Бекир-заде Теймур Бекирович - режиссер, сценарист[править]

1941 - 1996

Бекир-заде 1958.jpg
Бекир-заде.jpg

Родился в г. Баку. Жил на улице Хагани, 36. Учился и окончил 133-ю школу.

Имел звание Мастера спорта СССР по современному пятиборью.

После службы в армии поступил во ВГИК, который закончил по специальности "киновед", но, проработав недолгое время на Бакинской телестудии, поступил на Высшие режиссерские курсы в Москве, которые закончил в 1974 году.

С 1974 года работал на киностудии "Азербайджанфильм". Снимал документальные фильмы, а также ряд игровых лент. Документальная лента "Диссонанс" (1978) получила призы на многих Международных фестивалях.

Заслуженный деятель Искусств Азербайджана.

Режиссер Джахангир Зейналлы: Фильм "Контракт века". Начал снимать Теймур Бекирзаде, однако неожиданная смерть кинорежиссера не позволила довести это дело до конца. Тогда мне пришлось продолжить его работу. Над фильмом я трудился полтора года, будучи не только режиссером, но и автором сценария.»



Фильмография:

  • 1970 - Летопись полувека Сов. Азербайджана (группа режиссеров)
  • 1973 - Эстетика города - сценарист
  • 1975 - Борцы Азербайджана
  • 1975 - Выше только облака (худож.)
  • 1977 - Южная бухта - также сценарист
  • 1977 - Диссонанс
  • 1978 - Футбол… футбол… - также сценарист
  • 1981 - Дорожное происшествие (худож.)
  • 1982 - Гарри Каспаров. Вариант портрета
  • 1983 - Где живут мои мечты
  • 1983 - Поединок с гюрзой - также сценарист
  • 1985 - Дорога жизни
  • 1985 - Повесть о коврах
  • 1985 - Кура
  • 1985 - Путь к короне - также сценарист
  • 1986 - На великом Шелковом пути - сценарист
  • 1987 - Гарри Каспаров - также сценарист
  • 1988 - Трещина - афганский дневник
  • 1989 - Башни Апшерона
  • 1989 - Боль Каспия - также сценарист
  • 1990 - Апшеронские зарисовки - также сценарист
  • 1990 - Скорбь - также сценарист
  • 1991 - Наш Бакинский театр
  • 1991 - Первый спектакль - также сценарист
  • 1991 - Ветеран - также сценарист
  • 1992 - На пороге столетия
  • 1997 - Кличка "Ика" (худож.) Психологическая драма. Фильм о времени и безвременьи, о личности и безликости, о необходимости изменений и желании привыкнуть к тому, что есть… Драма человека, судьба которого оказалась предопределенной в момент рождения. «Чекистская сирота» — он был обязан пройти свой жуткий путь и не смог пройти его. Он стал тем, кем стал — полковником КГБ.

Награды, номинации, фестивали:
Специальный приз и диплом Минского фарфорового завода — «За высокий профессионализм в операторском искусстве и режиссуре»

Фильм вышел на экраны и получил приз уже после смерти Теймура.


Фотоальбом[править]

Фотографии работы Бориса Николаевича Сперанского

Тимка[править]

«Возврата быть не может, ничто не стоит на месте: ни ты сам, ни тот, кто рядом с тобой. Всё что от этого осталось в конце концов, это редкие вечера полные грусти, - грусти, которую чувствует каждый человек, ибо все преходяще...» Ремарк


«И казалось, что после конца
Никогда ничего не бывает...
Кто же бродит опять у крыльца?
И по имени нас окликает?»
А.Ахматова



Уходит друг, в который раз,
Теперь уходит безвозвратно.
Проси, моли, кляни судьбу,
Не возвратить его обратно,
Не повернуть, не рассмешить,
Не растопить ледок обиды,
Не крикнуть, уж в который раз:
«Не торопись!»...останься живым.

Мечта о собаке частично удовлетворялась милейшим рыжим псом Шариком с сомнительными признаками породы, принесшим однажды « в подоле» четырех очаровательных щенят, которых мы с восторгом нянчили, вытаскивая клещей. Щенят раздали, а Шариху куда-то спровадили, чтобы оградить нас от инфекции, в просторечьи – заразы.

А мечта осталась, озвучиваемая при каждом удобном, по моему мнению, случае.

И однажды, во время случайной и непродолжительной папиной болезни, я трогательным уходом склонила его дать обещание. Но мама сказала: «Нет! Для собаки нет места». Его действительно не было.

Однажды, возвратясь с воскресной прогулки, папа с мамой рассказали, что были на собачьей выставке в Парке офицеров, где познакомились с удивительным мальчиком, владельцем собаки по имени Барсик. Этот удивительный пес перепрыгивал через стоящего чуть пригнувшись хозяина. Но у мальчика есть еще одна собака, которую его мама держать не разрешает, и он обещал придти к нам с этой собакой.

Так в нашем доме появились Тимка и Скиф.

Тимка сразу стал своим в нашей компании.

Он подходил нам всем: и голодным военным детством, и вечно обветренными руками в цыпках, и шмыгающим носом, и готовно распахнутыми ко всему глазами, и беззащитным детским бесстрашием.

Скоро он стал просто необходим.

До сих пор, и у моих детей привычка, заходя в дом, спрашивать: «А где?...» про непопавшего в поле зрения члена семьи.

Когда он успевал что-нибудь делать, понять было невозможно. После школы он уже был у нас, а поздно вечером папа говорил: « Тимур, уже поздно, мама волнуется.» - « Нет, она знает, что я у вас, я быстро!»

И вот наизусть выученная дорога: за угол на Али Байрамова, за угол на Толстого, по Горького к Армянской церкви, между пассажами на Хагани, а там до родного ХТШ – Хагани, 36. Эти буквы красовались на его ракетке для настольного тенниса , в который мы играли до упаду с переменным успехом.

А уж каникулы были просто бесконечным праздником. В вечной толкучке нашего дома место и дело находилось каждому.

Карты, нарды, розыгрыши, книги, походы в кино.

Жизнь текла неприхотливо и беззаботно, а мы взрослели.

Ах, Тимка, Тимка, я ведь его по сути и не знала.

Детство – это время необъяснимых привязанностей без подробностей.

Так получилось, что я уехала, а открытка с признанием была для меня неожиданностью. Я не была готова к новым отношениям, а он вырос из старых. Мое возвращение ничего не упростило.

А потом я уехала в институт, письма становились все реже: служба в спортивной роте ( так она, кажется, называлась), тяжелые тренировки, надо сдать на мастера спорта, трудные соревнования.

В мои приезды на каникулы еще находилось время для встреч, а потом последнее провожание на вокзале.

Знать бы, что последнее, может нашлись бы какие-то важные слова, и не было бы у меня много лет необъяснимого и непроходящего чувства вины.

Потом письма исчезли совсем. Узнала, что поступил во ВГИК. Удивилась, оценила, а поздравить не получилось.

Пара встреч на Шихово на каникулах, безудержный футбол у него, подружки у меня. Улыбчивое: «Привет!»

Через много лет я вернулась, позвонила спросить как дела, пришел с сыном, представил: «Бекир, Бека». Так они и сидели рядышком: мой голубоглазый блондин и его черноглазый темненький.

Разговор ни о чем. «Кто муж?» - я показала на фото – брови вверх и знакомая кривая ухмылка. «А у меня жена Татьяна» - я сделала вид, что не поняла.
- Ну привет твоим.
- Заходи.
- Ладно, как получится.

И всё. А ведь наверное знал, что ожидаем и желанен в нашем доме.

Хотел вернуться победителем на белом коне, но сбился с пути и потерял дорогу.

А конь ее и не знал. Этот конь был не из нашей конюшни.

А я что, я – друг до гробовой доски.


Татьяна Сперанская


--I am 03:44, 21 февраля 2011 (UTC)

comments powered by Disqus