На сайте chesspro.ru я прочел статью Гика Е.Я. — бакинца по рождению 10 мая 1943 года.
Я сделал выборку текста, относящегося к Баку. Мало, но интересно...
"Мой отец Яков Гик был одним из основоположников советской журналистики, но радовался, когда я поступил в МГУ не на факультет журналистики, а на механико-математический.
В 1938 году во Владивостоке папа создал новую газету и вскоре был объявлен японским шпионом.
В тюрьме за полтора года он ни в чем не признался, и это его спасло.
Во время войны отец находился в Баку, был корреспондентом «Известий» по Кавказу, награжден орденами и медалями.
Наступило мирное время, и его назначили главным редактором «Бакинского рабочего», центральной газеты Азербайджана, а также избрали членом ЦК республики.
Однажды Багирову, первому секретарю ЦК, померещилось, что в газете опубликована карикатура на Сталина, он рассвирепел и вызвал к себе главного редактора.
Но отец предпочел немедленно улететь в Москву - ходили устойчивые слухи, что Багиров расстреливает прямо в кабинете (а через несколько лет, почти одновременно с Берия, расстреляли и самого Багирова), до столицы щупальца этого страшного человека не дотягивались.
Моя мама, Нонна Гик, в девичестве Куксенко, родилась в Ленкорани, небольшом азербайджанском городке, потом перебралась в Баку, где они с папой и познакомились - она была очень красивой и не влюбиться в нее было невозможно.
Здесь же в Баку, в Старой крепости родился и я.
После переезда папы в Москву мы с мамой упаковали чемоданы и вскоре отправились вслед за ним. Так что меня можно считать коренным москвичом – в первый класс я пошел в школу на улице Горького.
Папа умер в 1963-м, а свои первые заметки я опубликовал в 1968-м, как только стал шахматным мастером. И потом уже не мог остановиться. Грустно, когда отцы не успевают порадоваться успехам своих сыновей.
Мама пережила отца почти на сорок лет, четверть века из них тоже проработала в АПН. Узнав, что меня приняли в Союз писателей, она сильно горевала, что не может обсудить с папой эту неожиданную новость. В 2001-м умерла и она. Всегда с удовольствием отдыхал с мамой, часто брал ее с собой в разные поездки, в том числе шахматные. Я безумно любил свою мамочку, и все же до конца жизни меня будет преследовать щемящее чувство, что так и не сумел раскрыть всю свою любовь к ней.
Играть в шахматы, как это обычно бывает, меня научил отец, а «тренером» стал его юный друг, тоже переехавший из Баку в Москву, ныне знаменитый драматург и писатель Леонид Зорин.
Возможно, кто-то из читателей не смотрел его популярных пьес - «Варшавскую мелодию», «Коронацию» или «Дион», но наверняка не раз смеялся над «Покровскими воротами», которые уже больше тридцати лет регулярно показывает ТВ.
Зорин - сильный кандидат в мастера, был чемпионом ЦДЛ, а в докомпьютерные времена, когда за партиями гроссмейстеров было принято следить, находясь в зале, он был частым гостем соревнований, не раз писал шахматные статьи. Наконец, он автор сценария фильма «Гроссмейстер» с Корчным в главной роли.
После смерти моего отца Леонид Генрихович относился ко мне как к сыну, и счастье, что я уже полвека имею возможность общаться с классиком отечественной литературы. Надеюсь, его уроки не пропали даром. [1]
Весь десятый класс я посвятил подготовке в МГУ - получил серебряную медаль (четверка по географии: это и понятно, ведь тогда за рубеж мало кого пускали), затем две пятерки по математике на вступительных экзаменах, и я оказался в числе счастливчиков, студентов мехмата.
...в 1970-м я поступил в аспирантуру и в 1973-м защитил диссертацию, после чего продолжил научную деятельность – еще не все идеи были реализованы. В те годы у меня вышли десятки статей в престижных журналах – «Автоматика и телемеханика», «Техническая кибернетика» и др., я неоднократно выступал на конференциях, однажды стал лауреатом конкурса молодых ученых.
Летом 1968-го возродилась газета «64», и я с удовольствием сотрудничал с еженедельником, в первом же номере опубликовал статью «Еще один год дракона».
В «64» я выступал в разных жанрах: брал интервью, делал репортажи, печатал теоретические заметки и отчеты о турнирах, публиковал юморески. Но тут вдруг мне удалось придумать новый жанр, один из основных в своей творческой биографии, его можно назвать «шахматная математика». Я искал различные связи между двумя этими областями человеческой деятельности – шахматами и математикой, сопоставлял, проводил параллели, обобщал, собирал шахматно-математические задачи и головоломки. Вскоре подготовил ряд заметок на эту тему в «64», затем цикл более серьезных статей для популярного физико-математического журнала «Квант». Материал быстро пополнялся, и в 1976-м в издательстве «Наука» вышла моя первая книга, которая так и называлась - «Математика на шахматной доске».
Забавно, что вскоре она была переведена на азербайджанский язык на моей первой родине.
Способствовал этому еще один друг моего отца директор Азербайджанского телеграфного агентства Ефим Гурвич (сын его Григорий Гурвич, основатель московского театра-кабаре «Летучая мышь», увы, слишком рано ушел из жизни).
Впоследствии эта книга не раз переиздавалась, переведена на разные языки: немецкий, венгерский, финский, издана в США на английском, а на испанском вышла даже в виде трехтомника. Хотя шахматно-математическая тема далека от реальных шахмат, но, оказывается, в каждой стране есть любители таких необычных гибридов…
А в «Кванте» я вскоре завел собственную «Шахматную страничку», которая с 1980 года выходит в каждом номере журнала и уже отметила свое тридцатилетие!
Увлекся я и исследованием других игр, занимательных задач и головоломок. В итоге появился целый ряд книг, которые можно объединить одним общим названием «Интеллектуальные игры и головоломки".
Примечания:
--Sibor (обсуждение) 22:57, 15 апреля 2016 (CEST)