Родился Алиага 18 февраля 1895 года в семье столяра в посёлке Масазыр Бакинского уезда Бакинской губернии.
Проучившись всего два года в медресе, он из-за нужды вынужден был оставить учебу, чтобы помочь заработком семье - работал чернорабочим, затем помогал отцу.
Но у мальчика была великолепная память, он без труда запоминал целые отрывки классических поэтических произведений, умел декламировать. Вступил в литературный кружок "Меджмеюш-шюара", где познакомился со многими поэтами той эпохи - Мунири, Азером Имамалиевым и др.
"Учился Вахид у моего дедушки Азера Бузовналы (Азер Имамалиев). И дал псевдоним "ВАХИД" [2] Алиаге Искяндарову мой прадед..." [1]
Под творческим влиянием своих учителей-поэтов Вахид с 18-19 лет начал писать первые лирические стихи и публиковаться в журналах «Икбал», «Захмет», «Байраги адалэт», «Басирэт», «Тутти», «Мезели», и других.
В своих ранних стихах он критиковал социальные недостатки в обществе, суеверия, предрассудки и несправедливость. Первый сборник поэта «Тамахкарлыгын агибети» («Крах скупости») увидел свет в 1916 году.
В 1919-1920 годах Алиага служил аскером (рядовым) в армии Азербайджанской Демократической Республики, но поэзию не оставлял — в те годы появлялись его стихи за подписями «Аскер» или «Аскер Алиага Вахид».
Не имея среднего образования, он обладал врожденной способностью сходу сочинять стихи. Поэтому в первые годы своего творчества Вахид часто участвовал в мейхане.
Позднее под влиянием произведений Физули, Сеид Азима он начал писать газели. По своей природе Алиага Вахид был больше лириком, чем сатириком, что не могло не найти отражения в его поэзии. Его завораживающие, мелодичные газели становились все более популярными среди народа, причем настолько, что Вахида прозвали "Газельхан".
После великого Физули одним из великих газельханов 20-го века считается Алиага Вахид.
Газели писали Низами, Хагани, Вагиф, Ширвани и много других азербайджанских поэтов, но, по уровню таланта с Физули может сравниться только Вахид...
Вахид горячо принял новую власть в 1920-м, агитировал за нее в своих ранних произведениях, искренне считая, что она принесет народу благо.
После установления советской власти и образования Азербайджанской ССР сотрудничал с газетой «Коммунист» и сатиристическим журналом «Молла Насреддин». В своих сборниках «Куплеты» (1924) и «Моллахана» (1938) использовал сатирический талант поэта для критики противников нового строя.
Известна история дружбы Вахида с Сергеем Есениным. Этот факт описан в документальной повести «Балаханский май» писателя-публициста Гусейна Наджафова.
Знакомство двух больших поэтов, в дальнейшем перешедшее в крепкую дружбу, состоялось в 1924 году.
Пока Есенин жил в Баку, он не мог усидеть на одном месте: ему нравилось ходить по старым кварталам города, бывать на базарах, в чайхане, знакомиться с жизнью людей, вникать в особенности и традиции восточного города.
Однажды, сидя в чайхане, поэт хотел расплатиться с чайханщиком, но ему сказали, что за «все уплачено». Так произошла первая встреча Есенина с Вахидом, переросшая затем в очень теплые отношения и дружбу.
Вахид не раз приглашал Есенина на литературные меджлисы, где тот старался вникнуть в суть газелей. Музыку стихов он понимал, но смысл ускользал - это было очень трудно, не зная языка.
"Мне очень нравятся ваши стихи, но о чем они?", - спрашивал Есенин.
"О чем может писать поэт? О любви, жизни и смерти", отвечал Вахид.
Именно об этом были его газели, издававшиеся отдельными сборниками, но, к сожалению, малыми тиражами.
Вахид был и блестящим знатоком классической поэзии Востока, мастерски переводил с фарсидского на азербайджанский язык бессмертные произведения Низами, Хагани, Фелеки, Хафиза, Навои, и других классиков.
В 1935 году Вахид был литературным сотрудником в редакции газеты «Коммунист», работал и корректором в Азербайджанском государственном издательстве.
В 1938 году Управление по делам искусств при АзСНК направило его на работу в Государственный колхозно-совхозный театр (Приказ № 1074 от 17.10.1938 г.).
А в 1941 году УДИ при АзСНК услало Вахида в Ленкорань на должность экспромтиста в Гостеатре (Приказ № 897 от 04.11. 1941 г.).
Цель назначения - участие в концертах военно-патриотического содержания, проводимых для поднятия боевого духа в отдаленных районах Азербайджана.
В 1943 году за книгу "Боевые газели", пронизаннyю любовью к Родине, ненавистью к врагу, и верой в победу, Вахид был удостоен звания "Заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР".
Имея это скромное звание, Вахид до конца своей жизни был поистине Народным поэтом. Этим званием наградили его обычные люди - его почитатели, тот самый народ, которому он посвящал свое творчество.
"...зачастую у нас начинают уважать поэта после его смерти. Так случилось и с замечательным мастером слова Алиагой Вахидом. При жизни он не был официально признан, хотя и жил в сердцах людей, как истинно народный поэт. Но время, как известно, все расставляет по местам..." (народный поэт Азербайджана Наби Хазри).
Алиага Вахид был награжден несколькими медалями, с 1959 года получал пенсию в качестве почетного пенсионера республиканского значения.
В последний из вышедших при жизни Вахида сборник произведений (издательство «Азернешр», Баку, 1964) вошли 354 газели. Выразительные средства, тематика, система образов в них традиционны: любовь, встречи, разлука, верность, измена и вино — чудодейственный бальзам, исцеляющий от любовных ран и обид, нанесенных судьбой. И, конечно, соловьи, розы и влюбленные пары — Адам и Ева, Юсиф и Зулейха, Лейли и Меджнун, Фархад и Ширин. [2]
Алиага Вахид скончался в ночь с 30 сентября на 1 октября 1965 года в Баку.
Похоронен поэт на Аллее почётного захоронения.
Примечания:
--Sibor (обсуждение) 06:07, 22 февраля 2017 (CET)