Бакинское общественное собрание - Гостиница "Метрополь" - АСПС, Дворец Труда - Музей aзербайджанской литературы им. Низами Гянджеви (Баку)
[править]

Сведения о постройке здания Благородного (Общественного) собрания, в последующем - гостиницы "Метрополь"[1], опубликованные в 1866 году:
"...Нам теперь остается обозреть новое здание для Благородного собрания. Надобно прежде всего сказать, что собрание в 1863 году держалось, так сказать, на ниточке, и общество не знало, будет ли оно продолжаться или придется его закрыть, так мало оно имело средств и так значительны были предстоящие расходы.
Господин военный губернатор М. П. Колюбакин принялся за это дело с энергией и скоро нашел содействие со стороны почетного здешнего обывателя, шемахинского бека Егора Павловича Лалаева. Последний изъявил готовность выстроить дом по предложенному ему плану и фасаду со всеми возможными удобствами и отдать его под помещение Благородного собрания на 7 лет бесплатно, а на 5-ть лет с платою по 1000 руб., тогда как до сих пор собрание платило ежегодно эту сумму за далеко не так удобное и обширное помещение. А так как при этом предположено было отвести строителю участок городской земли в 800 квад. саженей, то он вдобавок к своему пожертвованию, обязался еще устроить на 7 лет бесплатное помещение из 11 комнат для заезжего дома, который Баку нанимает из городских доходов.

Его Императорское Высочество Великий Князь в прошлом году утвердил представление по этому предмету военного губернатора и вслед за тем началась постройка обширного капитального здания, которое надо было окончить к 8 ноября настоящего (1865) года.
И как раз к сроку, к 8 ноября, собрание было совершенно готово и в нем поутру отслужили молебен, за которым было провозглашено многолетие Его Императорскому Высочеству Великому Князю Наместнику, потом военному губернатору, а, наконец, хозяину дома и всем старшинам и членам собрания, из которых многие тоже немало хлопотали и заботились по этому делу.

Само собою разумеется, что мы прежде всего в этот торжественный день отправились в собор, куда нас созывали густые звуки вновь купленного и привезенного морем колокола, а больше всего влекло чувство благоговейной любви и преданности к Августейшему Имениннику, который оказал много благодеяний Бакинской губернии и г. Баку.
Потом все отправились с поздравлением к военному губернатору и, наконец, в 8 часов вечера открылось нетерпеливо ожидаемое возрожденное собрание парадным балом, на котором все посетители были восхищены удобством, обширностью и щегольством помещения".


С 1865 г. до 1890 г. в этом доме находилось Бакинское Благородное (Общественное) собрание.


В 1890 году Бакинское Общественное собрание перешло во вновь выстроенный Мусой Нагиевым дом на углу Красноводской и Биржевой (в советское время С. Вургуна и У. Гаджибекова, Дом офицеров), а в доме Лалаева, на втором этаже, после проведенного ремонта, открылась гостиница "Метрополь".

Газета "Каспий", 1891 г.

В 1915 г. архитектор Никитин реконструировал здание с надстройкой 3 -го этажа.


Первым владельцем гостиницы "Метрополь", открывшем ее в 1891 году на втором этаже, был купец Оменцетер.


На первом этаже этого дома находилось множество магазинов, в том числе мануфактурный магазин Фархад-заде «Гаджи, бери бах» - здесь продавали самый нежный и дорогой шелк, шерстяные и хлопчатобумажные ткани.[2]

На первом этаже на углу Вороцовской и Николаевской, судя по материалам, предоставленным нам Зауром Ализаде, находился и "Французский магазин" модно-галантерейных товаров, которым владел его прадед Гаджи Ага бек Алиев.

Дворец Труда, ул. Коммунистическая. 1930-е годы

В 1918-1920 гг. здесь жили и работали сотрудники Кабинета министров Азербайджанской Демократической Республики. Первое собрание Кабинета АДР прошло именно в этом здании.

В 1920-1930-ых годах в здании размещался Совет профсоюзов Азербайджана.

В связи с 800-летием со дня рождения великого азербайджанского поэта Низами Гянджеви распоряжением Совета Народных Комиссаров Азербайджанской ССР № 4972 от 1 ноября 1939 года было решено создать мемориальный музей, а на базе Музея Низами был создан Музей азербайджанской литературы.

Здание было подвергнуто реконструкции. По решению Совета Министров вопросом обустройства здания, или, как сказали бы нынче, его дизайном занимались архитекторы Садых Дадашев и Микаил Усейнов, создавшие за шесть лет "лицо" музея, верно прослужившее ему в течение не одного десятка лет. Авторы продемонстрировали приверженность неоклассицизму и местным корням. Проведенная в пластике здания гостиницы "Метрополь" художественно-эстетическая трансформация привела к возникновению монументально - романтического произведения, отвечающего всем требованиям современного города.
Это произведение, опирающееся на национальные корни и демонстрирующее оригинальный синтез в национальной архитектуре, явилось в первой половине XX века великолепным примером непрерывности поисков художественно-эстетического своеобразия Азербайджанской архитектуры.

Музей Азербайджанской литературы им. Низами Гянджеви был открыт в Баку 14 мая 1945 году как отражение жизни и творчества Низами. Поэзия Низами, отличающаяся огромной художественной силой и философской глубиной, явилась одной из вершин средневековой культуры не только Азербайджана, но и всего человечества.

В 1959 и 1967 годах музей был капитально расширен и усовершенствован. В 2001-2003-х годах он претерпел ряд новейших изменений.

Общая площадь музея 2500 кв.м. Из них под экспозицией занято 1409 кв.м., под фондами 173 кв.м.

По оси арок установлены статуи выдающихся писателей и поэтов Азербайджана: Мухаммеда Физули (скульптор Ф.Абдуррахманов), М.П.Вагифа (скульптор С.Кляцкий), Мирзы Фатали Ахундова (скульптор П.Сабсай), Хуршид Бану Натаван (скульптор Е.Трипольская), Джалила Мамедкулизаде (скульптор Н.Захаров) и Джафара Джаббарлы (скульптор С.Кляцкий). Декоративный лепной орнамент, ажурные деревянные решетки шебеке, оригинальная мебель украшают экспозиционные залы музея.

На сегодняшний день музей имени Низами Гянджеви является крупнейшей и богатейшей сокровищницей азербайджанской духовной культуры. Здесь хранятся ценные материалы по многовековой азербайджанской литературе от ее истоков до наших дней. В 26 залах музея представлены экспозиции более 3 тысяч рукописей, редкие книги, воспоминания писателей, портреты, скульптуры, иллюстрации, миниатюры и другие. В музее находятся поэма Низами "Искендер-наме", написанная в 1413 году, Физули "Бянкю-Баде", написанная в 1569 году (экземпляр переписанной рукописи), Ахундова "Восточная поэма о смерти Пушкина", автографы и другие экспонаты большой ценности. В отделе научного фонда охраняются более 75 тысяч ценных предметов. Экскурсии ведутся на азербайджанском, английском, русском, фарсидском языках.


"Когда-то на здании Музея Низами - на стыке улиц Джапаридзе (сейчас М.Э.Расулзаде) и Коммунистическая (сейчас Истиглалийят) висели знаменитые, с тремя циферблатами, часы. Старшее поколение бакинцев, вероятно, помнит их: под ними вечерами свидания назначали влюбленные. Обслуживали эти часы в 60-ые гг. 2 часовщика - Надир Алиев и Исмаил Гасанов. Эти уникальные, в бывшем Союзе единственные в своем роде часы швейцарской фирмы безотказно служили городу до 70-х гг. ХХ века, пока не закапризничал директор музея. Дело в том, что в его кабинете стоял специальный "шкаф" с маятником и гиревым ходом внутри, через стену осью связанным с циферблатами.
Директору, видите ли, надоело каждую неделю в кабинет свой пускать мастеров для профилактического осмотра. Пожаловался кому-то, что это мешает работать музею, и часов, которые отсчитывали точное время еще в пору, когда в здании музея находилась гостиница "Метрополь", не стало. Куда они подевались, неизвестно", – вспоминал часовой мастер И.Гасанов.[3]"


  1. Газета «Кавказ», № 2 от 06.01.1866 г. Ш.Фатуллаев. в книге "Градостроительство Баку XIX - начала XX веков" приводит сведения (без указания источника), что архитектором являлся Касым-бек Гаджибабабеков. В то же время по сведениям из журнала "Зодчий" за 1880 г. - здание Благородного собрания построил архитектор Карл Густавович Гиппиус. Последнее представляется более достоверным, т.к. во-первых эти сведения из источника, близкого по дате к постройке, и во-вторых, К.Гиппиус был городским архитектором и постройка городских общественных зданий входила в его круг обязанностей, а Гаджибабабеков был даже не архитектором, а лишь помощником губернского архитектора, в обязанности которого входили строительные вопросы в Бакинской губернии, за исключением губернского города Баку.
  2. М.Сулейманов. Дни минувшие
  3. переопубликовано из газеты "Бакинский рабочий" от 28 апреля 2001 года

Фотоальбом[править]



Источники:
Газета «Кавказ», № 2 от 06.01.1866 г.
Журнал "Зодчий", 1880 г., № 8 и 9, стр. 75
Ш.Фатуллаев. Градостроительство Баку конца XIX - начала ХХ веков
Газета "Бакинский рабочий" от 28 апреля 2001 г.
газ. "Азерб. известия"
www.azerigallery.com


Jonka
Ksp 09:17, 18 февраля 2019 (UTC)

comments powered by Disqus