Мамедова (Тагиева) Зивяр Наджафгулу гызы – первая азербайджанская женщина-скульптор[править]

1902 -

Зивяр Мамедова (Тагиева)

Зивяр ханум происходит из семьи Наджафгулу Тагиева, который вместе со своим двоюродным братом Агагусейном Тагиевым владели несколькими крупными домами в Баку. Самым красивым из них был особняк на пересечении улиц Низами и Расула Рзы, что напротив кинотеатра "Вэтэн".

От своего делового брата Агагусейна Наджафгулу отличался, по свидетельству современников, более романтическим складом характера. Любил заниматься изобразительным искусством, причем талантливо. Видимо отсюда, по генной линии, он передал свои способности дочери Зивяр, которая родилась в 1902 году.

Уже в семилетнем возрасте Наджафгулу Тагиев определяет Зивяр вместе с младшей сестрой на учебу в известное в дореволюционном времени учебное заведение под названием "Святой Нины", основанное в 1888 году. Это был одним из первых пансионов для девочек на Южном Кавказе. Школа славилась своим высокопрофессиональным педагогическим коллективом. Здесь были совершенно уникальные для дореволюционного Баку музыкальные классы, которые возглавляла Антонина Николаевна Ермолова. Она была сокурсницей С.Рахманинова и А.Скрябина. А.Ермолова сумела поставить преподавание музыки на самый высокой уровнь.

И, естественно, это зародило в душе девушки необычный интерес к музыке, который позже приведет ее в оркестр Узеира Гаджибекова. Учителем уроков пения был Николай Чуркин - впоследствии - основоположник Белорусской композиторской школы. Уроки рисования вел знаменитый художник Азим Азимзаде. Преподователем скрипичного класса был талантливый выпускник Лейпцигской консерватории Леонид Семенович Бретаницкий, который до конца своей жизни жил и работал в Баку. И именно его Узеир Гаджибеков пригласил в качестве профессора в созданную им же азербайджанскую консерваторию. Хорошо помню, как он давал студентам уроки по элегантности и культуре.

Наряду с музыкой в школьный период у юной Зивяр появилось новое, интересное увлечение - девочка начинает рисовать. А потом пытается перенести с бумаги нарисованные ею образы в объемные формы. Поначалу в виде глиняных статуэток. Наверное, она тогда не представляла себе, что подобное увлечение вскоре станет главным делом жизни.

А продолжительное пребывание в Баку Степана Дмитриевича Эрзи, которого называли русским Роденом и который прославился тем, что установил на фронтоне здания нынешного Союза композиторов памятные фигуры, окончательно повлияло на выбор профессии Зивяр ханум. Она всерьез увлеклась скульптурой.

Mamedova Zivyar 1.jpg

В начале 20-х годов в Баку открылись художественные курсы, которые воодушевили ее на продолжение учебы на этом увлекательном для нее поприще. Она наверное испытывала и некоторое чувство робости и даже страха, ведь она была первой из азербайджанских девушек, которая избрала не столь почитаемое в мусульманских кругах занятие. В ее возрасте ее сверстницы уже обзаводились семьями. Но как всегда на помощь юной Зивяр приходит отец - Наджафгулу, поддержка которого была очень своевременной.

Окончив 4-ю городскую женскую школу в 1921 году Зивяр Тагиева поступает в натурный класс Азербайджанской государственной высшей художественной школы, которую успешно заканчивает через три года. Но параллельно с художественной школой Зивяр становится ученицей Азербайджанской государственной тюркской музыкальной школы по классу скрипки, и ее преподавателем вновь станет профессор С.Бретаницкий.

Будучи еще студенткой в 1924 году Зивяр ханум выходит замуж за не менее талантливого студента, но уже в технической области Габиба Мамедова. В последующие два года у молодоженов появляются два замечательных младенца: дочь Гюльбяниз и сын Токай. Вспоследствии дочь пойдет по стопам отца, а сын станет достойнейшим учеником и продолжателем дела матери.

В связи с учебой супруга Зивяр ханум устраивается на работу в начале в АСПС переводчицей, а потом в Азербайджанское государственное издательство. В период с 1928 до 1930 год, во время учебы Габиба Гурбановича в Москве в Высшем техническом училище им. Баумана, Зивяр ханум успешно работает корректором и переводчиком в Совнаркоме; прекрасно справляясь со своими служебными обязанностями, она оставила о себе приятные воспоминания в столице. И вскоре они все вместе возвращаются в Баку.

Зивяр ханум продолжает заниматься своим любимым делом. И опять ей везет с наставником, таковым оказался Пенхоз Владимирович Сабсаев (так в тексте) - автор прекрасного памятника Мирзы Фатали Ахундова, который был открыт в 1927 году. В момент встречи с Зивяр ханум Сабсаев работал по заданию правительства над памятником С.Кирову. Как хорошо помнит мое поколение, в 30-х годах практически стали уничтожать все религиозные сооружения, независимо от их исторической и архитектурной ценности. Была снесена Биби-Эйбатская мечеть, взорван Александро-Невский собор. Я хорошо помню этот собор, это прекрасное архитектурное сооружение, которое было неподалеку от нашего детского сада. Он был виден со всех концов города. Снесли католический собор Святой Марии. На очереди была лютеранская кирха, которая была возведена на бывшей Телефонной улице в 1895-1898 годах по проекту талантливейшего бакинского зодчего Адольфа Эйхлера. Позже к кирхе пристроили два помещения, в которых располагались лютеранское духовенство и лютеранско-лингвистическое благотворительное общество. И все это представляло собой великолепный ансанбль. Церковь вскоре прекратила свою деятельность и в здании разместился Союз кожевников.

Кирху не снесли, потому что под ее сводами началось создание памятника С.Кирову, который много лет возвышался над городом. Автором памятника был назначен Пенхоз Сабсаев, которому надо было слепить 9-метровую статую. И чтобы исполнить эту работу в деталях, автор в качестве ассистентов использовал группу молодых, подающих надежд, скульпторов. Одним из них оказалась Зивяр ханум, которая участвовала в исполнении барельефа, опоясовавшего пъедестал памятника. Кстати, в этих мастерских получил первые практические навыки и одаренный сын Зивяр ханум - ныне прославленный скульптор, народный художник Азербайджана, лауреат Государственной премии СССР и Азербайджана, член-корреспондент Академии художеств Российской Федерации Токай Мамедов.

Во время войны Зивяр ханум работала не покладая рук, она создает целую галерею образов героев войны. Особенно ей удалось создать прекрасный образ Героя Советского Союза, летчика Гюльбалы Алиева, погибшего защищая небо Ленинграда. Ему удалось благополучно посадить самолет на аэродроме. Но он был настолько изрешечен пулями, что когда его вытаскивали из кабины истребителя, он был уже мертв... Образ этого необычного героя Зивяр ханум лепила по фотографиям и рассказам его дочери. Это был красивый и представительный мужчина. Портретное сходство героя было настолько точным, что удивляло не только его родственников, но и всех, кто его лично знал.

В 1924 году Зивяр ханум успешно участвовала во Всесоюзном конкурсе и ее приняли в Союз художников СССР. В это время Зивяр ханум была уже зрелым мастером скульптурного портрета. Поэтому она отдавала предпочтение этому жанру. Ее героями были, как правило, ее наставники: Азим Азимзаде, Гусейн-Гулу Сарабский и конечно Узеир Гаджибеков, единственно кому он позировал.

В богатой экспозиции Дома музея Узеира Гаджибекова особое место занимают музыкальные инструменты, на которых музицировал великий композитор. Среди них - знаменитая гаджибековская скрипка, с которой связана интересная история. Как мне рассказали в доме-музее, впервые Узеир бек увидел ее в небольшой лавке, отправляясь на учебу из Тифлиса в Гори, где он учился в Горийской семинарии. Однако купить он ее не смог, так как семья после смерти отца очень нуждалась. Тем не менее она глубоко запала в душу композитора и он мечтал хотя бы вновь увидеть ее. И через год, вновь отправляясь в Горийскую семинарию, Узеир бек обнаруживает этот же инструмент в той же лавке. И он немедленно на последние деньги приобретает инструмент.

Этой скрипке принадлежит историческая роль во время первой постановки бессмертной оперы Уз.Гаджибекова "Лейли и Меджнун" - первой оперы на всем мусульманском Востоке, в постановке Гусейна Араблинского, которая состоялась 16 января 1908 года. За дирижерский пульт встал драматург Абдулрагимбек Ахвердиев, а сам автор с этой скрипкой блистательно исполняет партию первой скрипки.

Работая в оркестре, Зивяр ханум на этой скрипке исполняла все ведущие партии во всех гаджибековских произведениях. И согласно материалам Дома-музея, Узеир бек подарил эту скрипку Зивяр ханум как самой талантливой ученице. Прошли годы, ушли в иной мир и великий композитор и его талантливая ученица. В 1996 году дочь Зивяр ханум - Гюльбаниз - передает эту скрипку в дар Дому-музею.

Увлекаясь творчеством Уз.Гаджибекова, Зивяр ханум, наряду со скульптурными портретами великого композитора, создает из фаянса красочные статуэтки изящных танцовшиц из оперы "Кероглу". Кроме того, она создает бюст талантливого оперного певца, которого называли азербайджанским Собиновым - первого исполнителя роли Меджнуна - Гусейн Гулу Сарабского. Мы были соседями по дому артистов, я дружил с его сыном Азером, написавшим впоследствии прекрасную книгу "Из истории азербайджанского музыкального театра". Так вот, у них в квартире я часто видел этот портрет, исполненный Зивяр ханум.


Азад Шариф (по материалам ТВ передачи Фуада Ахундова "Бакинские тайны")

comments powered by Disqus