Из интервью Ш. Фатуллаева-Фигарова, данного им Г. Микеладзе и опубликованного 17.10.2012г. на сайте www.1news.az
Увлеченный творческий поиск Шамиля Фатуллаева-Фигарова давно уже подарил человечеству фундаментальные исследования по истории архитектуры капиталистического Баку и многих других объектов, по осмыслению тенденций развития зодчества Азербайджана в увязке с мировыми достижениями и их научным толкованием. В кропотливо собранных и изученных им материалах, опубликованных в добротно изданных научных книгах и альбомах, в публицистической манере описаны практически все изысканные творения архитекторов недавнего прошлого, справедливо названные памятниками зодчества конца XIX – начала XX веков.
Меня давно влекло к такому объекту, как дом Рзабека Алибекова по адресу Почтовая, 60 (ныне улица Сулеймана Тагиева, недавно носившая имя Островского).
Я никогда не забывал о нем и даже попытался поближе познакомиться с его историей. Но попытка оказалась неудачной, а, отложив эту работу до удобного момента, выбраться смог только теперь.
Я шел с благоговением, предвкушая, что буду фотографировать, обмерять, описывать здание, которому под стать эпитет «шедевр зодчества», а встретил такое убожество и запустение!
Представители советской власти оставили владельцам особняка лишь небольшую часть помещений, остальное превратив в коммуналку для жильцов, не только не знавших ценности этого строения и не поддерживающих его сохранность, но и не умевших ладить с новыми и случайными соседями.
Когда я впервые попытался посмотреть эти апартаменты, увидел расшатанные перила в парадном подъезде, толстый слой пыли на великолепных панно, украшающих стены этого помещения, а главное – услышал крики увлеченно скандаливших между собой новых обитателей, то ретировался с мыслью отложить эту работу до лучших времен.
- Но сейчас все утряслось и с хозяевами особняка, и с его ремонтом…
- Слава Богу! Буквально на днях исполнил мечту. И не просто пошел к уникальному особняку, но и вернулся в то состояние, которое испытывал в молодые годы, обмеряя и фотографируя не исследовавшийся прежде объект, собирая архивные данные об истории той или иной достойной изучения стройки.
... рождение такого и ему подобных зданий могло происходить на рубеже XIX-XX веков, когда Баку стремительно развивался благодаря экономическим и техническим условиям. Когда население старалось осваивать центральные застроенные городские кварталы, придать им благоустроенное состояние.
Частные владения стали предметом освоения архитектурно-планировочного и объемно-пространственного решения с эстетических позиций.
В застройке городской среды сложилась очень интересная архитектурно-градостроительная ситуация, когда, наряду с местными и обосновавшимися в Баку зодчими, в объявлявшихся конкурсах активно участвовали петербургские архитекторы.
Благоприятные условия строительства в основном жилых зданий, доходных домов и особняков способствовали внедрению очень емких в художественном отношении жилых домов в структуру узких улиц городских кварталов.
Особенно сказалось на этом то, что бакинские студенты, направлявшиеся на учебу в московский и петербургский университеты, вовлекавшиеся в европейскую общественную культурную среду, несли свои знания на родину.
Так, учившийся на юридическом факультете Петербургского университета молодой состоятельный студент Рзабек Алибеков, волею судьбы оказавшийся знакомым с петербургским архитектором Николаем Дмитриевичем Прокофьевым. Именно ему он заказал проект особняка, который почти сто лет спустя восхищает всякого, кому посчастливится в него попасть.
- По данному объекту есть материалы?
... в журнале «Зодчий» были опубликованы некоторые сообщения о проектных работах для Рзабека Алибекова.
Об академике архитектуры Н.Д. Прокофьеве известно, что он родился в 1866 году в городе Николаеве, окончил Петербургскую академию художеств в 1897 году и, являясь отличным художником, часто выставлялся.
В перечне проектов Н.Д. Прокофьева названа «постройка по улице Почтовой, 60 в Баку среди плотных жилых кварталов, с угловым решением и с внутренним двориком, по планировке отвечающая бакинским традициям начала ХХ века», - сообщается в документе.
Здание Алибекова построено в период участия в застройке города Баку архитекторов И.Плошко, Зивэр-бека Ахмедбекова, Адольфа Эйхлера и других. В тот период Баку сформировался как архитектурно-планировочное и объемно-пространственное образование, где доминировали разные стилевые приемы и формы, наряду с местными и европейскими направлениями, вплоть до Бакинского модерна, занявшего свое самостоятельное место.
Проект особняка на далеком Кавказе, особенно в бурно развивавшемся Баку, в архитектурной жизни Н.Д.Прокофьева был случайным эпизодом, чего не скажешь о Рзабеке Алибекове. Азербайджанец, образованный гражданин Российской империи, он получил в Казани диплом врача, после чего в Петербурге с большим успехом окончил юридический факультет с золотой медалью, которую ему вручал лично император Николай II.
С точки зрения архитекторов, жилой дом Алибековых с угловым решением, раскрытый на широкий переулок, отличается объемной пластикой благодаря четким вертикальным граням эркера и угловых позиций фасадов. Главный фасад исполнен «классическим» приемом.
Четкие вертикальные членения сразу вносят определенный порядок в архитектурную композицию, а симметричный южный фасад выражен слегка подчеркнутыми ризалитами, определяющими заметную объемность в решении постройки.
Трехэтажное здание развивается в спокойном ритме объемных масс с участием крупных оконных проемов в сочетании с масштабными пропорциями и пространственным положением. Наблюдается новое отношение построения фасада. Те архитектурные формы и приемы, которые окружают соседние жилые дома, мы практически не замечаем.
В особняке Алибекова использованы новые приемы и мотивы.
По объемной трактовке эркера и остекленного длинного балкона чувствуется, как в городскую жилую среду вписана положительная структура, не лишенная гламурности архитектурных форм, участвующих в образовании композиции и следующих своим закономерностям.
Бакинский теплых оттенков камень-известняк включается одновременно в систему фасада как элемент конструктивного порядка и входит как декоративный предмет со своими пластическими решениями.
Основные объемные элементы жилого здания в активной форме определяют портал парадного входа и балкон-шушэбэнд на втором этаже.
Портал входа состоит из двухколонной композиции коринфского ордера с соответствующими элементами пластического характера. Непосредственно вход подчеркнут полуциркульной аркой, двухстворчатыми дверными полотнами.
На фасаде портал убедительно входит и активно участвует в формообразовании объемной системы каменной пластики.
Портал - не новый для бакинских зданий элемент – даже при том, что находится на узкой улице, он фактически преображают ее объемные структуры, придающие ей собственный колорит.
Длинный балкон-шушэбэнд на втором этаже между ризалитами относится к другой категории объемной пластики жилого дома, выступает своими эстетическими элементами благодаря художественно выполненной металлической решетке.
Сохранению эстетической значимости здания в не меньшей степени способствуют архитектурные детали, называемые элементами второго порядка.
Особенно насыщено художественно выполненными интерьерами внутреннее пространство жилого дома вплоть до обширного вестибюля двухэтажной лестничной клетки за пределами парадных помещений, украшенного декоративными панно с пейзажами и жанровыми сценками, выполненными работавшими здесь архитекторами-дизайнерами и художниками-живописцами.
С бельэтажа широкая угловая остекленная галерея ведет ко всем парадным помещениям, знакомство с которыми доставляет особое эстетическое удовольствие.
Здесь потрясают вкусом и разнообразием изразцовые печи-камины, вычурные карнизы, богато орнаментированные плафоны и многое другое.
Но поскольку в них живут не так давно сделавшие капитальный ремонт здания новые владельцы апартаментов особняка, в свое время построенного в тихом уголке нефтяного Баку богатым молодым хозяином-врачом и юристом с петербургским образованием, то побывать там всем желающим, конечно, не просто.
- Но в эти дни они гостеприимно встретили вас и помогли выполнить работу, на которую вы давно нацеливались.
- Да уж! Я выполнил то, что задумывал.
Все фотографии, использованные в статье, сделаны Ш. Фатуллаевым-Фигаровым 23 сентября 2012 года