966году был руководителем темы: «Анализ тенденций развития мирового судостроения и технико-экономического обоснования главных размерений и эксплуатационных характеристик быстроходных морских судов».
В разные годы Мустафа Имам-Али руководил производственной практикой и дипломными проектами студентов отделения теории корабля Горьковского политехнического института им.Жданова, Одесского института морских инженеров, Ленинградского кораблестроительного института. Он привлекался к консультативной и экспертной работе Министерством морского флота СССР и направлялся в различные зарубежные страны, верфи которых выполняли советские заказы по постройке новых, современных судов.
Благодаря большому практическому опыту, глубоким знаниям, трудолюбию и инициативности Мустафа Имам-Али снискал себе авторитет крупного специалиста в области морского кораблестроения, вырастил много молодых специалистов-конструкторов, большинство из которых занимали ведущие должности на предприятиях и в учреждениях Министерства морского флота СССР.
В дни 70-летия Мустафы Имам-Али не прекращался поток поздравительных телеграмм. Коллективы Дальневосточного пароходства, Дунайского пароходства, Камчатского управления морского флота, Латвийского пароходства и другие, ряд предприятий военных почтовых ящиков, поздравляли Мустафу Мирзоевича и отмечали его большие заслуги перед морским флотом.
Коллектив ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова, в частности писал: «…Вы посвятили свою жизнь строите-льству и эксплуатации отечественного морского флота. …Будучи более 10 лет главным конструктором ряда проектов морских судов, Вы внесли большой вклад в оснащение морского флота новыми современными судами. Неутомимая энергия, высокая техническая эрудиция, основанная на большом трудовом опыте, творческая деятельность на поприще судостроения обеспечили Вам известность, как одному из ведущих специалистов судостроения. Ваши высокие личные качества, незаурядные знания, уважение к человеку труда, стремление к сотрудничеству, благодаря которым мы смогли плодотворно решить сложные задачи, связанные с проектированием и постройкой целого ряда отечественных судов, снискали Вам глубокое уважение среди сотрудников Института и родственных организаций…».
Умер Мустафа Имам-Али в Ленинграде в 1978 году и с почестями был похоронен в вишневой аллее Пулковского кладбища.
А с 1990 года морские волны Каспия бороздит новый танкер «Инженер Мустафа Али» с именем на борту первого азербайджанского кораблестроителя Мустафы Имам-Али.
Использованная литература
1. З.Ализаде. «Первое светское учебное заведение в Баку»
2. З.Ализаде. «Алиев Мирза Абдул-Рагим Имам Али оглы – первый учитель азербайджанского языка и шариата в Бакинском уездном училище и его потомки»
3. А.Алиев. «Корабел Мустафа Имам-Али» газета «Вышка», 6 июля 1984 г.
4. М.Нуруллаев. «Танкер «Инженер Мустафа Али»,«Вышка» 27 марта 1991г.