Бакинский бульвар в воспоминаниях[править]


Вспоминает Георгий Коновалов[править]

А расскажу-ка я вам кино.

Это было как во сне.
Я уже и не надеялся увидеть эту плёнку, а она возникла. И главное искал металлическую коробку, а она оказалась в чёрном пакете из-под фотобумаги.

В пакете, заляпанном краской.
Во время ремонта видно извлекли из коробки, забрызгали краской и отложили куда-то до лучших времён.
И вот она возникла.

Совершено потрясающий запах (ведь сохранился), запах плёнки, который незнаком нынешним «цифровикам».

Ведь надо же – плёнка смотана, как полагается - фильм смотан на начало. Хоть сейчас ставь на проектор и начинай показ.

Знаю, не положено распускать фильм, но удержаться не могу и….

Вот заглавные титры – «Наш товарищ бульвар».

А может дальше посмотреть.Без приспособлений, без монтажного или просмотрового стола это тяжело. Вот и мотаю фильм от начала к концу вручную. Аж руки устали.

Смотрю на такие знакомые кадры. Хоть размер каждого кадрика семь на десять миллиметров, но всё вижу, и всё вспоминается.

Ещё бы как не помнить ведь фильм-то мы снимали почти два года. Задумывали мы его, тогда как фильм о городе, но вовремя поняли – не осилим. И решили делать фильм сериями – про стены города, про балконы, про сады и парки.

А больше всего было уже отснято про бульвар. Вот и остановили свой выбор на первом фильме серии – это о бульваре. Каждое воскресенье нагружались кино и фотоаппаратурой и на бульвар.

Постоянно ходили на съёмки так это трое – Рафик, Дима и я. Иногда появлялся и наш главный – Лёня. Хотя, что я говорю – не было у нас главного, все были на равных. Любая идея тут же принималась, обсуждалась и претворялась в съёмку.

И сам фильм уже тогда приобрёл какие-то очертания – бульвар с утра и до утра.

Вот и идёт утренняя панорама по самому бульвару. А потом то с чего начинается утро нашего города. С подметальщиков, в запускаемых фонтанов, детишек на скамеечках.
Обычное утро нашего города. И весь день его от спортсменов выходящих в море на своих судёнышках, до вечера, с гуляющими влюбленными.

А я подумал – подумал и решил показать вам этот фильм и если не смогу «крутануть» его живьём на кино экране, то хотя бы в «кадриках» на фотографиях.

Много кадриков получилось – аж сорок пять. В общем-то, кадров намного больше. А если б эти были бы склеены вместе, то на кино экране их показ длился бы целых две секунды.

Вот и посмотрите на эти кадрики, может, что-то разберёте – ведь я отобрал только средние и крупные планы.
И старался выбрать только нами всеми узнаваемое.

«Смонтировал» и самому понравилось.

Наш товарищ бульвар.jpg
Наш товарищ бульвар 2.jpg


Наш товарищ бульвар 3.jpg

Вот посмотрел я своё произведение, и мне так стало жаль наш старый, такой добрый бульвар.

Ведь это место где впервые (многие) назначали свидания, где впервые (некоторые) целовались на полутёмных аллеях. Бульвар был нашим другом, он был нашим товарищем, нашим наставником.

Ничего не имею против (а что толку) нового бульвара, но не побегаешь на его аллеях, не найдешь темную аллею.

Новенький и чистенький он не может не нравиться, но такой он чужой, такой далёкий.

И такой продуваемый всеми ветрами.

Прощай «наш товарищ бульвар» - здравствуй новый бульвар.

И как в нашем фильме после ночи (такой живой и такой тёплой) наступает новое утро, с выпускниками, идущими в новую жизнь, так пусть для нашего бульвара тоже начнётся новая, неведомая нам, жизнь.

А здесь титр должен быть - «КОНЕЦ».

А почему такое название я дал своему написанному. Помните, как мы в детстве пересказывали фильм, который вчера посмотрели. Ведь рассказать надо было со всеми подробностями и даже с интонациями персонажей. Сейчас разучились, не могут нонышние детишки пересказать фильм, а зачем - легче посмотреть его на DVD.

Бульвар спортивный[править]

Вспоминает Георгий Коновалов

Я, сейчас как волк под столом, ну этот из мультика – «Сейчас спою…». Вот я и собираюсь спеть. Не волнуйтесь - петь не буду, а вот во вспоминания свои забегу.
Это будет, как «По волнам своей памяти…», а у меня получится «Бегущий по волнам своей памяти». Вот и вспоминаю.

Меня восхитило: «Это «Феномен»… Да нет, это театр кукол…». Ну, это, наверное, с одной стороны театр «Феномен», а с другой театр кукол. Тогда с третий стороны будет армянский драматический театр, а с четвёртой сельскохозяйственный музей.
Но я побывал только в музее и в театре кукол. В музее как посетитель, а в театре кукол сугубо по работе.

Кстати музей позже переехал и находился в здании «Азгипроводхоза». Вход со двора.

И чтоб все точки расставить над «I», я рискну показать вам план бульвара сорок второго. Это и не план, а фотография и поскольку фото только до площади «Азнефть», дальше фашист не залетел, вероятно, то я добавил современным фрагментом плана.

В самом правом обрезе фотографии стадион «Динамо». Не только стадион, а весь комплекс. Стадион-залы-площадки. С номером «1» он.

В 1952 году, когда был открыт Республиканский стадион имени Сталина, то сам стадион снесли, а динамовцы построили для себя небольшой комплекс. «№2». Там были теннисные корты и невразумительная беговая дорожка. Почему «невразумительная»? А очень просто – её длина была всего метров двести пятьдесят. Очень крутые виражи, на которых бегуна просто выносит с дорожки, и очень короткие прямые (по-моему, метров шестьдесят-шестьдесят пять). Но всё равно динамовцы проводили не только тренировки, но и соревнования. И даже первенство ЦС.

Снимал и меня бегуны чуть не унесли с финишной прямой в стенку. Не стенку, а там ворота для транспорта были, решётчатые.

Почти каждый воскресный день заглядывал на этот комплекс в поисках чего-нибудь интересного. На этих съёмках познакомился и с «хозяином» этого хозяйства.

Там в работягах (это который убирает-выравнивает-заделывает) был молодой парень. Мы с ним если и не сдружились, то были товарищами на воскресенье. Временами он исчезал- говорил, что он парашютист и ездит на прыжки. Какой он был парашютист, не знаю, но рисовальщик был знатный. Показывал мне свои работы. Очень даже неплохие (на мой взгляд).

А однажды так получилось, что пришёл на комплекс, сел на трибуне, смотрю как на корте «старички» мяч гоняют. Ну, если и не старички, то уже не юноши – факт.

Приготовился снимать – оптику длиннофокусную прикрепил, это чтоб не беспокоить их, и снимаю потихоньку. В уме уже текстовка складывается – вот как проводят свободное время работники…. Дальше, уж потом, когда они закончат свою игру, надо подойти и взять несколько фактов – чтоб текстовка неголословной была.

Закончили они собрали мячи, ракетки и к калитке пошли,… догоняю и у того, который вторым идёт – «А не могли бы вы меня просветить, насчёт работы вашей и всего прочего?» А мне в ответ: «Нет-нет никаких интервью, никаких фотографий!»

А тут и товарищ мой подкатывает:«Ты хоть знаешь, кого ты снимал? Забудь, что эта плёнка у тебя есть!»
Потом разнесли и эту площадку, а динамовцам построили новую, прямо напротив нашей Башни. «№3» Не по делу это было конечно, да и не уютная он была.
Это на этой площадке «переворот с выходом в упор» делал автор «Бакинских тайн».

На другом конце бульвара, том который немцы сфотографировать не смогли, была площадка «Наука». Она у меня под номером «4».
Она позже «Буревестником» стала. Да не площадка стала «буревестником, а тогда было укрупнение спортивных обществ.
Тогда и я тоже стал членом общества «Буревестник». Тогда объединили «Буревестник», «Науку», «Медик» и почему-то «Искру».

Три первых оно понятно – связано со студенчеством, наукой, а при чём тут была «Искра»? Тайна. Мы давным-давно лазали в тех местах. Там были остатки каких-то сооружений. На них можно было в альпинистов поиграть, на остатки стен позабираться.

Чуть дальше, на пустыре построили, совершено необыкновенный «стадион ручных игр». Лёгкий, элегантный, без каких бы то ни было претензий. Одним словом замечательный стадиончик. К сожалению, погиб смертию храбрых переделанный в нечто сараеподобное. С номером «5» будет. Ну и, наконец, теннисные корты.

А ведь на этом месте была площадка в окружении зарослей олеандра (вот где можно было в «войнушку» поиграть) усыпанная гравием. Это номер «6».
Наш детский садик, с названием «Красные всходы» приводили сюда на прогулку.
Потом, на ней по вечерам стали играть в волейбол. Просто так. Перекидывали мяч по кругу, а ужжж потом кто-то догадался и врыл две трубы, прямо по оси аллеи – стали играть через сетку, которую приносили с собой. Эта идея видно кому-то здорово понравилась, и часть площадки обнесли сетчатой оградой, но сторона, которая ближе к «Азнефти» оставалась ещё не «окультуриной». Это уже совсем потом построили раздевалки и теннисный корт (тогда он был один). Под номером «7».

Вот и весь мой «бег волнам памяти».
Хотя в память о своих утренних пробежках отметил синеньким мою стартовую линию (у «Азнефти» и финишную – у стенки за «прашюткой»).
Был этот маршрут почти километр. Двух метров не хватило до полного.
Уффф! Вот теперь добежал.
И ещё отметил предполагаемую точку съёмки этой самой фотографии.


Борис Добин "Мое детство. Бульвар"[править]

С тех пор как я помню себя, столько же я помню бульвар. Лет с пяти я был самостоятельный ребенок и шёл гулять по городу, благо в то время в городе ещё не было большого автомобильного движения. Я доходил до бульвара и часами гулял по нему, смотрел, как пацаны удочками ловят рыбу, смотрел на волны.

Бульвар в то время кончался в районе парашютной вышки в одну сторону, а в другую, заканчивался в районе площади Азнефть. Его разделяло красивое ограждение, а вход украшали две статуи спортсмена и спортсменки, ограждение до сих пор стоит на том же самом месте.

Каспий был полноводнее и подходил прямо к ограде, и при сильном волнении волны перехлёстывали через ограду, оставляя большие лужи.

Над бульваром разносилась песня из репродуктора купальни "О, голубка моя" в исполнении К. Шульженко, модная в то время, её сменяла другая песня "Домино".

Купальня. Эти детские воспоминания ярче других врезались в мою память, потому что большую часть моего детства мы с пацанами улицы проводили там. Прямо с кромки бульвара начинался деревяный настил, точно такой как на "Брайтон Бич" в Нью-Йорке.

Он шёл до самой купальни, и после шторма от мокрых досок поднимался пар, запах йода и распаренной древесины, ударял нам в нос, босиком вприпрыжку мы шли купаться.
Здание из дерева, у входа две башенки, слева находилось женское отделение, а справа мужское. Не помню сколько стоил вход в купальню, но мы любыми путями туда заходили.

В раздевалке, при сдаче одежды, мы получали номерки, и много ли было у нас одежды - лишь майка да рубашка. Номерки мы привязывали к руке или к ноге и шли купаться в детское отделение, где воды было по пояс. По скользким ступенькам, покрытыми водорослями, скользя, спускались к воде и ныряли.

Взрослые шли в своё отделение, где воды было с ручками, а ещё было и открытое море, где купались те, кто хорошо плавал. Особо крутые и смелые залезали на самый верх купальни, которая называлась "загоралка" и сигали в море, кто ласточкой, кто солдатиком, в общем, выпендривались перед девчонками, которые за этим наблюдали.

Слева в «загоралке» женщины нагишом загорали под бакинским солнцем, а мужики с интересом смотрели, если удавалось.

В конце сороковых и в начале пятидесятых в купальне появилась нефть, волны пригоняли её из открытого моря, после купания мы все были в пятнах нефти, и матери нас отмывали керосином. Нефть на поверхности моря в Каспии появилась 1949 году. Открыли морское месторождение под названием Нефтяные камни. И с тех пор купальня стала умирать, канализационные стоки и нефть выживали нас из купальни.

Море стало уходить, а вместе с ней и рыба. Нефть была на всех пляжах Апшерона, куда мы ездили после того, как не стало купальни.

На электричке, куда мы попадали за 20 копеек, которые мы давали контролёру и проходили человек десять. Вагоны были набиты до отказа, но мы этого не замечали, и каждый норовил занять место у окна, там было прохладнее. Наконец пляж, море блестит и манит, мы наперегонки бежим, на ходу раздеваясь.

Пляжи были не оборудованы, заполнены людьми от края до края, местные пацаны делали свой бизнес, продавая солоноватую колодезную воду за пять копеек стакан, продавали варёную кукурузу и семечки.

Тут же шныряли воришки, высматривая, что плохо лежит, и тырили, частенько оставляя отдыхающих в одних плавках и купальниках. Отдыхающие приезжали на весь день и тут же начинали готовить еду на керосинках и примусах. Возвращались мы затемно в переполненных электричках. Кстати, это первая в СССР электрическая железная дорога построена 1926 году.

Несколько лет тому назад я был в Баку и мне пришлось ехать в электричке, в каком состоянии я её увидел - не поддаётся описанию, что-то страшное - в полу дыры, видны рельсы, грязь, окон нет, а какие есть – сломанные. И с каким грохотом вагоны двигались по рельсам, не хочется вспоминать. Такие вот воспоминания детства.

Набережная и бульвар Баку - фотоальбом


При полном или частичном использовании статьи ссылка на наш сайт обязательна.



comments powered by Disqus