1904 - 1954
Родился 27 мая 1904 г. в Баку. Учился в студии изобразительных искусств Дома Красной молодежи, в драматической студии Центрального Рабочего клуба в Баку.
Его брат - Легошин Константин Григорьевич - родился в 1911 году в г. Баку. Призван на фронт Кокчетавским РВК, Казахской ССР, Северо-Казахстанской обл., Кокчетавского р-на. Служил в 11 мото-стр. бр. касноармеец. Убит 01.02.1943
Работал художником Бакинского отделения КавРОСТа, журналов, актером Бакинской к/с. В 1924 г. окочил Бакинский театральный техникум и переехал в Москву.
Актер и режиссер театра "Синяя блуза", актер Опытно-героического театра под рук. Б. Фердинандова, киномастерской Л. Кулешова.
«Однажды — это было, по-моему, в 1925 году — в одном из скетчей „Синей блузы“ я увидел двадцатилетнего юношу, который двигался великолепно и вообще вел себя, как настоящий акробат. Я познакомился с ним и выяснил, что он не только актер, но еще и рисовальщик и график. Это нас сразу сблизило, и мы подружились.
Мускулистый, широкоплечий, он был хорошо сложен, всегда носил очки — этакий своеобразный Бестер Китон. Когда я познакомился с Володей поближе, я понял, что очки для Володи — это еще и самозащита, своеобразная „желтая кофта“, скрывавшая его мягкость, нежность и застенчивость.
Он был робок, очень в себе неуверен и страшно стеснялся этой своей неуверенности. У него было полное отсутствие „пробивной силы“, а без нее режиссеру никак нельзя.
В спорте есть такое выражение: „второй гонщик“, то есть тот, который идет вслед за первым. Вот Володя был именно „вторым гонщиком“. Я старался заставить его не стесняться своего лиризма и человечности, не бояться людей и т.д.[…](из воспоминаний С.Юткевича)
В 1926-1927 гг. — художник киномастерской С. Юткевича при АРРКа. С 1927 г. — ассистент режиссера к/с "Совкино", художник, сценарист, режиссер к/с "Востокфильм".
Свой первый фильм «Песнь о счастье» Владимир Легошин поставил вместе с Марком Донским в 1934 году в Москве, на фабрике «Востокфильм».
Марк Семенович Донской вспоминает о своем товарище по совместной работе:
«Володя был необычайно серьезный, глубокий и постоянно сосредоточенный человек. То, что он прочел за свою, в общем, недолгую жизнь, достойно особого внимания. Он был не только великий книголюб, но и проникновенный читатель. Поражала его феноменальная память и эрудиция. В любое время у него можно было получить любую справку по вопросам искусства.
В какой-то степени мы были полной противоположностью друг другу. Володя никогда не повышал голоса, из его уст никто никогда не слыхал резкого слова, чего уж никак нельзя сказать обо мне. Если надо было порой кого-нибудь отчитать по работе, он всегда великодушно предоставлял это мне, а потом, смеясь, спрашивал: «Как это тебе удалось?»
В 1930-1933 гг. учился в режиссерских мастерских С. Эйзенштейна при ГИКе. С 1936 г. — режиссер к/с "Союздетфильм" (ныне — к/с им. Горького).
Однажды в тридцатых годах появился у нас высокий и широкий человек, с задумчивым или рассеянным взглядом. Оказалось, что это старый знакомый Катюши и Саши Зильбера. Когда лет за десять до описываемых дней аккомпанировал Сашка актерским песням в «Синей блузе», Володя Легошин работал там же: не то актером, не то режиссером, не то художником. […]
Впечатление Володя Легошин произвел неясное, молчаливость и рассеянный взгляд этому были причиной. К этому времени перешел он на работу в кино. Еще, кажется, не решился стать режиссером, но был к этому близок. Вероятно, этим и объяснялся рассеянный его взгляд.
Тяжело человеку в кино, пока не привился он к тому живому, что имеется в этом явлении природы нашей. Чем чаще приходил к нам Володя, тем яснее становилось, что человек он доброкачественный. По каким масонским знакам, невидимым и неопределимым, определяешь все-таки, какой разряд людей человек выбрал, к какому войску присоединился, трудно сказать. Но редко ошибаешься ты в подобных случаях. И хоть Володя был молчалив при встречах по-прежнему, впечатление, что он производил, прояснялось. Вскоре он переехал в Москву, в «Союздетфильм».
В «Союздетфильме» он привился окончательно. [2]
В 1936 году в Москве была создана киностудия «Союздетфильм». В. Легошин одним из первых был приглашен на студию и сразу же приступил к работе над экранизацией повести Валентина Катаева «Белеет парус одинокий».
Легошин отлично чувствовал возможности приглашенного актера и всегда ставил перед ним задачи, исходя из этих самых реальных возможностей. При этом он умел выслушать актера, внимательно и терпеливо посмотреть его работу и, если нужно, откорректировать самым деликатным образом, никого не обижая.
Недаром такой многоопытный актер, как Федор Никитин, снимавшийся и в «Песне о счастье» и в фильме «Белеет парус одинокий», сказал как-то, что ни с одним режиссером не работалось ему так легко и приятно, как с Владимиром Легошиным. Такой уж это человек был, что обычно вся съемочная группа влюблялась в него.
Зритель сразу принял этот фильм. Но настоящий триумф начался после войны, когда в 1948 году «Парус одинокий» показали за рубежом. Фильм имел огромный резонанс и большую положительную прессу.
Сразу после окончания картины Легошин приступил к работе над экранизацией сказки «Снежная королева» по сценарию одного из лучших советских драматургов Евгения Шварца. Режиссер работал с огромным увлечением, и работа ладилась.
Война застала Легошина в экспедиции в Ялте, где он уже приступил к съемкам. Все планы рухнули.
В 1942 году на Тбилисской студии Легошин ставит игровой короткометражный фильм «В подводном плену», рассказывающий о подвиге краснофлотца-подводника.
Позднее режиссер занялся дублированием иностранных фильмов на русский язык. Тогда, в самом начале 50-х годов, это была новая, незнакомая работа, требующая от режиссера и всего коллектива особого, своеобразного мастерства, решения помимо творческих идейно-художественных задач целого ряда чисто технологических, связанных с синхронностью, с соотношением громкостей и тембров голосов.
За последние несколько лет своей жизни Владимир Григорьевич сдублировал два десятка иностранных фильмов. Легошин привлек к дубляжу первоклассных актеров: Свердлина, Жеймо, Консовского и многих других.
Свой богатый опыт в этой области он изложил в большой и серьезной статье «Искусство дубляжа», напечатанной в 1953 году в журнале «Искусство кино». Никто до Легошина никогда не писал всерьез, с творческих позиций о дубляже. Многие вообще считали эту работу отхожим промыслом.
Дубляжную работу в кино Легошин сравнивал с трудом переводчика в литературе. Легошин не только пытался вывести теоретические основы работы над дубляжем. Он осуществлял их на практике. И не случайно его дубляжные работы были поистине новым словом.
Умер Легошин 21 декабря 1954 г. в Москве.
Режиссер фильмов:
Сценарист
Призы и награды
Примечание: