В Баку имя Тамиллы Гурбановой хорошо известно. Не случайно к ней обращаются с различными заказами, просьбами о создании портретных кукол известных людей...
Она не только скульптор, но и дизайнер-модельер (Тамилла ханым сама создает одеяния для своих кукол), швея.
Тайна магнетической силы ее кукол еще и в том, что в каждой из них - частица ее души и сердца, полет поэтической мысли. Тамилла Гурбанова обладает и поэтическим даром, первые слушатели ее стихов – куклы, с которыми в процессе работы она разговаривает, как с живыми. Так куклы обретают живую энергетику. То, что она положительная, отмечают те, кому посчастливилось стать обладателем скульптурной авторской куклы. Именно так называется тот жанр, в котором работает Гурбанова.[1]
Бакинка.
1976 - 1980 г. Окончила Аз.Гос. Худ .училище им. А. Азим-заде с дипломом Скульптор.
1981 - 1986 г. Окончила Аз.Гос.институт культуры и искусства с дипломом Художник-конструктор.
C 1993 года занимается Авторскими куклами.
Член секции Декоративно-прикладного искусства Азербайджана с 2005 года.
Работает в технике лепки из полимерных материалов (самозастывающий пластик) и в области скульптурного текстиля.
Представитель академической школы, работает как в классической манере, так и в синтезе собственно куклы и скульптуры малых форм.
Участвовала в многочисленных выставках. Наиболее значительные из них:
Портретные работы Т.Гурбановой являются собственностью Государственного Музея Театра Азербайджана и Музея Азербайджанской Государственной таможни, Фонда Г. Алиева, также находятся в частных коллекциях Европы и Америки.
Это начиналось очень давно, когда я была еще маленькой девочкой…
Не то, чтобы я любила играть в куклы, как ни странно, но больше меня интересовало другое – как у куклы крепятся глазки и почему старшая сестра прячет от меня свою Козетту?! Я все пыталась добраться до нее, и, наконец, добилась своего – и проверила, наконец, – как же крепятся глазки…
”Глазки упали в животик” - позже плакала я…
Куклу, разумеется, починили…
Но вот с этого и началось мое познание, а после уже - я сама начала лепить и мастерить из пластилина маленьких чудиков. Обычная бельевая шпилька очень напоминала мне крокодила, я дополнила пластилином детали и была страшно рада, что сама сделала настоящего зеленого крокодила!
Это было началом пути …
Мечта, воплощенная в реальность, радость создания Нечто из ничего!
Любимой книжкой была “Буратино”, любимый образ – папа Карло, вдохнувший жизнь в кусок безжизненного полена. Каморка папы Карло была для меня неким святилищем, а потайная дверь, ведущая в мир Чудес и приключений, – вообще Таинством!
.....Все это сродни жизни художника – поиски той самой двери и золотого ключика, а тайна создания Образа и самовыражение, перевоплощения, и магия сказки, остались со мной на всю жизнь.
...Рождение Образа...
Оно каждый раз происходит по- разному.
...Иной раз он возникает в воображении внезапно, вплоть до мельчайших деталей, и следует за мной неотступно, пока не начну работу, почти запойно, на едином дыхании …
А иногда вынашивание бывает длительным, и я, как беременная, ношусь с этим образом, даже во сне, где-то на подсознательном уровне ко мне приходит подчас Оно – единственно правильное решение! Не случайно, художники называют кукол – своими детьми.
И, как дети, они даются очень и очень непросто. Частенько, закончив куклу, я подолгу вглядываюсь в нее, и думаю – все ли так, и меня начинают одолевать сомнения, и кажется, что здесь можно было сделать иначе, а там – и вовсе что-то не нравится... Наверное, эти сомнения – тоже закономерность…
Я не очень люблю слово - художник, это какое-то статичное понятие... предпочитаю слово Мастер, вот оно предполагает постоянный поиск, да и потом - это какая–то Вершина – название Кукольных дел Мастер, и к этому надо стремиться.
Поиск и сомнения, удовлетворение и творческое “самоедство” - все это моя жизнь…
Но ничто не сравнится с радостью понимания, когда его Величество Зритель, смотря на мою куклу, чувствует ее энергетику, видит то же, что я хотела вложить… или вдохнуть…! И даже больше иной раз !
В этом есть счастье понимания и разделенности! Так было с куклой “Осенний блюз”, “Шахматная королева”, когда люди на выставке подходили и поздравляли...
Но я-то знаю, что – каждая работа – это всего лишь Миг, ибо нет предела совершенству, и мне предстоит снова работа, работа… и снова поиск, и все это нормальная и счастливая жизнь! Ведь я занимаюсь своим любимым делом!
...Но все еще сквозь препятствия и приключения, я ,как Буратино, пытаюсь найти тот самый золотой ключик и открыть ту самую потайную дверь, за которой будет Волшебный мир, где мои куклы будут жить долго своей собственной неповторимой жизнью...
Когда у художника богатый внутренний мир, тему долго искать не надо. Конечно, происходит и "подпитка" от жизни, например, от посещения концертов, выставок, просмотра хорошего фильма. Но необходимы свой мир и свое самовыражение.
У каждой куклы своя тайна и своя судьба.
У меня есть куклы, выполненные по технологии скульптурного текстиля, фольклорные куклы в восточной тематике - шаржированный образ азербайджанских кумушек-сплетниц "Xəbərcilər" ("Сплетницы"), "Султан и два его визиря", "Мешади Ибад и тетушка" из знаменитого фильма "О олмасын, бу олсун".
На изготовление одной куклы требуется два месяца, а для создания портретной куклы - беру около трех месяцев времени, так как я изучаю человека, то здесь важно верно учесть и пропорции.
Первая мною созданная кукла называлась "Жадный султан", который сидел с деньгами в pуках и смотрел вперед. Эта кукла и дала мне путевку в жизнь.
Я начала работать над куклами. Этот жанр мне очень дорог, близок по духу, и бросать это направление я не собираюсь, наоборот, буду искать новые формы.
В последние годы во всем мире происходит кукольный бум. На Западе, в Америке, России куклы — суперпопулярный вид искусства.
Каждую свою куклу, начиная с каркаса, я леплю сама, никогда не используя формовку, которая дает массовое тиражирование, тщательно продумываю каждую деталь.
Кукла может просуществовать около 40 лет, а при условии хорошего хранения все 50, и все эти годы она будет хранить в себе тайны. Эти куклы - музейные экспонаты, которые просто не могут стоить дешево. Вторых таких кукол нет. Например, тем методом, которым я выполняю глаза кукол, больше никто не пользуется - это, можно сказать, эксклюзив. Глаза у меня живые, в которых видны даже слезы.
На работу уходит около двух месяцев, а некоторые думают - ну что такое кукла.
Слава Богу, что есть понимающие люди...
Рождение куклы - это мистическое действо. Каждая моя кукла обладает своей энергетикой, аурой, потому что это не просто кукла, а образ, с которым в процессе работы я разговариваю, как с живым существом, и, живя в интерьере квартиры, музея, выставочного салона, всюду она приносит с собой заряд определенной энергии, той, которую в нее вложил художник.
И мне также не безразлично куда, в чьи руки уходит мое творение, какая энергетика в том доме, где оно будет находиться, жить, как если бы это касалось меня самой...
Мне бы очень хотелось, чтобы люди полюбили и приняли этот вид искусства, чтобы он был признан равноценным живописи и скульптуpе.
Большое спасибо Тамилле-ханум за любезное разрешение воспользоваться фотографиями кукол из ее альбома-каталога.
Примечание:
В статье использованы отрывки из интервью Т.А. Гурбановой:
сайт fcg.az
газета "Бакинский рабочий"
--Jonka 19:44, 23 сентября 2013 (CEST)