В 1910г. в Тифлисе было создано "Мусульманское дамское благотворительное общество на Кавказе". Председателем общества стала Геогар-Мирза Принцесса Каджар. Казначей Саадат ханум Гайыбова.
Члены: Гамида Джаваншир, Мина-Беим-Ханша-Талышинская, Ниса ханум Новрузова, Автаб ханум Махмудбекова, Мария ханум Арнольд, Наджабат ханум Зейналова.
Члены ревизионной комиссии: Масма ханум Талышханова, Зейнаб ханум Везирова, Елена Ефим Векилова, Дюрри ханум Векилова.
Дамы высшего света, которые могли бы позволить себе абсолютно беззаботную жизнь во всех отношениях, отдавали свои силы, время, немалые средства воспитанию, просвещению, заботе о тех, кто нуждался в них больше всего. Нет, далеко не все «светские львицы», были, как сейчас говорят, столь «социально активны». Потребность творить добро - вообще, качество редкое, но лучших женщин того времени отличала еще одна черта: способность это делать.
Полистаем старые документы, датированные первыми годами двадцатого века. Здесь можно увидеть план участка земли площадью в 1 десятину 2200 квадратных сажень (почти 2 с половиной гектара) в поселке Гала. На нем усилиями Мусульманского Дамского Благотворительного Общества будут возведены два дома для детей-сирот.
А это программа любительского спектакля. Постановками драматических спектаклей, концертов, вечеров поэзии, славились дамы из благотворительного общества «Ниджат». Вместе с ними в этих, поистине, праздниках культуры принимали участие и те, кому предназначались собранные средства - бедные девушки, которым посчастливилось встретиться со своими будущими благодетельницами. А спектакли те пользовались не только огромной популярностью, но и собирали в виде пожертвований значительные средства.
Но некоторые документы имеют не только бакинскую «прописку». Вот расписка, свидетельствующая о щедром пожертвовании московским мусульманам. Жертвователи - супруги Асадуллаевы, Шамси и Мария, известные и в Азербайджане, и в России промышленники и меценаты.
После смерти мужа, Мария Петровна взяла в свои руки все дела, оказалась смелым и успешным предпринимателем. Своими благотворительными акциями она снискала любовь и азербайджанских, и российских мусульман. На страницах юбилейного издания «300-летия Дома Романовых», по сути, своеобразной энциклопедии России того времени, о чете Асадуллаевых пишут как о «великанах по духу, которые слились в одно целое, для борьбы с тяготами жизни».
Источник:
Здесь