Борьба, фехтование, стрельба и верховая езда — вот базовые и основополагающие спорта начала прошлого века. Но Зорхана , раздвигая стандартные понятия о физической культуре, неожиданно бурно расцветает в конце 19-го — начале 20-го веков. Дошедшие из глубины веков традиции со временем усовершенствуются, превращаясь в стиль жизни определенной прослойки общества.
Будучи самым любимым местом поклонников борьбы, этот очаг спорта превращается в одну из национальных ценностей старого города. Нам известны сведения о трех самых популярных заведениях подобного типа: в Ичери Шехер , на Верхнем базаре, и рядом с Гоша караван-сараем.
Зорхана традиционно размещались в подвальных помещениях, отличающихся оригинальным, но в то же время — логически простым решением архитектурной композиции интерьера. В центре сооружалось что-то наподобие бассейна размерами 10 метров на 2 метра и глубиной в полтора метра. На этой главной арене, непритязательно просто залитой цементом и покрытой незатейливым паласом, происходило действо. Зрители располагались полукругом в амфитеатре, оставив место для музыкантов и прохода. Национальное трио аккомпанировало не только во время соревнований, но и на тренировках. Эта колоритная группа, изящно гармонируя с захватывающим дух единоборством, задавала определенный темп, исполняя зажигательно ритмические мелодии.
Особо следует рассказать об инвентаре, довольно-таки необычном с современной точки зрения, но с конденсированными тренажерными качествами. Развешанные вдоль стен огромные до полутора метров дубины привлекали взгляд. Изготовленные из твердопородной древесины, диаметром до 25 см в верхней части и постепенно сужающиеся в рукоятку цо 5 см, они отдаленно напоминали современные японские нунчаки. Обособленно располагался сянк ( экбакирляр ) — подобие маленькой двери, размерами 1,5 на 1,5 метра и толщиной 2 см с единственной деревянной ручкой. Чтобы просто оторвать это громоздкое устройство от земли, уже требовалась недюжинная сила. Затем следовал опасный как для тренировок, так и для выступлений, камада — диаметром дс одного аршина металлический круг со свисающими цепями по диаметру, на которые в свою очередь были нанизаны острые крючки и заостренные металлические прутья; использование его придавало остроту зрительским ощущениям. Сложность заключалась в том, что только во время вращения этого обруча можно было находиться в этой конструкции, в ином случае острые шипы оставляли глубокие порезы на обнаженном теле атлета. Ну и, конечно же, наличие огромного количества гирь, камней, и разного рода тяжестей завершало обзор помещения.
Красочное шоу проходило еженедельно при стечении большого, в рамках помещения, количества зрителей. А все начиналось с разминки, во время которой использовались все вышеуказанные приспособления. Первое отборочное соревнование — сино , словно прелюдия к дальнейшей развязке, задавало определенный настрой. Атлеты, опираясь ногами в стенку, отжимались на руках, передвигаясь не только вправо и влево, но и вперед и назад. Не касаться телом земли и минимум 120 отжимов — только выполнение этих основных условий давало право на участие в дальнейших выступлениях. Затем проводилась показательная игра мил. Вращение огромных дубин сопровождалось акробатическими прыжками и выпадами, с почти цирковым жонглированием. Кульминационной ремаркой финальной части становилась борьба гюлеш .
В Зорхана выступали почти все знаменитые атлеты того времени, их имена, когда-то бывшие на устах всех жителей Баку, сейчас в забвении, приведу лишь малую толику: Пахливан Махаммад , Шону Гасан , Шах Исмаил, Алтыайлыг Абдулали , Чопур Саяд , Гатырчы Мирза, Зорба Рзакули , Балабанчы оглу , Эли Химмет , Хапыш Маммадали , Чаро Сулейман.
После окончания боев победитель, выявленный на этот день, завязав одну руку, приглашал желающих испробовать свои силы. Деньги от входных билетов и различные пожертвования состоятельных филантропов шли на содержание комплекса и на расходы атлетов.
Мероприятие завершалось тем, что все направлялись в одну из ближайших бань.
Фикрет Ахмедзаде
Источник: Здесь