Байрамалибеков Теймур бек - просветитель[править]

1862 - 1937


Теймурбек Байрамалибеков - один из ярчайших представителей блестящей плеяды азербайджанских деятелей конца XIX - нач.XX вв., внесших огромный вклад в просвещение народа.


Т. Байрамалибеков родился 22.08.1862г. в селе Едди Оймак Лянкяранского уезда Бакинской губернии.
Первые шаги в образовании он сделал в 1869 г. в сельском мектебе (моллахана), где научился читать Коран, выучил арабский и персидский языки. После обучения в Лянкяранском городском училище (три года), продолжил образование в гражданской фельдшерской школе в Тифлисе на средства Бакинского земельного департамента.
В 1879 г. в Закавказской учительской семинарии (г. Гори) было открыто татарское отделение, в которое в том же году он поступил вместе с другими представителями тюркоязычных народов Азербайджана и Северного Кавказа. Принятый сразу во второй класс Т.Байрамалибеков окончил семинарию в 1881 г., став одним из первых азербайджанцев со специальным педагогическим образованием.

После окончания учительской семинарии он оказывается в Лянкяране, где начинает свою трудовую деятельности с должности помощника смотрителя двухклассного городского училища с возложением на него преподавания русского языка и арифметики.
С этого времени Т.Байрамалибеков уверенно шел по избранному им раз и навсегда пути просвещения народа. К моменту его поступления на работу в училище обучались всего 4 азербайджанца. Байрамалибеков стал разъезжать по селам, убеждая крестьян отдавать сыновей в школу, и количество азербайджанцев увеличилось до 20. (Заметим, что желание просветителя видеть детей образованными не зависело от их национальности: в 1903 г. при его непосредственном участии была открыта специальная школа для проживающих в Лянкяране детей из немецких семей).
При этом Т.Байрамалибеков постоянно изыскивал пути материальной поддержки наиболее нуждающихся учеников. По его инициативе, с разрешения городских властей, было организовано “Общество вспомоществования учащимся училища”, выдававшее неимущим учащимся 12 руб. в год на плату за обучение. Однако в 1908 г., под предлогом выслуги лет, Т.Байрамалибекову было предложено выйти в отставку.

Но он решает продолжить обучение детей “другим путем”, начиная преподавательскую деятельность (педагог русского языка) в местном русско-персидском четырехклассном училище “Бехджет” (”Радость”). Но функционирование школы столкнулось со значительными сложностями, т.к. представители мусульманского духовенства учение в ней объявили не соответствующим исламу, а учителей окрестили “бабистами” (сектантами). Местный ахунд собственноручно срывал со стен домов объявления о приеме учащихся в школу. В то же время школа подвергалась постоянным ревизиям со стороны инспектора народных училищ. Высочайшим указом 5 февраля 1882 г. предписывалось осуществлять правительственный надзор над мусульманскими учебными заведениями. Как следствие в 1909 г. школу закрыли.

Т.Байрамалибеков все время испытывал давление со стороны религиозных чиновников. В своей автобиографии он писал, что распространение просвещения наталкивалось на сопротивление мусульманского духовенства, которое было против обучения азербайджанских и талышских детей в русских школах. В этой связи можно предполагать, что основным подтекстом такого отношения были опасения “насильственной христианизации” мусульман. Безусловно, обязательность изучения русского языка и гуманитарных предметов в школах преследовала в качестве одной из целей постепенное “изъятие” “нерусских” из мусульманской среды, но, с другой стороны, именно посредством изучения русского языка мусульманское население могло приобщаться к мировым научным изысканиям. И эта “двойственность” ситуации с овладением “языка христиан” все время была камнем преткновения между национальной интеллигенцией и духовными “наставниками”.

Вопрос, однако, далеко не в неприятии Т.Байрамалибековым религии, т.к. он всегда ощущал свою принадлежность исламу, да и своих детей обучал основам Корана. В данном аспекте целесообразно отметить, что ярым атеистом вообще никто из азербайджанских интеллигентов не являлся. Просто их грамотность, мировоззрение, знание предмета разговора изнутри позволяли видеть огромную разницу между Кораном, как таковым и околорелигиозным давлением на образование мусульман. Т.е. в данном ракурсе речь прежде всего о борьбе с предрассудками и мракобесием.

Однако неутомимый патриот Т.Байрамалибеков буквально пробивал дорогу к интеллектуально-культурному развитию азербайджанской нации. Несмотря на закрытие русско-персидской школы, он не прекращал своей просветительской деятельности, огромные силы затратив на открытие в Лянкяране русско-мусульманской читальни. Постоянно стремясь к приобретению новых знаний, изучая научные труды европейских и русских классиков, он приобщал к чтению и своих учеников. Несмотря на изначальное неприятие идеи со стороны мусульманских “авторитетов”, проклинавших посетителей библиотеки и называвших еретиками ее инициаторов, читальня просуществовала 5 лет. К моменту ее закрытия Т.Байрамалибеков, ставший членом городской управы, добился разрешения на открытие четырехклассной прогимназии, заложившей основы среднего образования в уезде (количество обучавшихся в ней азербайджанцев с 25 человек в 1911 г. увеличилось за три года до 62).

Педагогическая деятельность Т.Байрамалибекова также была связана и со школой мусульманского духовного общества “Зия”, ставившей целью обучение учащихся на родном языке. После закрытия (причины те же), он добился ее восстановления и преобразования в русско-татарскую (азербайджанскую) школу, а в 1913 г. был утвержден смотрителем училища. И вновь проблемы, на этот раз из-за якобы отсутствия средств в Дирекции народных училищ Бакинской губернии на содержание педагога азербайджанского языка. Для Т.Байрамалибекова преподавание русского языка азербайджанцам имело такое же значение, как и приобщение к мировой культуре на родном языке. Поэтому с согласия родителей учащихся он обратился в дирекцию за разрешением взимать с учеников плату за обучение (4 руб. в год) для оплаты труда педагога. Официальные лица уже не могли противиться, возложив преподавание непосредственно на Т.Байрамалибекова.
В этом училище он проработал до 1917 г.

После прихода к власти большевиков Т.Байрамалибекова переводят в Баку. Он становится учителем школы №67.

Некоторое время Т.Байрамалибеков являлся руководителем Лянкяранского отделения азербайджанского “Мусавата”, поэтому может возникнуть вопрос - по какой причине он не оказался интернированным новой властью? Вполне возможно, что причина кроется в отказе Т.Байрамалибекова в период гражданской войны в России оказать содействие в размещении в Лянкяране войск противника большевиков - А.Деникина. Как бы то ни было, в 1925 г. он был избран делегатом на I съезд учителей Азербайджана, стал почетным членом Союза работников просвещения. В том же году ему была назначена персональная пенсия.

Педагогическая деятельность Байрамалибекова продолжалась с незначительными перерывами почти полвека. Лишь к 60 годам он полностью отошел от преподавания. Но только для того, чтобы подготовить сборник “Фольклор Азербайджана и прилегающих стран” на основе собранных им за полвека в лянкяранских селах легенд, сказок, сказаний. Описав обычаи и обряды лянкяранцев, Т.Байрамалибеков не только предстал первым этнографом региона, но стал одним из первенцев азербайджанского краеведения.
Своими трудами он фактически создал энциклопедию Лянкяранского района того периода с обстоятельнейшим изложением состояния почти всех отраслей народного хозяйства. Талант и разносторонность Т.Байрамалибекова проявились в том, что, наряду с историей и географией он дотошно изучал сельское хозяйство, медицину и др. науки.

В 1891 г., после возвращения с краткосрочных курсов при Кавказской шелководческой станции, организованной в Тифлисе в связи с введением в программу начальных училищ занятий по шелководству, Т.Байрамалибеков подготовил информацию о рациональных способах шелководства. А параллельно взялся за организацию при Лянкяранском училище опытного хозяйства по выкормке шелковичных червей, вложив в это начинание свои сбережения. Одновременно с опытами по шелководству он заложил основу школьной пасеки. Параллельно с учетом, пусть и начального, но фельдшерского образования, а также изучения медицинской науки, Т.Байрамалибеков вылечил не мало обращавшихся к нему за помощью крестьян.

В 1892 г. он был командирован в села Лянкяранского уезда для проведения санитарной пропаганды. Кроме того, ему принадлежит инициатива в постановке проблемы осушения болот, являвшихся постоянными очагами инфекционных заболеваний в крае.

Касательно просветительской деятельности Т.Байрамалибекова целесообразно также отметить его стремление добиться равноправия в обществе между мужчиной и женщиной, первым шагом к чему он считал получение девушками-мусульманками образования. По его убеждению, в случае смерти мужа образованная жена должна самостоятельно обеспечить существование детей, не ориентируясь исключительно на родственников супруга или милосердие окружающих. Именно по этой причине он создал условия для получения своими дочерьми и племянницами образования. А его супруга Ширин ханым (ур. Талышханова, потомок владетельных ханов) первой в уезде научилась читать и писать по-русски, свободно знакомясь с художественной литературой.

Никто иной, как Т.Байрамалибеков был автором идеи создания кружка сценического искусства в Лянкяране, организовывал постановки и проведение любительских спектаклей, к которым привлекал не только учеников, но и педагогов. В 1891 г., например, была показана “Женитьба” Н.Гоголя. Эту деятельность Т.Байрамалибеков не прекращал на протяжении всего периода преподавания. Ему принадлежит заслуга в постановке пьесы первой азербайджанки-драматурга С.Ахундовой. Тем самым он впервые осуществил в Лянкяране постановки спектаклей на азербайджанском языке (сборы со спектаклей являлись средством оказания материальной помощи ученикам из семей бедняков).

Для развития театрального искусства он пригласил нескольких бакинских актеров во главе со знаменитым впоследствии трагиком Гусейном Араблинским в Лянкяран, откуда и начался его путь к славе. Биограф Г.Араблинского Сабит Рахман подчеркивает, что приглашающая сторона в лице Т.Байрамалибекова должна была материально обеспечить пребывание бакинской труппы на гастролях. Опыт Т.Байрамалибекова использовал Муслим Магомаев. М.Магомаев, в 1905-1911 гг. проживавший в Лянкяране, в 1909 г. сформировал интернациональные по составу драматические и хоровые группы, осуществлявшие постановки на азербайджанском и русском языках (пути Т.Байрамалибекова и М.Магомаева сошлись в “Бехджате”).

Теймур бек Байрамалибеков скончался 2-ого сентября 1937-ого года в Баку.


Информация о детях Т.б. Байрамалибекова:

Его сын Ибрагим - офицер Национальной армии, расстрелян большевиками

сын Мамед - гл.инженер машиностроительного з-да им. л-та Шмидта в Баку, пал во время боев за Керчь в Великой Отечественной войне

сын Идрис - окончил реальное училище, скончался молодым от плеврита

сын Исмаил - врач-лепролог, организатор и первый главврач лепрозория в Азербайджане

сын Энвер - руководитель Азербайджанской лаборатории Кавказского института минерального сырья Мингеологии СССР, преобразованной впоследствии в лабораторию ЦНИИГРИ

дочь Насиба - автор лирических стихов, скончалась в молодом возрасте,

дочь Тахмина ханым - педагог (преподавала в Баку и Агдамском районе),

дочь Рахиля ханым - доцент кафедры отоларингологии Азмединститута им.Н.Нариманова, один из самых известных специалистов в этой области в Азербайджане

дочь Марьям ханым - наряду с родным владела русским, персидским и арабским языками. Закончила Бакинскую мусульманскую школу для девочек, с золотой медалью - заведение “Святой Нины” (в 1917 г.), поступила в Московский медицинский институт (расходы по обучению взял на себя бакинский миллионер Муртуза Мухтаров), но после перехода власти в Азербайджане к большевикам вынуждена была прервать учебу. Возвратившись на родину, с помощью отца открывает в Лянкяране учебное заведение для девочек и становится его руководителем (в 20-летнем возрасте), будучи единственной в Лянкяране женщиной-педагогом. Делегат I съезда учителей СССР, где представляла всех женщин Востока. В 1927 г. поступила на юрфак Бакинского госуниверситета. После ареста в 1937 г. ее мужа (Джавад бек Мелик-Еганов - один из 16 членов азербайджанского парламента периода АДР в 1918-1920 гг.) также лишилась свободы. Была этапирована в далекий Архангельск, где потеряла зрение. Лишь в 1948 г. возвращается в Баку.



Источник:
Здесь

comments powered by Disqus