1887 — 1939/1940
Вступление:
“ В ряду представителей тюркских народов, с честью и достоинством служивших Азербайджанской Республике, были и такие, кто исторически и географически располагались далеко за пределами нашей страны. Среди них особое место занимали польские татары.
Особо следует отметить деятельность и заслуги генерал-лейтенанта Масея Сулькевича (1865-1920 гг.), с марта 1919 года и до большевистской оккупации занимавшего пост первого начальника Генерального штаба азербайджанской армии;
начальника канцелярии правительства и редактора официального правительственного органа, публициста и историка Леона Кричинского (1887-1939 гг.);
его брата, заместителя министра юстиции Азербайджанской Республики Ольгердa Кричинского (1885-1942 гг.) и др.” [1]
Князья Кричинские [2] - сравнительно крупные помещики Виленской губернии. Их представители именовались князьями и на военной службе и в имущественных документах.
Шляхетский род Кричинских пользовался частновладельческим гербом "Радван" - на красном поле золотая церковная хоругвь с 3 концами с мохром, над ней золотой кавалерский крест. Клейнод – над верхом с короной 5 страусиновых пера. Известен с начала 15-го столетия.
Основная Часть:
25 сентября 1887 года в семье Константина Ильича (генерала российской армии, выходца из одного из знатных родов польских татар — Найман) и Марии Матвеевны (урожденной Ахматович) Кричинских родился второй (средний) сын Леон - Леон-Найман-Мирза.
В дальнейшем он часто использовал и другие имена и псевдонимы - Арслан Найман-мурза Олешкевич-Кричинский , Арслан-Бей, Лев-мурза Найманский, Найман-мурза-Олешкович-Кричинский.
В 1887 году семья жила в г. Вильна. [3]
Обучение начал в 1-й Виленской мужской гимназии, а закончил учебу в Смоленской классической гимназии, т.к. отец в 1900 году был назначен командиром полка, расквартированного в Смоленске.
В 1907 году поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета.
В студенческие годы Кричинского в Санкт-Петербурге была большая колония мусульман, среди которых были и польские татары.
Леон был одним из активных членов общины польских татар мусульманской колонии.
Во время учебы (1907-1910 гг.) вместе со старшим братом Ольгердом участвовал в создании и фактически возглавлял Союз польских студентов-мусульман. В его состав входили польско-литовские студенты-мусульмане Санкт-Петербургского университета, Института путей сообщения и Технологического института. Целью союза было объединение мусульманских студентов для защиты культурно-просветительских интересов и проведения исследований по истории польско-литовских татар.
В 1911 году защитил диплом на отделении права Санкт-Петербургского университета.
В 1912 году переехал и поселился в Варшаве, где работал в органах суда и принимал активное участие в деятельности мусульманских организаций.
В 1913 году в Варшаве было создано и официально зарегистрировано Варшавское мусульманское общество помощи бедным мусульманам, председателем которого был избран генерал-лейтенант в отставке К. И. Кричинский, а его сын Леон — секретарем.
В это же время начал работу над « Библиографическими материалами о татарах Польши, Литвы, Беларуси и Украины» (опубликована в Петрограде в 1917 г.).[4]
В период Первой мировой войны после угрозы оккупации западных окраин России немецкой армией многие польско-литовские татары оказались в российской столице.
Леон Кричинский также переехал из Варшавы в Петроград. Здесь он участвовал в национальном движении польско-литовских татар и деятельности общемусульманских объединений, в создании Союза татар Польши, Литвы, Белоруссии и Украины, где состоял секретарем исполнительного комитета.
В конце 1917 года избран председателем Петроградского Клуба мусульман, объединившим многочисленные мусульманские организации столицы.
После Октябрьской революции, подобно многим мусульманским деятелям , был вынужден уехать из Петрограда.
В 1918 году вместе с почти 1000 польских татар перебрался в Крым, а затем - в Азербайджан , где принимал активное участие в национальном движении крымских татар и азербайджанцев.
Леон (в это время он чаще именовался Арсланом) являлся членом правительства двух независимых республик: Крымской (в 1918-1919 гг. выполнял обязанности заведующего канцелярией премьер-министра) и Азербайджанской (в 1919-1920 гг. — директор канцелярии азербайджанского правительства).
В Симферополе был членом городского Совета , кандидатом в делегаты национального съезда крымских татар - Курултая, в Баку - директором Канцелярии Правительства АДР и редактором основных официальных документов.
Выписки из академического труда « АЗЕРБАЙДЖАНСКОЕ НАЦИОНАЛЬНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ 1917-1920 ГГ.» (автор - Айдын Гусейнага оглы Балаев - историк , этнограф , доктор исторических наук, сотрудник Института археологии и этнографии НАНА.)[5]
- " ДОКУМЕНТЫ
Стр.| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Личный состав служащих правительственных учреждений АДР.
ПРАВИТЕЛЬСТВО АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ.
УПРАВЛЕНИЕ ДЕЛАМИ ПРАВИТЕЛЬСТВА (Набережная, д. Мир-Бабаева, тел.: Министра-Председателя 3-32, Управления делами 56-87, Директора Канцелярии 56-90, Канцелярии 50-88) Управляющий делами Правительства ПАРВИЗ-МИРЗА (…).
Директор канцелярии Артем ??? КРИЧИНСКИЙ (Бухарская, 24, т. 7-05);
ОСОБЫЙ ОТДЕЛ (Эриванская ул., д. Мир-Бабаева, т. 55-16)
Времен. испол. должн. директора Арслан КРИЧИНСКИЙ (он же врем. г. д. редактора «Вышка» ??? Правительства Азербайджанской Республики)."
В приведенных выписках вызывают сомнение два утверждения – они выделены и даны со знаками вопроса.
Потому, что:
1)
В семье Кричинских не было сына по имени Артем — третий (младший) брат – Анатолий. [6] [7][8]
2)
Занимаясь государственной и политической деятельностью, Леон не оставлял и свою научную работу по изучению прошлого мусульманских народностей.
В Баку он издал:
В 1920 году, после создания независимого Польского государства, оба брата Кричинских возвратились в г. Вильно, где Леон принял польское гражданство и получил должность судьи. [11]
Продолжал активно участвовать в национально-культурных делах польско-литовских татар.
В 1925 году Леона избрали председателем комитета по подготовке и выпуску будущего «Гербовника татарских родов в Польше».
Основная тяжесть исследовательской работы легла на плечи представителя христианской ветви еще одного татарского рода - С.Дзядулевича.
В 1929 г. избран в Центральный Совет Культурно-просветительского Союза татар Польши.
Организовал в Вильно Народный Татарский музей, коллекция которого состояла из предметов, имевших отношение к прошлому польско-литовских татар.
Коллекция музея располагалась в здании муфтиата и, вероятнее всего, была уничтожена во время разгрома муфтиата в начале Второй мировой войны...
В 1931 году как Глава управления гмины (единица административно-территориального деления Польши) в Вильно открыл народный татарский архив и стал руководителем Татарской библиотеки.
Леон занимался также научной и литературной деятельностью.
По его инициативев 1932 году Центральная Рада Культурно-просветительского Союза татар издала первый том журнала "Rocznik Tatarski".
Два следующих тома вышли соответственно в 1935 г. и 1938 г., выпуск четвертого тома планировалось на 1939 г., но выход издания прервала война.
Мамед Эмин Расулзаде в годы польской эмиграции [12] очень интересовался историей местных татар, близко сошелся и общался с татарской интеллигенцией, религиозными и общественными деятелями.
В 1932 году в городе Вильно стал издаваться "Татарский рочник" ("Татарский ежегодник") под редакцией Леона Наймана Мирза Кричинского.
В первом номере журнала было опубликовано приветственное слово М.Э.Расулзаде, где он очень сочувственно и тепло отзывался о польских татарах:
Как главный редактор "Rocznik Tatarski", Кричинский большое внимание уделял научным трудам.
С его изданием сотрудничали знаменитые польские востоковеды, в частности, Станислав Кричинский - автор классического труда "Tatarczy Litewscy" (1938).
В "Rocznik Tatarski" Кричинский публиковывал и собственные работы, а также большое количество документов относительно татар.
В 1932 году избран членом Польского общества востоковедов.
Путешествия в Турцию в 1932 г. и в Марокко в 1934 г. дали ему богатый материал для публикации статей о польских мусульман.
Кричинский является автором "Библиографии по истории татар польских" (Замосць, 1935).
Работа имела высокую научную ценность. Несмотря на это, в ней имели место ошибки в структуре и в описи, поэтому Кричинський планировал подготовить к изданию новую редакцию.
Леон Кричинский работал в польских судебных органах городов Замостье и Гдыня.
С 1932 по 1935 гг. был вице-председателем Окружного суда в Замосце, а затем в Гдыне.
В 1933 году был награжден орденом " Золотой Крест заслуги " (Zloty Krzuz Zaslugi).
В 1936 году Польская Академия литературы вручила ему " Серебряный лавр Академический " (Srebny Wawrzyn Akademicki).
В 1937 году в "Przeglad Islamski" появилась его работа "История мечети в Вильно", в которой был приложенный список основных работ Кричинского.
Помимо "Rocznik Tatarski", Кричинский публиковал свои труды в таких периодических изданиях, как "Lud", "Przeglad Islamski", "Slovo", "Kyrzier Wilenski", "Wschod".
Был трижды женат.
В сентябре 1939 года, сразу же после нападения на Польшу фашистской Германии, Кричинский был арестован гестапо и заключен в лагерь Грабовски (Гдыня), затем его содержали в тюрьме в Данциге (ныне г. Гданьск, Польша).
В конце 1939 года (по другим данным - в начале 1940 г.) был убит в Пясницях [13]под Вейхерово [14].
"В Пясницком лесу поздней осенью 1939 г. немцы расстреляли 12 тысяч поморских интеллигентов Польши.
Среди них был самый известный польский татарин междувоенного времени, председатель окружного суда в предвоенной Гдыни – Леон Кричинский, организатор самого известного татарского ежегодника (вышли 3 тома)..." [15]
Издано в Баку:
Краткая библиография работ о Л. Кричинском:
Об этом сообщает официальный сайт Исполкома Всемирного конгресса татар.
Главной задачей в деятельности Татарского Культурного Центра является ознакомление жителей Гданьска и Поморского региона всех национальностей с богатыми традициями многовековой татарской культуры.
На открытии Центра присутствовали власти Поморского воеводства и города Гданьска, дипломатический корпус, представители татарских диаспор из Литвы, Латвии, Белоруссии, Германии и других стран, видные деятели культуры и науки, СМИ.
В рамках этого мероприятия также была проведена обширная культурная программа."
(Из сообщений Министерства культуры Польши).
Примечания:
--Sibor 20:50, 14 декабря 2010 (UTC)
--Sibor 04:20, 1 июня 2013 (CEST)