Руководители ансамбля:
Гаджи Гаджиев
Теймур Мирзоев
Рауф Бабаев (1988)
C 1974г. - Государственный ВИА Азербайджана
"Гая" культовый ансамбль 60-х годов, вокальный квартет, исполнявший не только западные образцы, но и активно пропагандировавший азербайджанскую музыку. Однако, при всем разнообразии, они имели свой неповторимый стиль
Уже в 1961 году в составе госджаза под руководством Рауфа Гаджиева они исколесили всю страну вдоль и поперек. И везде, где бы они ни были, им сопутствовал успех и аншлаги, ведь это был единственный квартет в Союзе, исполнявший джаз. Это были грандиозные концерты с участием Муслима Магомаева, коллектива под руководством Рафика Бабаева и прекрасного пианиста Чингиза Садыхова
В 1966 году В Москве проходил Первый всесоюзный конкурс на лучшее исполнение советской песни и, соответственно, по всем бывшим республикам рассылались заявки на участие.
"Оставалось пятнадцать дней, - рассказывает Рауф Бабабев,- а конкурс предполагал обширную программу, состоящую из трех туров. Причем главным требованием являлось исполнение песен военного и послевоенного времени. И вот мы, с тогда еще молодым Вагифом Садыховым, под чутким оком Тофика Кулиева начали разучивание требоваемого материала. В результате чего за восемь дней нами была сделана конкурсная программа, состоящая из девяти произведений. Среди них были известные песни "Эй, дорога", "Полюшко-поле", "Если Волга разольется" и многие другие.
Как полагается на подобных мероприятиях, прослушав всех претендентов, жюри отправилось на обсуждение. А в тот момент в зале театра эстрады, где проходил конкурс, началось настоящее шоу. По просьбе всех участников квартет из Баку вышел на сцену и целый час исполнял американский джаз. Даже в "Вечерней Москве" потом появилась следующая заметка: "В то время как жюри обсуждало результаты конкурса, вокальный квартет из Баку устроил для участников настоящий концерт".
Агабек Султанов:
60-е годы были самыми яркими в культурной жизни нашей столицы. Они ознаменовали появление эстрадного оркестра под руководством Рауфа Гаджиева, который впоследствии возглавил Рашид Бейбутов; симфонического оркестра Ниязи, вокального ансамбля "Севиль", основоположником которого явился Вагиф Мустафазаде. И вдруг ярко, красиво в нашу жизнь ворвался квартет "Гая". Четверо очень близких мне людей стали блестящими исполнителями азербайджанских песен, но в современной интерпретации, тем самым давая новую жизнь народной музыке и песням азербайджанских композиторов
Поколение "шестидесятников" наверняка помнит программу "Гая" под названием "Огни большого города". Это было не просто шоу, как модно нынче говорить. Это была программа, захватывавшая дух одними своими именами: режиссером Марком Розовским и Юлием Гусманом, художником по костюмам Славой Зайцевым. И это еще не все.
Над афишами работали авангардист того времени Щапов и сатирик Лион Измайлов. Шоу-программа, состоявшая из нескольких частей, длилась нон-стопом три часа. "Гая", переросший теперь в секстет, исполнял азербайджанские народные песни, музыку братских республик под названием "Наш адресс Советский Союз" и пародийные номера - дружеские шаржи на "Ореро", "Песняров", "Самоцветы" и даже на самих себя. Ну а кульминацией был "Старый Баку", финал, куда входили различные сценки из "Аршин мал алана", "О олмасын, бу олсун", короче говоря, всевозможные национальные особенности, с чайханой, драками и, конечно же, кражей невесты. Но главное, что, приезжая на гастроли в другие страны с этой программой, "Гая" исполнял этот блок на их языке."
Расказывает солист ансамбля "Орэро" Теймураз Давитая:
В 1961 только выйдя на профессиональную сцену мы получили приглашение от московского Мюзик-холла гастролировать в Ленинграде на музыкальном фестивале. Мы приняли это приглашение, так как на этом концерте светилась вся советская эстрада во главе с Бернесом. В день нашего приезда в Ленинград в рамках этого фестиваля состоялся последний концерт азербайджанского ансамбля "Гая" под руководством Гаджи Гаджиева.
Нас поразило то, что выступает вокальный мужской квартет и сам же играет на инструментах. Тогда в "Гая" были Тимур, Рауф, Ариф, Лева... Мы были поражены их профессионализмом. Это было божественно!
Конечно, у "Гая" свое направление в музыке, свой стиль. И мы даже не пытались перенимать что-то у "Гая" в отношении стиля. Но мы можем объективно судить - "Гая" считался лучшим квартетом, "Гая" тогда уже были профессионалами, закаленными в искусстве. А мы только начинали. Поэтому я решил, что "Гая" создан раньше "Орэро".
Детский вокальный ансамбль "Бяри Бах", получил официальный статус внутри государственного джазового ансамбля "Гая".
Источник:Здесь
Режиссер Джавид Имамвердиев.
Фильм снят в 2009г.
1966 г.
1970г.
Эти воспоминания о "Гая" 1974 года.
Поколение "шестидесятников" наверняка помнит программу "Гая" под названием "Огни большого города". Это было не просто шоу, как модно нынче говорить. Это была программа, захватывавшая дух одними своими именами: режиссером Марком Розовским и Юлием Гусманом, художником по костюмам Славой Зайцевым. И это еще не все. Над афишами работали авангардист того времени Щапов и сатирик Лион Измайлов. Шоу-программа, состоявшая из нескольких частей, длилась нон-стопом три часа. "Гая", переросший теперь в секстет, исполнял азербайджанские народные песни, музыку братских республик под названием "Наш адрес Советский Союз" и пародийные номера - дружеские шаржи на "Ореро", "Песняров", "Самоцветы" и даже на самих себя.
Ну а кульминацией был "Старый Баку", финал, куда входили различные сценки из "Аршин мал алана", "О олмасын, бу олсун", короче говоря, всевозможные национальные особенности, с чайханой, драками и, конечно же, кражей невесты. Но главное, что, приезжая на гастроли в другие страны с этой программой, "Гая" исполнял этот блок на их языке. Агабек Султанов
Но и это еще не все. Во время гастролей в программу концерта были добавлены знаменитая оркестровая композиция из репертуара американской рок-группы "Chicago" и сюита из популярной в то время рок-оперы "JESUS CHRISTE - SUPERSTAR". Арию арию Христа - Рауф Бабаев арию Иуды исполнял Лев Елисаветский, а арию Магдалины - Галина Баринова. Эти номера были настолько хорошо подготовлены, оформлены и исполнены нашими замечательными артистами, что зрители принимали их с огромным интересом. В Одессе во время концерта кто-то сбил крест, в зале горели свечи.
Конная милиция вынуждена была патрулировать территорию вокруг Летнего сада, но никаких беспорядков не было. Просто публика, не ожидавшая такого выступления, была ошарашена и так своеобразно выражала свои эмоции. Потом было еще несколько городов по Украине - Николаев, Херосон, Бердянск, Луганск, Донецк, Днепропетровск, Киев. И везде был такой же прием и потрясающий успех. В Киеве концерты проходили в Концертном зале "Украина", который очень похож на Дворец Ленина в Баку, только значительно больше него. На концерте было много иностранцев. Нужно было видеть их реакцию, когда зазвучала музыка рок-группы "Chicago" и Галина Баринова запела арию Магдалины. Успех был потрясающий!
А что же в Баку? Вот программа того концерта в Баку.
Как видите, в программе концертов, которые проходили тогда еще во Дворце имени В.И.Ленина, этих номеров нет и не могло быть. Говорят, что за один день до концерта государственная комиссия, узнав о таких "нововведениях" в программу, их запретила, и эти номера в концерт не вошли. А жаль. В афишах, расклеянных по всему городу, они были указаны. Бакинцы были неприятно удивлены, если не сказать больше. Не порадовали "гаяшки", как любовно звали их бакинцы, своих земляков музыкой из такой популярной рок-оперы. Оставили только композицию из репертуара американской рок-группы "Chicago", потому что "забастовали" музыканты. Это была очень популярная рок-группа в то время, музыку их знали и любили в Баку. И любителей этих было очень много. Едва ли не все новинки современной по тем временам музыки появлялись в Баку чуть ли не с момента выхода пластинок за рубежом. И это никого не удивляло. Бакинцы очень музыкальный народ, этого у них не отнять.
А это программа концертов в Государственном Центральном Концертном Зале.
Концертов в Москве было много. Москвичи любили "Гая" и их песни. Да и вся страна отдавала должное их таланту. Такая популярность не могла быть незамеченной, и поэтому квартет, а потом и ансамбль часто приглашали на ЦТ.
Вот и в 1974 году на Центральном Телевидении была записана передача "По страницам "Голубого огонька" с участием Ансамбля "Гая".
Нужно отметить, что в том время на ЦТ был очень строгий, как сейчас сказали бы, фейсконтроль. Длинные волосы музыкантов были сразу же отмечены, как недопустимое явление на телевидении, и поэтому ребята подверглись настоящей "экзекуции". Нет, их не постригли, но волосы тщательно закололи. Не представляю, как наши "горячие кавказские парни" вытерпели такое. Картинка получилась очень смешная, но передача прошла с успехом.
Настоящим украшением этой передачи стали Алла Ларионова и Николай Рыбников, которые приняли в ней участие вместе с нашими музыкантами. Не занаю, сохранилась ли запись этой передачи. Очень бы хотелось, чтобы сохранилась, чтобы можно было увидеть наших прославленных земляков, когда они были такими молодыми, яркими и талантливыми, и радовали своим искусством своих земляков и других поклонников.
Надеюсь, что получится отыскать эти записи. А пока вот эти несколько фотографий того времени и клипы с их песнями. Смотрите, слушайте, получайте удовольствие.
1977
1977
1970