1876 - 1959
Клара Исааковна Брун (по мужу Камионская) – артистка оперы (лирико-драматическое сопрано), концертная певица и вокальный педагог, заслуженная артистка Украины.
Клара Брун родилась 1 декабря 1876 г. в многодетной семье кантора из местечка Смелы.
В семье царил музыкальный дух. Все пели, музицировали, но лишь Кларе было предназначено сделать пение своей профессией и снискать на оперной сцене заслуженную славу.
На средства мецената Цветкова в 1894-1899 годах она обучалась пению в Венской консерватории (класс профессора Левентауце). В 1899 году Клара заканчивает консерваторию.
К этому времени в ее репертуаре было около 25 оперных партий, что было весьма редким явлением среди таких, как она, неоперившихся вокалистов.
Сразу же после окончания консерватории она получает приглашение в труппу Магдебургской оперы, но, уступая просьбам отца, возвращается в Россию, где дебютирует в Николаеве в составе антрепризы известного антрепренера Буховицкого.
Первое же выступление Брун в партии Леоноры в опере Верди „Трубадур” имело шумный успех, и после первого же сезона в Николаеве она получает приглашения от многих крупных антрепренеров.
Свой выбор Клара Брун останавливает на одесской труппе известного антрепренера Любимова. Затем завоевавшую популярность зрителей и делающую огромные сборы певицу наперебой начинают приглашать во все оперные труппы крупных городов России. Москва, Петербург, Киев, Харьков, Баку (1900), Тифлис, Екатеринослав, Курск, Нижний Новгород, Ростов, Казань, Иркутск, Пермь, Уфа, Екатеринбург, Томск и даже Владивосток – вот далеко неполный перечень городов, на сценах которых блистал вокальный и драматический талант Клары Брун.
И все же большая часть ее сценической карьеры была связана с Киевом. Здесь она познакомилась со своим будущим мужем, тоже премьером-баритоном и любимцем киевских меломанов Оскаром Камионским.
Рассказывают, что ее родители, присутствовавшие на представлении оперы „Мазепа”, где их дочь пела Марию, а Камионский, как всегда, с большим успехом, Мазепу, сказали Кларе после спектакля: „А из вас и в жизни могла бы получиться неплохая пара”. И как в воду глядели.
Вскоре Камионский и Брун стали мужем и женой.
Но жизнь актеров в те времена заставляла их надолго расставаться друг с другом. В то время, когда Камионский где-нибудь пел Демона или Риголетто, Скарпио в „Тоске” Пуччини или Евгения Онегина, Клара выступала в другой труппе и пела очередную партию из своего огромнейшего репертуара. Она обладала ровным, мощным голосом красивого тембра и широкого диапазона, драматическим темпераментом, привлекала яркой сценической внешностью.
"Драматической певицей Брун названа не потому, разумеется, что она несла драматический репертуар, а потому, что её вокальный образ — будь то Лиза из "Пиковой дамы" или Марфа из "Царской невесты", Валентина из "Гугенотов" или Маргарита из "Фауста" — всегда органически включал драматический элемент, волнение и трепет переживания, а не голосовое напряжение для внешнего выражения драматической ситуации...
Среди слышанных мною на русской сцене сопрано Брун по праву принадлежит одно из первых мест — так тепло, даже горячо она пела" (Левик С. Ю. Записки оперного певца.).
В ее репертуаре их было около ста партий.
Кроме того, она много пела, выступая как камерная певица во время многочисленных концертных турне по городам России, Германии, Австрии, Франции и других стран Европы. В 1909г. гастролировала вместе с мужем О. Камионским в Японии.
Часто выступала в концертах с исполнением романсов Ф. Шуберта, Р. Шумана, Й. Брамса, Ф. Листа, Ж. Бизе, Э. Грига, Ц. Франка, А. Даргомыжского, А. Бородина, М. Мусоргского, Ц. Кюи, Н. Римского-Корсакова, А. С. Аренского, П. Чайковского, А. Рубинштейна.
Ее неоднократно приглашали на партии сопрано в оперные театры Европы. В разные годы Клара Брун пела в Королевской опере в Праге и Императорской – в Вене.
Однако ни в Большом, ни в Мариинском театрах ей – сопрано с европейской известностью – петь не пришлось. Здесь царили раз и навсегда принятые строгие правила, согласно которым лица иудейского вероисповедания на сцену императорских театров не допускались.
Те, кто знал Клару Исааковну, всегда поражались тому, что у нее была „одна, но пламенная страсть” – служение высокому искусству. Человек скромный в личной жизни, она всю себя отдавала сцене.
Личное счастье Клары Брун было недолгим. Она рано лишилась ее мужа и партнера по сцене Оскара Исаевича Камионского, который скончался от тяжелой болезни в 1917 году. В раннем возрасте ушел из жизни и ее единственный сын.
Забвение она находила в любимом творчестве.
В 1926 году Клара Исааковна Брун оставляет сцену и переходит на педагогическую работу.
С 1934 года она доцент Киевской консерватории. С 1939 года – профессор. А годом ранее в связи с двадцатипятилетием консерватории ей присваивают звание „Заслуженная артистка УССР”.
С началом Великой отечественной войны Клара Исааковна выезжает в Баку, где до 1944 года руководит студией при филармонии.
По возвращении в Киев она вновь продолжает преподавательскую деятельность в консерватории, где работает до 1952 года.
Умерла Клара Исааковна Брун 25 октября 1959 года.
Источники:
Сталий Ильевич. Клара Исааковна Брун - 135-летию со дня рождения посвящается Газета «Инэйнем» («Вместе»)
Словарь «Отечественные певцы» (2008)
Из рассказа Т. Морозовой «Счастливые минуты Надежды Новоспасской» [1]
Очень дружелюбным оказался оперный коллектив, и даже соперницы по репертуару, уже известные певицы, овеянные славой, Клара Брун и Мария Полякова отнеслись к ней сердечно. Солистки они были изумительные, с прекрасной школой, к тому же обе отличались музыкальностью и красотой голоса.
Так совпало, что недавно и у Клары Камионской-Брун, и у неё почти одновременно отобрали дома, в которые они вложили все свои накопления...
Клара Брун вышла замуж за Оскара Камионского, выдающегося баритона оперной сцены того времени, блестящего исполнителя партий Фигаро, Онегина, Демона, и они построили великолепное шестиэтажное здание в тот год, когда началась Первая мировая война. Вернуть деньги, вложенные в строительство своего шикарного, в стиле модерн-ампир доходного дома с лифтами, певцы, конечно же, до революции не успели.
Надя видела это красивое здание на Мариинско-Благовещенской улице, спроектированное киевским архитектором Иосифом Зекцером, и знала, что судьба оказалась немилосердной к Камионским: их сын умер в раннем возрасте, а Оскар Исаакович тяжело заболел спустя год после окончания строительства, и жизнь его закончилась в 1917-ом году в Ялте, по слухам, от саркомы.
Надя же с Анатолием выкупили дом на Святославской перед самой революцией, но своему приобретению порадовались недолго. Наступили тяжёлые времена, и жильцы не вносили своевременно плату за жильё, а в этом году его национализировали. Хорошо хоть и ей, и Кларе оставили квартиры в их домах.
Примечание: