Бахаизм (вера Бахаи) в Баку[править]

1863

Вера Бахаи - это независимая всемирная религия, последняя по времени из пророческих (богооткровенных) религий. По распространенности в мире уступает лишь Христианству, насчитывает более 6 млн. верующих, проживающих в 235 странах мира и принадлежащих к 2112 нациям и народностям.

Центральная, стержневая идея веры Бахаи - это парадигма единства Бахауллы, которая образует трехуровневую структуру: единство Бога, единство религий и единство человечества.

Бахаи (Балаханы, 1924)



Жизненно важные принципы для достижения этого мирового единствa

  • признание общего источника и неопровержимого единства всех основных религий мира;
  • самостоятельный поиск истины каждым верующим;
  • отказ от всех видов предрассудков (расовых, национальных, религиозных, классовых, политических);
  • признание того, что истинная религия всегда находится в гармонии с разумом и научным знанием;
  • значимость и необходимость всеобщего образования;
  • осуществление равноправия мужчин и женщин;
  • устранение крайних форм бедности и богатства;
  • установление федеральной системы мирового сообщества, основанной на принципах всеобщей безопасности и международной справедливости;
  • необходимость для каждого индивидуума следовать высоким личным моральным принципам;
  • всеобщий вспомогательный язык, с помощью которого люди разных народов свободно смогут понимать друг друга;
  • последовательное создание новой мировой цивилизации на основе приоритета принципов духовности.

Концепция Бога в Вере Бахаи строго монотеистична и трансцендентна. Учение Бахаи считает всякие попытки описать Бога бесполезными. Единственной связью между Богом и людьми бахаи считают Посланников Бога (Пророков), которых они называют «Богоявлениями».

Говоря о человеке и его предназначении, бахаи учат, что физическое тело есть форма существования людей на Земле, но изначальная сущность каждого человека — это душа, которая и отличает людей от животных. Жизнь в этом мире, по мысли Бахауллы, подобна жизни ребёнка во чреве матери: нравственные, интеллектуальные и духовные качества, которые человек с помощью Бога воспитывает в себе, будут «органами», необходимыми для развития его души в мирах за пределами земного существования.

После того, как тело умирает, душа продолжает жить. Она отправляется в путь к Богу через множество миров или плоскостей существования. Успешное духовное путешествие к Богу в традиционных терминах подобно жизни в раю. В случае неуспеха душа остаётся вдалеке от Бога, и её существование становится адом. В свою очередь, душа развивается и крепнет только через отношения человека с Богом, которые осуществляются посредством молитв, медитаций, изучения откровений Пророков, моральной самодисциплины и служения человечеству в той сфере, где каждая личность может наилучшим образом реализовать свои способности.

Когда бахаи говорят, что все религии составляют одно целое, это не означает, что различные религиозные учения похожи друг на друга. Они верят, что существует одна вера, Вера в Бога, и все Посланники Бога раскрывали её сущность.

Согласно доктрине Бахаи: «Для бахаи индуистского происхождения Бахаулла является новой инкарнацией Кришны. Для бахаи, являющихся выходцами из среды христиан, Бахаулла воплощает обещание Христа возвратиться „во славе Отца“, соединить всех людей, чтобы были „одна паства и один пастырь”

На этой парадигме построена вся система этических и социальных принципов Веры Бахаи. Её основатель Бахаулла (1817—1892) почитается бахаи как последний из череды «Вестников Бога», которая включает Авраама, Моисея, Будду, Заратустру, Иисуса Христа и Мухаммeда.

У Бахаи нет священников, каждый верующий постигает истину самостоятельно. Образ жизни бахаи включает ежедневные молитвы, участие в мероприятиях совместно с людьми различных национальностей и социального положения, отказ от алкоголя и наркотиков, святость брака. Раз в год, со 2 по 20 марта, бахаи соблюдают пост, воздерживаясь от приёма пищи и питья от восхода солнца до заката. Всякая работа, выполняемая в духе служения человечеству, рассматривается как богослужение.

У бахаи есть свой календарь, состоящий из 19 месяцев по 19 дней в каждом. Месяцам присвоено название атрибутов Бога, например: Баха (Великолепие), Джалал (Слава), Джамал (Красота), Каул (Речь), Ала (Возвышенность) и т. д. Бахаи приветствуют друг друга словами «Аллах-у Абха» (ар. «Бог Преславен»).

Символ Веры Бахаи — стилизованная девятиконечная звезда с каллиграфией «Величайшего Имени» в центре.

23 мая 1844 года в персидском городе Ширазе молодой торговец Сиййид Али-Мухаммад, известный под именем «Баб» (араб. «Врата») провозгласил скорое появление Посланника Бога, «ожидаемого всеми народами мира». Хотя, по его словам, он сам являлся носителем божественного откровения, его целью было подготовить человечество к приходу нового Мессии. 9 июля 1850 года расстрелян на площади в городе Тебризе. За период с 1844 по 1863 годы было казнено около 20 тысяч его последователей по всей Персии. Сегодня в городе Хайфе (Израиль) находится величественное здание с позолоченным куполом, в нём похоронены земные останки Баба.

Мирза Хусейн Али Нури, больше известный под именем Бахаулла («Божья Слава»), родился в 1817 году в семье выдающихся патрициев Персии . В месте первой ссылки в Багдаде в 1863 году Бахаулла объявил, что он является «проявлением божественного откровения», которое обещал Баб. Вот поэтому 1863 год принято считать годом становления Веры Бахаи как самостоятельной религии. Бахаулла скончался 29 мая 1892 года в местечке Бахджи, к северу от Акко, и был там похоронен.

Священной книгой бахаи является Китаб-и-Агдас, написанная Бахауллой. Всего перу Бахауллы принадлежит более 100 томов Писаний на фарсидском и арабском языках, часть которых переведена на английский язык, значительно меньшая часть на русский или другие языки.

Следует отметить. что на родине своего зарождения, Иране, религия бахаи находится фактически вне закона. В течение первого века существования Веры Бахаи не менее 20 000 ее последователей были самым жестоким образом убиты и казнены соединенными усилиями духовенства и правительства На протяжении последних 20 лет сотни бахаи были подвергнуты тюремному заключению, десятки тысяч лишены работы, пенсий, возможности заниматься предпринимательством и получать образование.

Самой известной личностью, погибшей во время гонений на бахаи, была азербайджанка, поэтесса Тахира, которая была одной из первых 18 уверовавших в Баба. Это она, впервые в истории Азербайджана, Ирана и других мусульманских стран, согласно принципам новой Веры, один из которых равенство мужчин и женщин, сбросила с себя чадру. Это произошло во время Совещания в Бедаште. Именно здесь Бахаулла назвал Заринтадж (таково ее настоящее имя) Тахирой («Чистая»). Именно на этом памятном совещании были приняты новые законы Эпохи и отвергнуты обычаи прошлого.

Здесь Тахира смело сняла чадру и впервые предстала с непокрытым лицом. Она обратилась к ошеломленным единоверцам со словами, звучавшими как строки Корана, и провозгласила, что наступает новая эпоха, когда будут отменены прежние законы. Через 70 лет безымянный памятник на одной из площадей г. Баку женщине, сбрасывающей чадру, станет символом свободы, а для бахаи - памятником Тахире.

Развитие Веры в Северном Азербайджане переплетается у самых своих истоков (1844 г.) с зарождением Учения в колыбели Религии – в Иране. В то самое время, когда Баб объявил о своей миссии, один из Его учеников, Молла Садыг Ванандли, объявил о новом Учении в селе Вананд Ордубада (Нахчыван). Ему удалось собрать вокруг себя около десятка тысяч человек. Государство России посылает армию генерала Бехбутова, состоящую из пяти тысяч человек, для его ареста.

Вера Бахаи также, еще при жизни Бахауллы, нашла немало своих приверженцев, в частности, в Ордубаде, Баку, Балаханах, Гяндже, Барде, Геокчае, Сальянах, Хыллы (нынешняя Нефтечала), Шеки, Шамахе и др. Самой многочисленной общиной была балаханская (сотни), затем бакинская (сотни), гянджинская (десятки), бардинская (десятки), сальянская (десятки), в которых действовали избранные Местные Духовные Собрания Бахаи.

С 1860 г в селе Хызы отец народного поэта Азербайджана Микаиля Мушвига, Мирза Абдулгадир Исмаилзаде был известен своей деятельностью по распространению Нового Учения и в Баку. Великий поэт Азербайджана Мирза Алекпер Сабир (1862-1911, Шамахы), был в тесном контакте с бахаи Балаханов, часто обсуждал с Кербелаи Ибрагимом принципы Веры, и имеются предположения, что принял ее.

Не менее известный поэт Сеид Азим Ширвани (1835-1888, Шамахы) выражал в своих стихах симпатии к Вере. Учитель народного поэта Алиага Вахида, один из известных поэтов Кавказа того времени, бахаи Абдулхалиг Юсиф своим благочестивым образом жизни являлся примером для подражания.

Гусейн Джавид (1884-1941), видный деятель азербайджанской литературы, поэт и драматург, автор исторических и философских драм, произведения которого преисполнены принципами Веры Бахаи, по некоторым сведениям, принял Веру, находясь в Германии.

Основоположник профессионального музыкального искусства Азербайджана, Народный артист СССР, публицист, драматург, педагог и общественный деятель, академик Узеир Гаджибеков (1885-1948) с глубоким пониманием и уважением отметил в одном из своих произведений просветительские стремления приверженцев Веры.

Известный миллионер, меценат Муса Нагиев (1849 –1919), построивший в Баку 98 зданий, также был приверженцем Веры, являлся почетным членом Духовного Собрания Баку.

Было много паломников из Азербайджана, посетивших священные места Бахаи – места ссылок, которые затем превратились в центры Веры в Палестине (нынешний Израиль), в городах Акка и Хайфа. Среди них Мешади Гусейн Эюбов (первый бахаи из Шеки) и Кербелаи Ибрагим из Балаханов. (Первым бахаи Балаханов был Кербелаи Имран). Им выпало счастье встретиться в 1914 году с Абдул Баха Аббасом.

Так как в Баку было немало приверженцев учения «бехаистов». В 1882 г. в Баку было приобретено здание, известное под названием мусафирхана, по улице Мирза-ага Алиева -Чадровой 216, служившее Бахаи-центром, в котором собирались около сотни бахаи. Сводчатые двери и большие окна выкрашены в голубой цвет. Застекленная веранда со двора также окрашена в голубой. Этот цвет выбрали руководители секты «бехаи». На главных воротах с улицы высечен горельеф какого-то святого старца, погруженного в раздумья. По всей видимости, это каменный портрет самого шейха Бехауллы.

Здесь проводились регулярные встречи, занятия по морали, истории Веры, изучали священные Писания и молитвы.

Однако, нельзя сказать, что распространение Веры в Азербайджане проходило гладко, без проявлений фанатизма и сопротивления со стороны духовенства. Одним из первых шехидов (мучеников за Веру) в Азербайджане был уроженец селения Мардакян вблизи Баку, Молла Садыг, сын известного богослова, приказавшего убить своего сына-"отступника". Сегодня десятки бахаи из различных стран всего мира посещают его могилу. Ему посвящено специальное Послание Абдул Баха, Центра Завета и Главы Веры после вознесения Бахауллы.

Тем не менее, со стороны властей ни до, ни в первые годы после установления в Азербайджане Советской власти общины бахаи не испытывали сколько-нибудь заметного давления и притеснений.

У бахаи Баку были тесные связи с бахаи Ашхабада (самой многочисленной общиной на территории СССР, самой высокоразвитой общиной, где в самом начале ХХ века был построен первый в мире Храм Бахаи - Дом Поклонения, позже конфискованный, а затем снесенный Советским правительством), Тбилиси, Москвы и др. городами, где функционировали Духовные Собрания этих городов.

В 1927 году состоялся Первый национальный съезд Бахаи Азербайджана.

Съезд бахаи (Баку, 1937)




В 1937 году, когда начались репрессии и преследования НКВД всех прогрессивных людей, в том числе духовенства, не обойдены были «вниманием» и бахаи. Около 40 существовавших на тот момент общин бахаи в СССР были поставлены вне закона. С 13-го октября, в течение нескольких ночей, было арестовано Духовное Собрание Бахаи г. Баку и десятки членов общин. Все они были наказаны без суда и следствия. Первым был казнен Председатель Духовного Собрания Гасымов Фарадж Джафаргулу оглы (племянник первого бахаи Сальян Хадим Джавада). Бахаи, предполагая о предстоящем аресте, не только не скрывались, но даже завидовали тем, кого уже постигла эта участь. Так, Расул Хасиев, навещая семьи арестованных, говорил, что счастливы те, кому выпала честь отдать жизнь за Веру, а сам он, как и многие другие, с нетерпением (!) ожидал этого дня. Через месяц он также был арестован. Многие были заключены в тюрьмы, сосланы в Сибирь или просто пропали без вести, а в октябре 1938 г. было конфисковано здание Бахаи-центра.

В 1956 г. после реабилитации постепенно прошёл страх, и бахаи, несмотря на давление, находили возможность встречаться, пусть и не все вместе, а на отдельных квартирах, около 10 человек. Начало функционировать Духовное Собрание г. Баку.

В 1982 году прошла новая волна арестов и только после начала перестройки начались налаживаться межобщинные связи на территории СССР и с некоторыми зарубежными странами, первые поездки в Финляндию, Индию, Швейцарию, а также кратковременные визиты из Ирландии, Новой Зеландии, Малайзии, Филиппин, Турции и Италии.

Первые контакты с Управлением Религии Азербайджана были в конце восьмидесятых годов, чтобы заявить о намерении учредить Духовное Собрание Бахаи г. Баку. К концу 1990 г., спустя более 50 долгих лет ожидания, вновь проводятся выборы Духовного Собрания Баку. Затем в течение нескольких месяцев в городах Гянджа и Барда проводятся выборы, возрождаются Местные Духовные Собрания. Через год в Сальяне и в Балаханах вновь уже действуют Духовные Собрания.

В 1992 г., после принятия Милли Меджлисом Азербайджанской республики Закона о свободе вероисповедания, бахаи Азербайджана получили возможность официально создавать общины. Уникальная община бахаи Азербайджана объединяет людей разных профессий (профессоров, доцентов, ученых, людей искусства, врачей, учителей, инженеров, рабочих, крестьян, студентов и др.) и национальностей (азербайджанцев, русских, евреев, татар и др.) под Единым Шатром Бахауллы. Глубоко символично, что один из наших земляков, родившийся в 1919 г. в Баку Алиулла Нахчивани, сын переводчика переписок между Абдул Баха и Л. Н. Толстым, Мирзы Али Акпера Нахчивани, в течение 40 лет регулярно избирался во Всемирный Дом Справедливости, с самого начала действия этого высшего Духовного и Административного Центра Веры в 1963 году, и лишь недавно объявил о своем уходе в оставку.

В сегодняшней Хайфе, на горе Кармель, недалеко от Всемирного Дома Справедливости, величественно возвышается гробница Баба, в строительство которой внесли свою лепту бахаи из Баку - Уста Али Ашраф и Ага Бала, сыновья Моллы Талида Карима, который был одним из секретарей Бахауллы.

На Святой Земле много исторических мест, связанных c Азербайджаном, нашими земляками, которые внесли большой вклад как в покупку земельных участков, так и в строительство зданий Арки и садов Бахаи, знаменитых на весь мир Террас.

29 и 30 апреля 2006 г. в Баку проходил очередной XV Национальный Съезд Бахаи Азербайджана. На Съезде был заслушан отчет Национального Духовного Собрания, обсуждена его работа за прошедший период и состояние дел в национальной общине, путем тайного голосования избран новый состав Национального Духовного Собрания Бахаи Азербайджана, изучены ежегодное Послание к Ризвану и другие последние документы Всемирного Дома Справедливости, намечены перспективы дальнейшей деятельности.

comments powered by Disqus