1845 - 1909
Мешади Мелик-Мамед бек Мансуров – младший сын Ага Салах бека, родился в Баку в 1845 г. Еще в 3-летнем возрасте, он потерял отца. Воспитанием Мешади Мелик-Мамеда, в основном, занимались мать Гызханум Гаджи Алекпер гызы и брат отца - Ага Гаджи Али бек. Читать и писать он научился в медресе. Мешади Мелик со старшим братом - Мешади Исмаилом, увлекались поэзией, а особенно - музыкой.
С детства Мешади Мелик играл на таре, кяманче, джуре-сазы, гармони и дэфе. В 18 лет он начал проводить у себя дома музыкально-поэтические меджлисы. Впоследствии они стали постоянными, и дом Мансуровых считался на всем Апшероне единственным музыкально-просветительским центром.
Кстати, Мешади Мелик-Мамеда сокращенно звали Мешади Мелик. У нас вообще-то принято имена раскрывать полностью, но на практике они произносятся в укороченном виде. Это произошло и с именем Мешади Мелик-Мамед бека. В дальнейшем вторую часть имени, а именно – Мамед, сократили и его имя во всех документах писалось как Мешади Мелик бек.
В развитии искусства мугама в Азербайджане, наряду с шушинскими и шемахинскими, большую роль сыграли и бакинские меджлисы. Первая запись о них относится к 1863 г. Основоположником и руководителем бакинских меджлисов являлся Мешади Мелик-Мамед бек Мансуров.
Он был эрудированным музыковедом, великолепным музыкантом. В его доме каждый день проводились музыкальные вечера. Участниками этих меджлисов были Мирза Саттар, Сеид Мирбабаев, Ага Сеид оглы Агабала, Мирза Ага Керим Гаджи Зейнал оглы, Али Зюхаб, Мирза Фарадж, Мешади Балдадаш, Лазарь Тер-Аванесов, Джаббар Гаръягды оглы, Шекили Алескер, Саша Оганезашвили, Гурбан Примов, Абдул Гадир Джаббаров, Кечечи оглы Мухаммед, Мардинка, Мешади Зейнал, Мирза Мухаммед Гасан Шемахинский, Мирза Дадаш Карабахский, Сеид Шушинский, молодые в то время Узеир Гаджибеков и Муслим Магомаев и многие другие музыканты. На меджлисах обсуждались вопросы исполнения мугамов – дестгяхов. При спорах между музыкантами по поводу той или иной части разделов мугама, они обращались к Мешади Мелику, авторитет которого был непререкаем.
Наряду с музыкантами, частыми гостями меджлисов были и поэты. Они следили за правильным исполнением газелей (стихотворная форма) в мугамах - дестгяхах. Среди них - Ага Керим Салик, Шатир Аббас Сабухи Техрани, Мирза Абдулхалыг Бад - Кубейи, Джафар Гашим Керимов, Гусейн Гарабаги, Мешади Эюб Гарабаги, Шахин Мехфи Нуруш, Мешади Азер Бузовналы, были постоянными участниками меджлисов.
Кстати, Ага Керим приходится двоюродным братом Мешади Мелику. Мать Ага Керима – Кюбра ханум, была родной сестрой Ага Салах бека. А «Салик» - это поэтический псевдоним Ага Керима.
Бакинский меджлис пользовался широкой известностью. Его посещали музыканты из Шемахи, Карабаха, Ирaвана, Тифлиса, а также Ирана. Они месяцами гостили у Мешади Мелика, пользуясь его гостеприимством. Такие виртуозы, как Гаджи Гуси, Мирза Садыг (Садыгджан), Мешади Зейнал, Ала Палаз оглы Молла Рза, Абдул - Баги (Бюльбюльджан) были не только постоянными участниками этих меджлисов, но и друзьями Мешади Мелика.
Приведем еще один пример, характеризующий любовь Мешади Мелик бека к музыке. В порту и на вокзале он держал особых людей и поручал им привести в его дом всех музыкантов, кого увидят в городе.
Бакинский меджлис оказал серьезное влияние на развитие музыкальной культуры Апшерона. Его сыновья - Мешади Сулейман, Мирза Мансур, внуки - Бахрам, Энвер, Надир, правнук - Эльхан Мансуровы, не только усвоили наследие Мешади Мелика, но и развили его дальше.
Эти меджлисы способствовали повышению мастерства исполнителей, как бы пропагандировали мугам среди народа. Иногда один мугам исполнялся несколькими ханэндэ. Слушатели - профессионалы и любители, иногда критиковали исполнителей. Эти замечания порой служили причиной споров, которые принимали острый характер. В таких случаях объявлялся конкурс, на который приглашались самые лучшие исполнители мугамов. Победителям аплодировали слушатели. Проигравшие же покидали меджлис.
Полгода Мешади Мелик бек обычно проживал на дачах в Шувелянах и Мардакянах, где продолжал меджлисы с участием ханэндэ, музыкантов и поэтов.
Кстати, старший брат Мешади Мелик бека - Мешади Исмаил бек, также был большим поклонником поэзии и музыки.
Как и брат, он хорошо играл на таре. Неспроста его друзья-музыканты, перед смертью свои инструменты завещали именно Мешади Исмаил беку. Как и все Мансуровы, он тоже был гордым, с сильным характером. Высокий и красивый, Мешади Исмаил бек внешне напоминал отца - Ага Салах бека. Одевался строго, только по последней моде. В отличие от брата, Мешади Исмаил бек очень любил путешествовать, он объездил многие города России и почти всю Европу. Его всегда окружали люди искусства - поэты, музыканты, артисты, художники. К сожалению, он не оставил после себя потомков. Поэтому очень любил племянников, которым во всем помогал.
Мешади Исмаил бек умер в возрасте 47 лет в 1889 г. и похоронен на Биби-Эйбатском кладбище, рядом с родителями.
Круг друзей Мешади Мелик бека был интернациональный. В числе его преданных друзей был и немец по национальности Александр Теодорович фон Вэльке. В судебных разбирательствах Мешади Мелик бека адвокатом неизменно являлся фон Вэльке. Благодаря высокому профессионализму, он выигрывал все процессы Мансуровых.
Александр Теодорович фон Вэльке был бакинским купцом 1-й гильдии и титулярным советником. Нефтепромышленник, профессиональный юрист и адвокат, фон Вэльке всю энергию отдает поискам правды и законности. Его особое мнение вызывает у некоторых раздражение и желание представить его как кляузника. Для Баку он сделал немало. Так, именно он внес в городскую Думу ходатайство о разрешении ему проложить в Баку конно-железную дорогу (конку) для перевозки товаров и пассажиров, со сроком постройки в 18 месяцев. Его предложение вызвало бурю среди промышленников. Даже образовалась коалиция, которая стала тормозить это дело. Некоторые считали, что город сам - без Вэлькэ, может построить конку. Дума сомневалась, приступить ли к проекту? В итоге слушаний многие, в том числе и миллионер Гаджи Зейналабдин Тагиев, высказались против и заведомо сделали такие предложения, на которые не мог согласиться фон Вэльке.
Мешади Мелик бек и сам строил дома. В частности, в Крепости и на Цициановской улице до сих пор стоят построенные им дома. Среди частых гостей дома Мешади Мелик бека были поляки - городской голова (ныне - мэр) Станислав Иванович Деспот-Зенович, архитектор Иосиф Гославский, немец по происхождению, инженер, полковник Николай Августович фон дер Ноне. Кстати, их деловые отношения, сложившиеся в период строительства домов, вскоре перешли в дружбу. Нефтяные магнаты - братья Роберт и Людвиг Нобели, Альфонс де Ротшильд и многие видные представители городской интеллигенции также часто гостили в доме и на дачах Мешади Мелик бека.
Иосифу Викентьевичу Гославскому - “кавказскому Растрелли”, Баку во многом обязан своим обликом. Для него Баку стал судьбой. После окончания Санкт-Петербургского института гражданских инженеров им. Николая I в 1891 г., молодого специалиста направляют в Баку - для возведения православного собора Александра Невского. Гославский был не просто архитектором, но и художником.
Собор, как называли его бакинцы “Гызыл килься”, получился величественным. Купола его были покрыты чистым золотом. По свидетельствам очевидцев, собор сооружался в основном на пожертвования мусульман: из требуемых на строительство 200 тысяч золотых российских рублей, 75% - т. е. 150 тысяч рублей, внесены мусульманами. По рассказам моего деда Мешади Сулейман бека, свои деньги пожертвовал на строительство “Гызыл килься» и его отец - Мешади Мелик бек Мансуров.
В дом Мешади Мелик бека был вхож и другой поляк - известный зодчий Иосиф Касперович Плошко. Он дружил с сыном Мешади Мелика – Мешади Сулейман беком. В семейном архиве нашего рода сохранилась фотография Плошко с женой Сабиной Владиславной с надписью: «Дарю моему душевному другу Сулейману Мансурову», датированная 22 мая 1903 г.
По окончании петербургского Института гражданских инженеров в 1895 г., Плошко, по приглашению И. Гославского, переехал в Баку и занял место участкового архитектора в строительном отделении Бакинской городской управы, заняв затем должность городского архитектора. Здесь он встретил архитекторов Казимира Скуревича, Евгения Скибинского, И. Эделя, А. Эйхлера, Николая фон дер Нонне, Кафара Измайлова. Кстати, несколько домов Мешади Мелик бека построены именно Мешади Мирза Кафаром Измайловым. Это - дома на Большой Крепостной № 5 и Цициановской № 19, угол Карантинной.
Плошко покорил Баку монументальными и красивыми зданиями. Это были жилые и доходные дома, общественные, гражданские, культовые сооружения. Стилевая система архитектурных произведений Плошко - это европейская классика, венецианская и французская готика высокого класса, особенно модерн. Заказчиками архитектора становились известные местные миллионеры, восхищенные его творческой фантазией. Плошко был приближенным архитектором бакинского миллионера Мусы Нагиева.
Мой прадед – человек одаренный от природы, обладал высоким уровнем культуры, интеллекта, был образован: хорошо знал персидский и арабский языки, неплохо говорил по-русски. Это и сближало многочисленных друзей дома с его хозяином. Иностранцам интересно было общаться с ним, как с человеком современных взглядов.
У Мешади Мелика были две жены. Первая - Ум-Лейла ханум Гаджи Мирза Ага гызы. От нее родились двое сыновей: Кербелайи Ага Гусейн (1864-1937 гг.) и Султан (1867 - год смерти неизвестен), умерший совсем юным.
Кербелайи Ага Гусейн 28 апреля 1898 г. женился на Ум-Салиме Мешади Абдулдайан кызы (1884 - 1949). У них родились сыновья - Ага Салах (1901-1928), Ага Исмаил (13 июля 1904 - 1975), Ага Мехти (1903 - 1970), Ага Садых (15 мая 1907 - 1954), дочь - Ум-Лейла (21 января 1909 - 1987). Кербелайи Ага Гусейн умер в 1937 г. в возрасте 73-х лет и похоронен на Бинагадинском кладбище.
Вторая жена - Солтан Бейим Мирза Бахыш бек гызы Алекперова (1855-1906 г.). От этого брака родились двое сыновей и две дочери: Мешади Сулейман (1872-1955 гг.), Мирза Мансур (1887-1967 гг.), Анаханум (1881- 1944 гг.) и Шахрабану ханум (1879), умершая 29 октября 1893 г., в возрасте 14 лет. Солтан Бейим ханум - дочь знатного бакинца Мирза Бахыш бека Алекпер оглы (в дальнейшем - Алекперов), до конца жизни оставалась преданной семье и мужу. Солтан Бейим ханум скончалась 26 апреля 1906 г., в возрасте 51 года.
Мешади Мелик за свою жизнь получил не одно наследство. Первичный капитал достался от отца - Ага Салах бека. Затем он унаследовал состояние матери - Гызханым Гаджи Алекпер кызы, прожившей долгую жизнь и скончавшейся в возрасте 85 лет, 12 октября 1898 г. Кстати, Гызханым в 1889 г. унаследовала состояние скоропостижно скончавшегося старшего сына Мешади Ага Исмаил бека. Последнее наследство он получил от покойной жены Солтан Бейим ханум.
Став совершеннолетним, Мешади Мелик бек с 1871 г., как наследник, берет в руки дела по управлению состоянием отца - Ага Салах бека. Будучи еще молодым, он проявил себя хорошим организатором, грамотно управляя своими владениями.
По имеющимся документам, на декабрь 1907 г. Мешади Мелик бек Мансуров владел следующей недвижимостью в виде домов в центре Баку и земельных участков за городом:
Этот дом граничил: с севера - дом Рустама Молла Касым оглы, с запада - дом Разии ханум Мансуровой, с юга и востока - улицы.
Этот дом граничил: с востока – склады Морского ведомства, с юга - площадь и часовня, с запада - проход темных рядов, с севера - лавки Мамеда Гашима Гаджи Дадаш оглы и Гаджи Ага Али Мелик Мамед оглы.
Этот дом граничил: с севера – дом Гаджи Али бек Мансурова, с востока - улица, с юга - дом Мешади Мелик Мансурова, с запада - дом Гаджи Ага бека Замет бек оглы и переулок,
По документам 1908 г. переоценен на сумму 28.000 рублей золотом.
Итого – 228 тыс. 870 рублей золотом.
Мешади Мелик, его старший брат Мешади Исмаил и сестра Махбуба ханум Мансурова - по мужу Рамазанова, владели недвижимостью в выгонных землях г. Баку, Бакинской губернии и уезда в следующих долях: братья - каждый 2/5, сестра - 1/5. Согласно шариату, именно по такому принципу делили имущество между членами семьи.
В общие владения Мешади Мелика, Мешади Исмаила и Махбубы ханум входили:
А в общие владения Мешади Мелика, Мешади Исмаила и старшей сестры - Разии ханум, входили следующие участки:
Мешади Мелик скончался 22 января 1909 г. (12-го числа месяца мухаррам 1327 г.) в возрасте 64 лет, от разрыва сердца и покоится на кладбище в Биби-Эйбате, рядом с родителями Ага Салах беком и Гызханум Гаджи Алекпер кызы .
почему род Мансуровых – потомственных дворян, с огромным состоянием, унаследованным от своих предков, остался в стороне от нефтяного бума? Хотя в начале «нефтяной лихорадки» Мешади Мелик беку было примерно 25 лет. Для предпринимателя, кем в действительности и являлся мой прадед, это как раз годы активной деятельности. По логике, он должен был находиться в числе первых бакинских нефтепромышленников. Но этого не случилось. Мешади Мелик почему-то ушел в искусство и стал заниматься пропагандой народной музыки. Что стало причиной принятия им такого решения?
Дело в том, что Мешади Мелик происходил из бекского рода, никогда и ни в чем не нуждался. Доставшееся в наследство от именитых и знатных предков состояние, честно нажитый им самим капитал позволяли моему прадеду безбедную жизнь. У него не было интереса к этому новому бизнесу. Мешади Мелик, как человек мудрый и дальновидный, видел, что вокруг нефти разгораются крупные страсти. Кто-то вдруг стремительно богатеет, а кто-то с такой же скоростью разоряется, теряет миллионы и становится банкротом. Нефть приносит не только счастье, но и оборачивается трагедией.
Выше мы привели список части состояния Мешади Мелик бека. С таким капиталом он мог бы спокойно на своих же землях качать нефть и встать в один ряд с новоиспеченными миллионерами, начинавшими свой путь к вершине, зарабатывая в день по 3 - 5 копеек. Мешади Мелик бек решил не идти по этому пути, а посвятить себя служению искусству, занявшись меценатством. Благодаря этому решению, он и остался в истории, как основатель бакинских музыкальных меджлисов. Сегодня, спустя почти полтора века, убеждаемся, что Мешади Мелик принял тогда верное решение.
Эльдар Мансуров. “Мансуровы. История рода.” Баку, 2006