Вокруг мечети Таза-пир к 1878 году сложился большой район, впоследствии получивший название Таза-пир. Еще в XVIII веке, если не раньше, этот участок был освоен в связи с тем, что там существовали целый комплекс общественных сооружений и одна из водопроводных трасс.
На плане 1796 года зафиксированы здания замка, мечети и караван-сарая, а к югу и юго-востоку от них - обширное предместье крепости.
Мечеть под сенью замка имела притягательную силу для местного населения. И в дальнейшем, когда в период военных действий (1826 г.) замок и караван-сарай исчезли, сохранившаяся мечеть явилась градообразующим фактором нового жилого района форштадта - Таза-пир.
Таза-пир занимает особое место не только в градостроительной структуре Баку, но и знаменует совершенно новый этап в развитии культовых сооружений Абшерона по своей объемно-пространственной разработанности и архитектурной значимости.
23 июня 1905 года был заложен первый камень фундамента соборной мечети Таза-пир по проекту Евгения Яковлевича Скибинского[1][2] на месте одноэтажной неказистой мечети.
Судя по плану Баку 1796 года, где мечеть указана в районе Таза-пир, этой старой мечети предшествовало еще более древнее сооружение.
Вопрос о постройке соборной мечети бакинскими мусульманами был поднят в 1893 году, когда зародилась идея создания на форштадте крупного культового сооружения у Крепостных стен, на территории современного сквера им. Сабира и прилегающих участках. Предполагалась закладка вокруг мечети зеленого массива парка с фонтанами, каскадами и другими малыми архитектурными формами. Однако губернская администрация не разрешила возведение мечети в центре города.
Несмотря на то, что соборные мечети построены далеко от городского центра, удобное расположение Таза-пир на холме, отличная обозреваемость из многих районов города делают здание мечети великолепным силуэтным ориентиром. Особенно это ощущалось, когда городская застройка в основном была двухэтажной.
Главный фасад мечети Таза-пир представляет собой глубокий трехарочный портик - эйван с фланкирующими минаретами, за которыми просматривается упругая линия купола, что создает торжественную композицию при симметрично-осевом решении объема. Композиция фасада мечети с трехарочным портиком - эйваном и фланкирующими минаретами в Баку - Абшеронском регионе используется впервые, как прием парадного и торжественного выражения облика сооружения.
Мечеть Таза-пир - творчество профессионального архитектора с европейским образованием, мыслившего категориями иного плана, чем, например, народные азербайджанские зодчие, поэтому ее архитектура отмечена некоторой скованностью и профессионализмом в разработке культового сооружения.
Мечеть, квадратная в плане, во внутреннем пространстве имеет один огромный молельный зал (19,6 х 19,6 м), который перекрывается сферическим куполом на низком цилиндрическом барабане. В декоре интерьера использованы архитектурные мотивы местного зодчества, т.е. в нем применены крупные формы стрельчатых арок, поддерживающих барабан с куполом.
Архитектурно-пространственная композиция мечети Таза-пир выражена предельно ясно крупным объемом молельного зала, завершенного куполом на барабане, и минаретами, дополняющими друг друга и раскрывающими тектоническую структуру сооружения. Однако острота эстетического восприятия мечети утратилась из-за сокращения второго яруса минаретов, который намечался первоначально.
Большая высота основного объема мечети, завершенного каменным куполом, с рельефно прорисованными стрельчатыми окнами барабана и стройными, устремленных вверх вертикальными двухъярусными минаретами, выражала бы идею эффектной композиции культового сооружения. Выразительность мечети Таза-пир предопределена удачным местоположением, верным градостроительным масштабом и объемом силуэтной композиции при убедительной прорисовке трехарочного портика - эйвана, минаретов и купола. Главное, чем привлекает мечеть, когда обозреваешь ее с различных точек города, - объемная моделировка, создающая эффектную архитектурно-пространственную композицию.
Одновременно отметим монументальный характер мечети, цельность и строгость композиции, высокое качество строительных работ при отличной обработке камня-известняка, доведенной до совершенства, в чем немалая заслуга мастеров - больших специалистов своего дела.
В строительстве Таза-пир участвовали такие прославленные мастера, как Хаджи-Аббас - главный бэнна, уста Хаджи Хсйрулла и Мамед-Ханифа - белокладчики, уста Кербалаи Мирза (1855-1965 гг.), Салман Атаев и Солтан -белотесчики, а также Кербалаи Меджид и Кербалаи Садых -оформители интерьера мечети.
по статье Шамиля Фатуллаева-Фигарова
Позже... поднялась мечеть с двумя минаретами «Таза пир» («Новое святилище»). Она была построена на средства Набат-ханум, дочери Ходжа-бека, оставленные ей в наследство отцом и мужем.
Профессор Рагим-бек Джафаров поведал любопытную подробность из истории сооружения Тазапирской мечети. В ту минуту, когда оставалось завершить кладку, заделать последний камень на главном куполе мечети, каменщик отложил в сторону свой мастерок. Послали за Гаджи Зейналабдином Тагиевым, рукой которого был уложен первый камень в фундамент мечети. «Первый каменщик» заложил ее, ему же принадлежала честь ее завершения.
Гаджи приехал, завершил кладку и щедро одарил строителей: дал пять сотенных мастеру, по полсотни - подмастерьям, по четвертной - чернорабочим.
Набат- ханум похоронена здесь же. Ее могила - справа от главного входа. Она широко занималась благотворительностью и не скупилась на пожертвования.
М. Сулейманов "Дни минувшие