Из истории подготовки к Учредительному съезду израильской ассоциации выходцев из Азербайджана (Сегодня она называется Международная Ассоциация «Азербайджан-Израиль»)
Как известно, во второй половине февраля 2007 года в Израиле состоялся Учредительный съезд ассоциации выходцев из Азербайджана. Такое решение приняло учредительное собрание будущей ассоциации. Ее целью является создание мощной структуры, объединяющей всех репатриантов из Азербайджана для оказания взаимопомощи, а также для развития деловых, культурных и гуманитарных контактов между Азербайджаном и Израилем.
Идея создания такого объединения давно уже витала в воздухе. Еще на заре образования в Азербайджане Государственного комитета по работе с азербайджанцами, проживающими за рубежом, один из руководителей еврейской общины Азербайджана попросил автора этих строк (я в те годы еще проживал в Баку) поделиться с сотрудниками комитета своими сведениями о зарубежных горско-еврейских общинах.
Я тогда занимался генеалогией и демографией горских евреев Азербайджана. Помню, с каким энтузиазмом и интересом молодые люди - кураторы комитета по различным странам - записывали данные о наших именитых земляках, выехавших по тем или иным причинам на постоянное место жительства за рубеж. Уже тогда высказывалась мысль о том, что неплохо было бы им объединиться с целью сохранения вдали от родных мест своих национальных традиций, культуры и языка. Тем более, что такие объединения уже появились в некоторых странах мира - США, Германии, Австрии, Канаде и, конечно же, в Израиле. Но это были еврейские общины. Госкомитет же, по великолепному замыслу его создателя - дальновидного президента Азербайджана Гейдара Алиева, - провел более широкую работу: объединение всех выходцев из республики, независимо от национальной и религиозной принадлежности.
Как известно из информации, представленной председателем этого Госкомитета, сегодня в мире создано более 300 азербайджанских общин, союзов и объединений, причем в некоторых странах мира действует не одна, а несколько организаций азербайджанской диаспоры. Только за два года в зарубежных странах было создано более 80 азербайджанских общин. Был организован Конгресс азербайджанцев Европы, в который вошли более 50 азербайджанских общин из 27 европейских стран.
Однако в Израиле, где проживает большое число выходцев из Азербайджана, такого объединения не существовало. Были, правда, отдельные попытки создания их в некоторых городах, но они всегда сталкивались с определенными трудностями, в первую очередь, организационного плана. Реальная возможность появилась только тогда, когда в Кнессете Государства Израиль появился свой депутат, выходец из Баку, известный в прошлом на всю страну ведущий 9-го израильского телевизионного канала Иосиф Шагал. Он и создал инициативную группу, которая провела 1 декабря 2006 года в Тель-Авиве учредительное собрание.
Сообщение в русскоязычной израильской прессе и по радио “Река” о предстоящем создании в Израиле Ассоциации выходцев из Азербайджана с энтузиазмом было воспринято сотнями наших представителей. К автору этих строк обратились некоторые члены инициативной группы с просьбой взять на себя координацию работы по регистрации проживающих в Израиле выходцев из Азербайджана, желающих принять участие в работе Учредительного съезда. Мне хотелось бы поделиться тем, как интересно проходит этот процесс.
Номер телефона для регистрации был сообщен и в прессе, и по радио. Сразу же после этого посыпались телефонные звонки из всех городов Израиля. И это, несмотря на то, что почти в каждом крупном городе страны намечены свои региональные координаторы. Поразительно, но большинство людей обращались со словами благодарности к тем, кто проявил эту инициативу, и с пожеланиями успехов в сохранении на земле Израиля того интернационального настроя, который был заложен на земле исхода - в родном Азербайджане.
Трудно передать на бумаге те взволнованные слова, которые произносились по телефону: “Спасибо за то, что стараетесь сохранить наш менталитет” (бывший житель Гянджи); “Пусть дух интернационального Баку будет сопровождать нас и на этой земле” (бывший бакинец)”; “Я очень взволнована тем, что смогу общаться с нашими земляками. Я - музыкант, и все, что для вас требуется, обещаю выполнять безвозмездно” (бывшая жительница Исмаиллы); “Я инженер-строитель из города Огуз в Азербайджане, работаю на заправочной станции и потому знаю многих земляков, могу собрать для вас несколько сотен выходцев из Огуза”; “У меня своя амута в Холоне, могу предоставить свой офис для встреч членов ассоциации”; “Я, старейший преподаватель из Баку и проживающий в Израиле с 1978 года, приветствую нашу молодежь за эту инициативу”… Звонили люди разных национальностей - здесь и грузинские, горские и ашкеназские евреи, русские, азербайджанцы, лезгины, талыши. Такая огромная палитра наций и религий. Но их всех объединяет одно: беспредельная любовь к родному Азербайджану. “Да разве мы разделяли людей по национальностям?” - говорит совсем уже пожилой ныне педагог бакинской школы N1 - “Бакинец” - была такая нация!”
Эти слова, которые я впервые услышал от Чингиза Садыхова, великолепного нашего пианиста, во время проводов в Израиль известного бакинского журналиста Натана Барского, подхвачены многими нашими земляками. Удивительно также и то, что звонили приехавшие в Израиль из Москвы, Ленинграда, Украины, Одессы, чьи молодые годы прошли в Баку. Военврач, полковник медицинской службы, прослуживший долгие годы в военном госпитале Кировабада (ныне Гянджа), а затем в Баку, желал принять участие в этой ассоциации, хотя и не являлся уроженцем Азербайджана. Из-за обилия звонков телефон практически постоянно бал занят, люди записывались на телефонный автоответчик: “Здравствуйте, я - Тамара, я - из Дербента, но вы же знаете, что в свое время половина жителей Дербента были азербайджанцы. Кроме того, моя сестра вышла замуж и проживает в Хачмазе. Можно меня считать вашей землячкой?”
Какими разнообразными по национальности фамилиями заполнялись регистрационные листы: Коган, Хайкин, Зейналлы, Абдуллаева, Якубов, Абрамов, Ханукаев, Мехтиев, Блюмин, Агаларов, Рабилизаров, Аббасов, Палагашвили, Незлобин. Я и не предполагал, что весь тот калейдоскоп наций, народов и религий, характерный для Азербайджана, в своих небольших размерах, но с той же “калейдоскопичностью” наблюдается и здесь, за три тысячи километров от родных мест. Люди делятся своими мыслями, своими планами. Кто-то говорит о совместном бизнесе с азербайджанскими коллегами, кто-то предлагает осуществлять более тесный культурный и научный обмен. Получилось так, что эта “горячая” телефонная линия стала не только линией регистрации, но и линией сбора идей для включения в устав и программу ассоциации.Безусловно, большую роль в укреплении дружбы народов Азербайджана сыграла мудрая, удивительно взвешенная политика, проводимая в течение почти 35 лет в Азербайджане Гейдаром Алиевым и продолженная ныне его сыном Ильхамом Алиевым.
О толерантности народов Азербайджана было известно издревле, говорят об этом и сегодня. Приведу для подтверждения всего несколько высказываний из разных источников: а) Краткая Еврейская Энциклопедия (Иерусалим): “Первые достоверные сведения о еврейских поселениях в Азербайджане относятся к XII веку: религиозная терпимость ранних Эльханидов привлекла в Азербайджан многих евреев…”; б) доктор Владимир Вейншал и его сын Яков Вейншал, близкие родственники Льва Ландау, работавшие в Баку и переехавшие в начале века в Палестину, отмечая в своих трудах высокую толерантность азербайджанского народа, так образно говорили о Баку в начале ХХ века: “Нам повезло: мы жили в Баку. Здесь был большой спектр народов и языков, и каждый имел свой флаг. И было естественно, что евреи, как и все, совершенно не считаясь с державностью русских, могли и должны были иметь также свой флаг”; в) из обращения лидеров Евроазиатского еврейского конгресса (2003 год): “Тысячелетняя история евреев Северного Кавказа и Азербайджана являет собой впечатляющий пример продолжительного добрососедства с местными мусульманами”; г) главный раввин России Берл Лазар во время открытия нового здания синагоги в Баку весной 2003 года отметил: “Открытие синагоги в столь напряженное время, когда все мы наблюдаем противостояние государств, народов и цивилизаций, указывает, что евреи Азербайджана уверены в своем будущем и в будущем своих потомков на многие столетия”. Когда-то на одной из встреч представитель азербайджанской диаспоры Санкт-Петербурга заявил, что “мы здесь ассимилировались, но соблюдаем свои обычаи”, Г. А. Алиев его остановил. “Подожди, подожди”, - сказал он и разъяснил, что такое ассимиляция. “Человек должен любить свой народ, свою нацию, свою Родину, свою землю, свой язык, национальные обычаи своего народа, моральные, духовные и религиозные ценности своего народа. Ассимиляция - это когда вы постепенно перестаете быть представителем своей нации. Если человек живет в другой стране, он обязан жить по ее законам, знать язык этой страны, но ассимилироваться - это никому не делает чести”.
Это достояние народов Азербайджана – веротерпимость и межэтническое согласие – мы и хотим сохранить там, где проживаем сегодня.
Пожелаем же успехов этой новой Ассоциации выходцев из Азербайджана в осуществлении этих благородных замыслов.
МИХАИЛ АГАРУНОВ, профессор
(Израиль)
по материалам статьи в газете “Зеркало” от 10 января 2007г.