1913 - 1992
Основатель Всероссийской творческой мастерской эстрадного искусства, художественный руководитель и директор ВТМЭИ с 1961 по 1992 гг. Народный Артист РСФСР.
Л.С.Маслюков - крупнейший мастер циркового - эстрадного искусства, режиссер, организатор и создатель Всероссийской творческой мастерской эстрадного искусства (ВТМЭИ), общественный деятель. Лауреат II Всесоюзного конкурса артистов эстрады (1946). Заслуженный Артист РСФСР (1961), Народный Артист РСФСР (1974).
Родился 30 ноября 1913 года в пос.Закаталы, в Азербайджане, в семье цирковых артистов.
Отец - Семен Иванович Маслюков “СИМ” (1891-1947) - акробат-прыгун, клоун. Мать - Доминика Ивановна Маслюкова (1895-1965) - акробатка, танцовщица. Братья: Александр Семенович Маслюков (1912-1984) - акробат, музыкант, виртуоз на концертино; Дмитрий Семенович Маслюков (1916-1940) - акробат-прыгун, клоун.
Леонид Семеович Маслюков начал выступать с братьями в цирке в 1919 году в г.Баку, в 1937 - перешел на эстраду.
Совместно с Тамарой Птицыной в 1939 году был создан акробатический дуэт и подготовлены два номера “Песня без слов” и “Музыкально-акробатический номер”. Этот дуэт становится эталоном акробатического жанра на эстраде.
В годы войны в блокадном Ленинграде Т.Птицына и Л.Маслюков выступали в составе различных концертно-фронтовых бригад. Все тяготы военного времени артисты пережили вместе с солдатами на Ленинградском и Волховском фронтах, на легендарной “Дороге жизни”, в блокадном Ленинграде. Корабли, аэродромы, госпитали стали сценой для их выступлений. В 1943 году выступали в концерте для участников Совещания глав правительств трех держав антигитлеровской коалиции в Тегеране. За самоотверженный труд и мужество в годы войны Л.С.Маслюков был награжден орденом Красной Звезды и боевыми медалями: “За оборону Ленинграда”, “За победу над Германией”, “За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.”.
В 1946-1953 гг. Л.С.Маслюков и Т.А.Птицына - артисты Ленгосэстрады и Ленинградского театра миниатюр под руководством А.Райкина (1947-1949), артисты Мосгосэстрады, ВГКО, Росконцерта (1954-1965).
В 1961-1975 гг. Л.С.Маслюков работал художественным руководителем ВГКО, заместителем генерального директора, художественным руководителем Росконцерта. Одновременно - директор , художественный руководитель и режиссер-постановщик ВТМЭИ (1961-1992).
Работая в ВТМЭИ, Леонид Семенович Маслюков с Тамарой Абрамовной Птицыной продолжали выступать на эстраде с акробатическим номером (1961-1965), видоизменяя его и вводя новые трюки. Грация, женственность и целеустремленность Птицыной соединялись с мужественной красотой и редкостными акробатическими способностями Маслюкова, превосходного нижнего, отличного прыгуна. Все это делало их номер уникальным.
Л.С.Маслюков и Т.А.Птицына неоднократно гастролировали за рубежом, по странам Европы и Азии (1943-1964), где Леонид Семенович снимал любительские фильмы. Эти материалы послужили основой сольных концертов. Маслюков стал, таким образом, создателем совсем нового жанра на эстраде - “Вечер кинорассказов”.
Самое удивительное было в том, что не было в стране в то время любительского кинематографа. Для любителей киносъемки в стране не было съемочной и проекционной киноаппаратуры, киноматериалов и др.предметов. Во время зарубежных гастролей Л.С.Маслюков тратил большие деньги на приобретение этой аппаратуры. Многое пришлось самому изобретать и своими руками изготавливать.
В “Вечерах кинорассказов” был фрагмент, когда зрители, пришедшие на концерт, могли сами впревые в своей жизни увидеть себя на экране. Перед началом концерта Леонид Семенович снимал зрителей, пришедших на концерт. Снимал он кинокамерой “Bolex”, которая стоила дороже автомобиля “Волга”, на кинопленку “Агфа” производства Германии или на итальянскую “Феррания”. Были приобретены за большие деньги киноматериалы, которые позволяли проявить, закрепить отснятый киноматериал, который затем демонстрировался зрителям. Весь процесс проявки и подготовки к показу занимал примерно 40-45 минут. Зрители, увидев впервые себя на экране, приходили в неописуемый восторг. Шквал аплодисментов, море смеха, всевозможные одобрительные выкрики - все это создавало праздничное настроение в концертном зале. Зрители в “Вечерах кинорассказов” знакомились с жизнью народов стран Европы, Азии, Африки, на экране демонстрировалось много поучительного для людей нашей страны, так как выезд советских граждан за границу был очень ограничен. “Вечера кинорассказов” часто проходили в Домах творческой интеллигенции. Это Центральный Дом актера имени А.А.Яблочкиной, Центральный Дом литераторов имени А.А.Фадеева и т.д.
Кинокамера стала необходимым инструментом, “третьим режиссерским глазом”, отражающим ритмы, настроения и дух времени. Л.С.Маслюковым отсняты тысячи километры кинопленки. Он подарил истории неповторимые кадры о жизни своих современиков. Среди них - Иван Козловский, Ольга Лепешинская, Аркадий Райкин, Клавдия Шульженко, Марк Бернес, Лидия Русланова, Алла Ларионова, Николай Рыбников, Сергей Образцов, Николай Акимов, Николай Черкасов, Сергей Бондарчук, Леонид Утесов и многие другие.
Под руководством Л.С.Маслюкова были поставлены большие программы: “Огни Москвы” (1967), “Русская зима” в Московском театре эстрады (1969-1970) и др.
Жажда знаний, постоянное самообразование и огромная работоспособность сформировали необычайно широкий диапазон интересов Л.С.Маслюкова. Не могла не восхищать его эрудиция, и немудрено - его “букварем” стали поизведения Шекспира. Леонид Семенович был очень музыкален, прекрасно играл на редком инструменте - концертино.
Поражала его осведомленность в технике. Он устранял любые поломки в самых сложных механизмах - от фотоаппарата до автомобиля. О техническом оснащении домашней мастерской и инженерных талантах Мастера ходили легенды.Он был неистощимым выдумщиком в изготовлении реквизита для артистов.
За заслуги в развитии эстрадного искусства и подготовке артистических кадров Леонид Семенович Маслюков был награжден орденами Трудового Красного Знамени и Дружбы народов.
Умер Л.С. Маслюков в 1992г. в Москве и похоронен на Ваганьсковском кладбище.
Jonka 18:17, 1 ноября 2009 (UTC)