1920 - 1925
Театр был организован в 1920 году в Баку, как Тюркский свободный сатир-агит театр им. 26, по примеру русского сатир-агит театра.
До 1924 года театром руководил Гаджи Ага Абасов, ставший затем руководителем Тюркского государственного драматического театра им. Буниат-заде.
В середине 1920-х годов театр стал Тюркским государственным сатир-агит театром.
В составе труппы были: Г.А. Абасов, М.А. Алиев, А. Камарлинский, А. Анатоллу, М.М. Кязимовский, А. Мамедова, С. Гаджиева и др.
Репертуар состоял из сатирических одноактных пьес, написанных азербайджанскими драматургами. В программу первых спектаклей (циклов) входили пьесы: "Счастье в труде", "Колесо фортуны", "Дьявол" Ахундова, "За ширмой", "Восток", "Саботажники" Ордубады, "Написанного не сотрешь" Шаика, "Мешади женится", "Горе от телефона", "Глаза везиря" Алиева, "Уста Гамбар", "Обжора", "Женитьба" Камарлинского и т.д.
Музыкальное оформление спектаклей принадлежало: З. Гаджибекову, А. Маилян, А. Зейналлы.
В театре работали художники - А. Азимзаде, П. Чичиканов; режиссеры - А. Сухейли (А. Сейфи ?), Сидги Рухулла (Ахундов), С.А. Майоров, В.А. Угрюмов, Д.Г. Гутман.
7-го октября 1925 г. Комиссия при БК АКП[1] под председательством Рухуллы Ахундова, согласно проекта, представленного новым руководством театра, решила реорганизовать Сатир-агит театр в Тюркский Рабоче-Крестьянский театр.
В декабре в Тюркском Рабочее-Крестьянском театре уже готовились постановки пьес "Предательство Дегаева" и "Наследство Горланда".
В состав театра были привлечены актеры: Кязим Зия, А. Джавадов, С. Герайбейли, Салахлы, Махфура-ханум, Ф. Кадри и др.
Репертуар состоял преимущественно из переводных пьес: "Сто процентов" по Синклеру, "Овод" по Войнич, "Шторм" Биль-Белоцерковского.
В сезон 1927-28 гг. театр перешел в ведение Азербайджанского совета профсоюзов и получил наименование "Бакинский тюркский рабочий театр".
Примечания
Ссылки