А потом пришло «читательное» время.
Сколько же мы тогда читали!
Читали всё, читали все.
А сколько киоскеры зарабатывали тогда на нас…, а какими тогда стали газеты, какими тогда стали журналы.
Меня тогда интересовали журналы по фотографии. Вот и бегал по киоскам «Союзпечати» и добывал журналы «Чехословацкое фото-ревю», «Советское фото». И если попадались то, приобретал журналы по фотографии из ГДР, Болгарии, Венгрии, да и мало ли откуда ещё. В общем, жил фотографией.
Тогда и появились у меня постоянные «поставщики» журналов –это киоск на старом морском вокзале, а после его уничтожения в киоске на железнодорожном. Там за небольшую переплату мне оставляли всё то о чём мы договаривались. Пожуёшь, бывало, бутербродик из дома взятый (это во время работы, за чертёжной доской спрятавшись) и прямо со звонком вон из института.
Прогулка начиналась по проспекту Кирова, там, на углу с улицей Димитрова был книжный киоск. Ну, как можно было миновать его. Постоишь-посмотришь, новинки полистаешь и дальше вниз, до улицы «Двадцать восьмого апреля», ну это Телефонная которая. А уж по Телефонной до Дарвина. Большой круг? Ну и что. Зато много увидеть можно.
Здесь выбор – куда дальше? В первом случае - до вокзальной лестницы, а там и на вокзал.
Вариант второй обойти вокруг садика Ильича, а дальше опять же на вокзал.
А там постоять у киоска, поболтать с киоскершой.
Если есть – забрать журнал и в обратный путь. Но это путь гораздо короче – он напрямую, по Басина.
Вот в одну из таких прогулок и сделал снимок, который и показал на сайте.
И назвал, как мне показалось, симпатично – «В августе 1964». Почти как у Богомолова «В августе 44». Только на странице он стал сухим и стандартным - «Перекрёсток Первомайской и Басина». Никакой поэзии.
Что тогда меня привлекло?
Пожалуй, только одно - маленькая, но всё же толпа абитуриентов у входа в институт.
Тогда я не стал даже печатать с него ничего. Просто он мне показался неинтересным. И совсем не ожидал такой реакции на этот снимок. И совсем не ожидал споров.
Вот и мне - «Не хочется да нельзя упускать случай» – так говорил один из персонажей О.Генри.
Пишу и знаю наперёд, что не слишком-то и поверят мне.
Но написать надо.
Что скрывать привела в восторг меня улица Трамвайная (это уже из постов) – ведь это же надо!
Хотя кто его знает, может, уже тогда закладывалось депо для трамваев в трамвайном парке. Прекрасное здание – два раза в нём бывал. Хвосты по черчению сдавал, а наш преподаватель там работал. Потом, когда для трамваев и троллейбусов был построен новый, в районе радиоцентра, то перед ним построили пятиэтажку под общежитие. На одном из этажей находился институт «Гипрокоммунпроект». А само здание депо можно было видеть через подворотную арку и решетчатые ворота.
Небольшое здание, в стиле архитектуры Сабунчинского вокзала. Вот ведь и никто из знатоков не отметил его, а оно того стоит (а уже может, стоило). Трамваи по Первомайской ходили и все поворачивали на Пушкина с дальнейшим поворотом на Телефонную. Прямо по Первомайской шли вагоны в парк, и тоже в парк шли вагоны, поворачивающие с Телефонной на Трамвайную.
А, спорщики к сожалению не упомянули о прекрасном, и таком интересном, можно было бы сказать прелестном, здании в котором было реальное училище (мне как-то всё равно, что там было когда-то).
А в моё время в нём располагался, а может, помещался, институт «Генетики и селекции» (если меня не подводит память).
Небольшое одноэтажное здание со вторым этажом (можно сказать мезонином) над входом – было просто чудом. С большим палисадом, огороженным решётчатым забором.
А на углу стояла трансформаторная и тоже необыкновенная – круглая, бочкообразная высотой метров эдак пять. Всегда окрашенная в серый цвет. Уже гораздо позже, выяснилось, что в этом институте работал мой будущий начальник (не самый лучший из всех моих начальников) и он каким-то образом сжег полностью всю начинку трансформаторной, оставив на несколько дней без энергии не только свой родной институт, но и целый квартал в округе.
Когда вспоминаю эту трансформаторную, то невольно вспоминается и каменная афишная тумба на углу Кецховели, по диагонали от Энергетического техникума, и будка для продажи воды (старинная, каменная), это которая находилась чуть ниже Советской. Такая же была и где-то в районе Колодезной. Наверное, стоило оставить жить подобные «малые формы». Они украшают город, делают его своеобразным. И историю города делают более ощутимой.
Теперь о Сабунчинском вокзале 1910 года.
А не был ли он тогда вокзалом узкоколейки? Ведь весь Апшерон был покрыт сетью узкоколейных дорог. Последний вокзал (это был именно вокзал) просуществовал довольно долго. Он располагался на Рабочем проспекте у самого забора парка Низами (тогда Роте-Фане). Потом это помещение было переоборудовано под детский сад. И только недавно, при расширении дороги, была снесена колоннада, украшавшая вход на вокзал, а затем и сам садик (а может наоборот – сначала садик, а уж потом колоннаду).
Было подобие вокзала и в Сабунчах. Там справа, за стеной отгораживающей пути электрички, были подъездные пути «кукушки».
Мне предлагают посмотреть историю АЖД. А мне как-то и не хочется этого делать. Боюсь «зашориться». Сейчас мои воспоминания иногда в разрез с официальной историей идут, но это – «то, что видел, то видел».
Так вот в первый раз (1945 год) на пляж в Бузовны меня привезли на «кукушке».
Почему?
Этот вопрос я сам себе задаю, но это было - и слова, как говориться из песни не выкинешь. Что было, то было. Хотя знаю я, знаю, что электричка уже была. И не надо ловить меня на слове.
Теперь о вокзале.
О входах и выходах в него и из него.
На фотографии, которую мне подарил Сергей Колтунов, я попытался показать, где и что было. Фотография датирована 1942 годом и, следовательно, она к моменту съёмки близка по времени. Получил большущее удовольствие, рассматривая её.
Но к делу.
Лестница, о которой упоминают в спорах, была у самого торца здания вокзала. И именно она вела на перроны к поездам дальнего следования. А точнее от поездов дальнего следования. Ведь там был только выход через невысокие ворота. Их открывали по прибытии поезда, у меня эта лестница обозначена буковкой «А». Через эти ворота никого не впускали на территорию вокзала, в отличие от входа «В». Ведь это был вход расположенный рядом с багажным отделением, со всеми вытекающими. Сдача багажа – получение багажа.
Там можно было войти и выйти, предъявив дядьке в замасленном френче с погонами (тогда железнодорожники носили погончики в виде эполет, с зелёным кантиком) и замусоленной повязкой на рукаве или перронный билет, или проездной.
Только по перронному билету (или проездному) можно было попасть и само здание вокзала. У меня этот вход обозначен литерой «Б». Как проходили любители вокзального ресторана, и не знаю вовсе. Скорее всего, тоже покупали перронный. Касса была слева от главной входной лестницы.
Вход «Г» - это всегда закрытые ворота и вход-выход с этой лестницы вёл непосредственно в «депутатский зал». Зато вход «Д» вёл к пригородным поездам. В самом верху лестницы была касса для приобретения билетов на эти поезда. И попасть на перроны поездов дальнего следования через этот вход было нельзя. Хотя проход и был, он шёл вдоль парапета над лестницей, которая на снимке. Позже, когда отменили перронные билеты, по этой лестнице действительно можно было выйти на перроны к поездам дальних направлений.
Я тоже постоянно пользовался этой лестницей, чтоб попасть на перроны, к киоску «Союзпечать». Вот там-то бабуля-киоскерша оставляла мне журналы.
А вот с улочкой, которая соединяла две площади, я согласен полностью. На одном из концов этой улочки–проулочка того, который выходил на привокзальную площадь, было кафе «Горюш». Всегда с шашлычным дымом над деревьями и массой мужиков у входа.
Не было никакого ответвления к Сабунчинскому вокзалу. У электрички была своя колея и сразу, после того как поезд проходил под железобетонным мостом, он начинал уходить вправо к перронам Сабунчинки.
Вот теперь, пожалуй, и всё.
Конечно, многое ещё вспомнится, но это будет позже.
Я очень благодарен Сергею Колтунову, что с помощью его фотографий я смог ещё немного погулять по улочкам города, которого уже и нет.
На всякий случай обозначил место фотографа, где он (то бишь Я) находился во время съёмки.
А у меня получился почти рассказ об одном моём перерыве, со всеми вытекающими.
Вот это я как смог переделать, то переделал. Всё таки начало есть и есть конец.