Литвинов Александр Аркадьевич - режиссер игрового, документального, научно-популярного кино[править]

1898 - 1977

Александр Литвинов

Литвинов Александр Аркадьевич родился 3 (15) июля 1898 г. в г. Баку. В 1917 г. окончил 1-ю Бакинскую гимназию, поступил на медицинский факультет Бакинского университета, одновременно начал работать в кино в качестве сценариста.

В 1918 г. оставил учебу в университете, поступил на работу в Азербайджанское фотокиноуправление.
В 1919 г. по первому сценарию А.А. Литвинова был снят фильм «Член парламента» (реж. Я. Протазанов).
В 1920 - 1922 гг. - заведующий кинофабрикой Азербайджанского фотокиноуправления.
В 1922 - 1923 гг. -заведующий киноателье Петроградского кинофотоотдела, кинофабрикой «Севзапкино».
В 1923 - 1926 гг. - заведующий киноателье, режиссер кинофабрики «Азгоскино» (Баку).

В 1920 - е гг. снимал деятелей советского государства, в т.ч. С.М. Кирова на первых октябрьских праздничных демонстрациях в г. Баку, А.В. Луначарского в г. Иркутске на выборах в Советы, за что получил благодарность Акционерного общества «Советское кино». В эти же годы познакомился с деятелями советского кино М.И. Роммом, А.П. Довженко, И.А. Пырьевым.

Первые фильмы режиссера А.А. Литвинова были посвящены деятельности Советов в национальных окраинах: комедия «Горняк - нефтяник на отдыхе и лечении» (1924г.), приключенческие «Око за око, газ за газ» (1924 г.) (другое название «Один из многих») и «Красные пинкертоны» (1925 г.). В 1927 - 1937 гг. - режиссер Московской кинофабрики «Совкино» - киностудии «Мосфильм».

В 1928 г. участвовал в киноэкспедиции по Уссурийской тайге (помощь в организации съемок оказал видный исследователь Дальнего Востока В.К. Арсентьев), снял два художественно-этнографических фильма: «Лесные люди» (1928 г.) и «По дебрям уссурийского края» (1928 г.).

В 1929 - 1930 гг. участвовал в киноэкспедиции по Камчатке, смонтировал три картины: «Оживающий полуостров» (1930 г.), «Оленный всадник» (1930 г.), «Тумгу» (1931 г.). Над текстом для камчатских картин работал совместно с писателем М.М. Пришвиным, по сценарию М.М. Пришвина создал звуковой художественный фильм «Хижина старого Лувена» («Корень жизни») (1935 г.). В 1936 г. поставил фильм «Девушка с Камчатки», являясь одновременно автором сценария и режиссером.

В 1938 - 1948 гг. - режиссер Сибирской киностудии научных и учебно-технических фильмов («Сибтехфильм») - Новосибирской киностудии учебных фильмов, создал фильмы «Якутия» (1939 г.), «Сибирь советская» (1940 г.), «Стреляй метко!» (совм. с В. Григорьевым) (1942 г.), «Марш зимой» (1942 г.), «Сибирь в дни войны» совм. с М. Кауфманом) (1943 г.).

С 1948 г. - режиссер Свердловской киностудии документальных фильмов, снимал научно - популярные и видовые картины «По Чусовой» (1949 г.), «Человек с горы Высокой» (1949 г.), «Новаторы Уралмаша» (1949 г.), «Однажды лето м» (1960 г.), «Иван Ползунов» (1964 г.). Одна из наиболее удачных работ - цветной документальный фильм «Свердловск» по сценарию Ю. Хазановича о жизни большого индустриального города, его строителей и тружеников.

В 1956 г. фильм А.А. Литвинова «По дорогам Приморья» был удостоен премии им. Ф.Ф. Буссе.
В 1958 - 1967 гг. - первый секретарь правления Свердловского отделения Союза кинематографистов. Фильм А.А. Литвинова «Урал - земля золотая» (1968 г.) был снят по заказу агентства печати «Новости», имел большой успех, экспонировался за границей.

«Заслуженный деятель искусств РСФСР» (1959 г.). Являлся действительным членом Приморского филиала Географического общества СССР.

Автор книг «Скачок через столетия» (в соавт. с М.Л. Поляновским) (1931 г.), «По следам Арсеньева» (1959 г.), «В краю огнедышащих гор» (1963 г.).

Награды: орден Октябрьской Революции (1971 г.).

А.А. Литвинов умер 6 мая 1977 г. в Свердловске.

Актерские работы

  • 1922 Нет счастья на земле
  • 1924 Око за око, газ за газ (Один из многих)

Воспоминания об Александре Литвинове[править]

У дедушки было два близких друга - два Шуры. Шурка Литвинов, ровесник, с которым он учился в гимназии и Шура Лев - его "старший товарищ", советчик и наставник.
Дед рассказывал, что они с Шуркой Литвиновым, как он его называл, обменивались шуточными стихами, которые всегда начинались строчкой общего характера для всех стихов: "Шура, Юра, Вольдемар - все ходили на бульвар". Речь идет о большой перемене в гимназии, во время которой бегали на бульвар, и их времяпрепровождении и прогулках.
На всю жизнь сохранились теплые, дружеские отношения, была переписка, иногда Литвинов приезжал в Баку, хотя жил далеко на Севере.
Мама вспоминает его с большой нежностью, он был очень щедр к ним с Никой и подарил им в очередной свой приезд очаровательных щенков.
Дедушка пережил Александра Литвинова на четыре года, очень горевал, когда его не стало. Страшно радовался, когда видел в кино, в документальной хронике, его репортажи.

А вот об Александре Аркадьевиче Литвинове (3.7.1898 - 6.5.1977) стоит рассказать подробнее. Он пришёл в кино ещё подростком, встречался с корифеями русского кинематографа - режиссёром Я.А.Протазановым и актёром И.И.Мозжухиным. Затем работал на разных киностудиях, делал агитфильмы, даже присутствовал на одной из съёмок Ленина... (продожение читайте по ссылке-названию)

Дядя Саша — это кинорежиссер, создатель этнографического направления в отечественном научно-популярном кино Александр Аркадьевич Литвинов. В юности он учился на медицинском факультете Бакинского университета, но после случайной встречи с Яковом Протазановым и Иваном Мозжухиным бросил медицину и посвятил себя кино.

В 1928 году Александр Литвинов вместе с оператором П.Мершиным совершил первую в истории нашего кино экспедицию по уссурийской тайге с кинокамерой. А готовить эту экспедицию (от разработки маршрута до снаряжения) помогал сам В.К.Арсеньев. Результатом этого творческого союза стали два фильма, которые вошли в историю мирового кинематографа: «Лесные люди» и «По дебрям Уссурийского края».

Мои дед и бабушка, кинорежиссеры Леонид Иванович Рымаренко и Вера Елисеевна Волянская, подружились с Литвиновым и его женой Ниной Платоновной во время войны, в работе над учебными фильмами для фронта. Долго были соседями по студийному дому в Свердловске. Дядя Саша был деликатнейшим, изумительно интеллигентным человеком. Представить его отважным путешественником в тайге, среди медведей и тигров, было невозможно.

Мы очень любили этого доброго человека, который даже среди близких людей стремился задвинуться куда-нибудь в тень. По малости лет мы, конечно, совершенно не понимали, что имеем дело с выдающимся человеком. Вот и в моем читательском дневнике, на обратной стороне обложки, рядом с телефонами одноклассников написано просто: «дядя Саша и тетя Нина…»


Источник:
Межархивный путеводитель по фондам и коллекциям личного происхождения государственных архивов Свердловской области
Энциклопедия отечественного кино Россия/СССР/СНГ


Fran и --Jonka 08:41, 2 октября 2010 (UTC)

Обсуждение ЗДЕСЬ
comments powered by Disqus