1894-1962
Городецкий, С.М. Портрет поэта Михаила Данилова. [Баку], 1921. Бумага, графитный карандаш, синий карандаш. 37×25,5 см. В нижней части рисунка дата карандашом: «16. IX. 921». В нижней части листа надпись черной тушью: «М. Данилов / Рис. С. Городецкий». На обороте листа надпись фиолетовыми чернилами: «Москва / 2/V / 1923 г» ; ниже более поздняя надпись шариковой ручкой: «поэт Мих Данилов».
Михаил Христофорович - автор поэтических сборников «Алый карнавал» (Батуми, 1920), «Полымя» (Баку, 1921),"Серый слоник» (Баку, 19210, «Каменный фонарь» (Баку, 1922), "Каменный фонарь": Вторая книга стихов. (1920-1922)/Обл. П. Чичканова. (Авт.: Данилов Михаил.) - Баку, 1922. - 102 с. - 500 экз.
М. Данилов познакомился с С.Есениным в Баку в 1924 г. Опубликовал сообщение о предстоящем 3 октября 1924 г. поэтическом вечере С. Есенина: «Широко известное всей читающей публике имя Сергея Есенина достаточно говорит за себя и дает уверенность в том, что весь литературный и любящий литературу Баку будет представлен на этом вечере полностью».
После вечера в «Бакинском рабочем» (1924, 6 октября) напечатал статью «Вечер Сергея Есенина», в которой писал: «Есенин - дикий ветер русского духа, одинаково способный ломать, ласкать и дробить, но даже и в бессмысленном разгуле своем таящий некий первобытный разум, которого нельзя не почувствовать, в котором есть много цельного и здорового. Того, что сейчас нам нужно. Вот почему нам всем странно близок этот «скандальный пиит» в серой блузе с вечно расстегнутым воротом, с поблекшими синими глазами на удалом лице и встрепанной соломой волос. (…) Читал Есенин неплохо, хотя голосовые средства его не сильны и не богаты оттенками. (…)
Наибольший успех имели, конечно, «Москва кабацкая» и «Русь советская». «Песнь о великом походе», прочитанная по вырезке, пропала совсем. Очень жаль, что не была прочитана честная и красивая «Поэма о 26». И напрасно Есенин утверждает, что «октябрю и маю» он «лиры милой» не отдаст. Он уже отдал её, сам того не замечая».
За эту оценку М.Данилова критиковали в бакинской газете «Труд», упрекая его в неискренности.
Между поэтом и журналистом установились дружеские отношения. М.Данилов 9 ноября 1924 г. послал С.Есенину в Тифлис рукопись сборника своих стихотворений «Стезя» с просьбой оказать содействие в издании: «Посмотри все и проредактируй (без правки, конечно, стихов). Можешь снять всё, что, по-твоему, ослабляет сборник (я знаю, что найдутся такие!».
25 ноября 1924 г. повторно интересуется у С.Есенина судьбой своего сборника: : «Удивляюсь, почему ты не ответил на телеграмму, которую я тебе послал, и почему ты мне до сих пор ничего не сообщаешь о том, что тебе удалось сделать со сборником».
М.Данилов высказывает критическое мнение: «Читаю твои стихи. Много в них лишнего. Сергей какой-то «изнасилованный Есенин».
С.Есенин послал рукопись Данилова в «Красную новь», затем в Госиздат. 25 декабря 1924 г.в «Бакинском рабочем» М.Данилов в рецензии на изданную в Баку книгу С.Есенина «Русь советская» отмечал, что «Русь Советская - сборник последних стихов Сергея Есенина, разновременно помещенных в закавказской печати… Книжка издана чисто, но бесцветно. Аляповата обложка».
Встречался М.Данилов с С.Есениным и С.Толстой во время их пребывания в августе 1925 г. в Баку. Просил С.Есенина написать предисловие к книге стихов. «Обязательно напиши предисловие, - напоминал 18 сентября 1925 г. М.Данилов. – Я этого очень хочу» и еще: «Скажи там, кстати, Бройдо при случае, что Торготдел назначает заведующих отделениями в Кисловодске, а от таких назначений, конечно, добра нельзя ждать». .
Он не знал, что С.Есенин был занят подготовкой своего собрания сочинений, а затем лег в больницу лечиться.
М.Данилов, узнав о трагической гибели поэта, в газете «Бакинский рабочий» (31 декабря 1925 года) опубликовал статью «Певец Голубени», которая была перепечатана в тифлисской газете «Заря Востока» (1 января 1926 года).
«Певец «Голубени», певец «гречневых просторов», - писал автор, - молившийся «на алые зори» и причащавшийся у ручья, очутившись в песенном плену, в каменной клетке красного города, почувствовал слишком близко и то, что его напевы не изменят лика земли, и то, что близкий лик земли изменили до неузнаваемости другие силы, которых ему не понять, не осилить. (…) Лучшие обрзы Есенина - все от деревни, от полей, от леса. (…) Есенин был сыном-певцом темной красоты «деревянной Руси», которую ныне обрек на снос Октябрьский молот…»
4 января 1926 г. в Бакинском рабочем театре на траурном вечере памяти С.Есенина основным докладчиком был М.Данилов, который подчеркнул: «Покойный поэт ушел от канона - в своем творческом буйстве он переливался за берега стихотворной законности… Язык Есенина - жемчужина, вложенная в сокровищницу русского языка… Лейтмотив есенинских стихов - великая боль за «Русь соломенную», Русь теперь уходящую».
1 марта 1926 г. в бакинском Доме политпросвещения состоялся диспут о творчестве Есенина. М.Данилов подчеркивал в своем выступлении, что «Есенин похож на птицу, которая обладает особым даром певучести. Его песня льется свободно, из самой души, и эта песня задевает одинаково и большие и малые вопросы, и крохотную любовь и великую революцию. Стихи синеглазого Есенина изумительно звучны, красочны и четки. Ни один поэт современности не дошел до такой степени художественного совершенства и мастерства… Грубая критика и обстановка затравили поэта. Мы не смогли сделать так, чтобы этот величайший песнопевец остался жить среди нас и творить».
Последними публикациями М. Данилова о С.Есенине были статьи «Два поэта.» в газете «Красный Крым» (Симферополь. 23 мая 1926 г.) и «Поэты» в газете «Заря Востока» (Тифлис,6 марта 1926г.) «Есенин пел, пел как птица на ветке, - писал М.Данилов, – чуть раскачиваясь и полузакрыв в упоении глаза. Маяковский же играет, как опытный музыкант, точно рассчитывая каждый нажим голосового смычка, определенно зная место и значение каждой «словесной ноты» своих стихов. (У Есенина чувство, у Маяковского - мысль)».
В 1923 году Михаил Христофорович служил заведывающим Информационно–статистического п/отдел АСПС. Вполседствии работал журналистом, был пожтом и переводчиком.
Его брат Даниил окончил Политехнический институт, затем Консерваторию, был музыковедом.
Владимир Яковлевич Андреев "Воспоминания"
Но вернусь к Бузовнам. В нашем доме в Баку жил журналист и поэт Михаил Данилов. К слову, прекрасный пловец. Отдыхая на той же даче в Бузовнах, он брал нас с братом на берег моря и показывал различные приёмы плавания. Поражал один из них - "тихий выход корабля", как называл его дядя Миша. На наших глазах он выплывал из-под скалы ... сидя на воде. Отличился он, между прочим, тем, что спас тонущего секретаря[1] Бакинского горкома партии Рохлина, вытянув его за волосы из водоворота. Но, конечно, не одним этим был славен Михаил Данилов, один из популярных бакинских поэтов. Я горько плакал, читая в его сборнике стихотворение "Слоник", посвящённое умершему в раннем детстве сыну. Поясню: игрушечный слоник был любимой забавой мальчика.
Много места газета уделяла местным литераторам, одним из которых был поэт Михаил Данилов. Ценил его Есенин. В трёхтомном его собрании можно найти два письма к Чагину, в котором он печётся о выпуске книги стихов Данилова, рукопись которой он собственноручно передал Вардину. В одном из номеров газета печатает поэму "Петербург" Константина Мурана, близкого друга Есенина. "... остальное расскажет Муран ... он очень хороший парень" - писал Есенин в 1925 году Г.А.Бениславской.
[От автора «Серого слоника»] Данилов, Михаил. Автограф стихотворения, посвященного С. Городецкому. Баку, 1921. Бумага, чернила. 1 л. 37×26,4 см.
Стихотворение состоит из 16-ти строк.
Поет железный соловей
И в гулкой клетке — голос звонче
Грозой рожденный человек
Иди, твой подвиг не окончен! <...>
Баку