Атакишиев Рауф Исрафилович - музыкант, профессор, солист Театра оперы и балета (Баку)
[править]

1925-1994

Atakishiev Rauf.jpg
Atakishiev.jpg

Рауф Исрафилович Атакишиев родился 15 июля 1925 года Геокчае Азербайджанской ССР в семье Исрафила Атакиши оглы Атакишиева.

В 8 лет начал учиться игре на фортепиано, а в 1943 году окончил Бакинскую музыкальную школу-десятилетку и поступил в Азербайджанскую государственную консерваторию. Свои первые уроки Рауф получал у Лидии Николаевны Егоровой, а затем у Майора Рафаиловича Бреннера

В 1946 году поступил в Московскую Государственную Консерваторию по классу Константина Николаевича Игумнова. Одаренный певческим талантом он получал уроки вокала у Антонины Васильевны Неждановой.

В 1952 году Р.Атакишиев закончил аспирантуру и вернулся в Баку, где выступал как пианист и певец-солист Театра Оперы и Балета.

В 50-60-е годы много и успешно выступал как пианист с такими дирижерами как К. Элиасберг, Ниязи, К. Абдуллаев, А. Гасанов и инструменталистами И. Турич, А. Алиев, Ф. Кулиева, Р. Ахмедов.

С 1953 года начинается преподавательская деятельность в Азербайджанской консерватории, с 1969 г. он заведовал кафедрой специального фортепиано, а в 1972 году получает звание профессора.


Р.И.Атакишиев - Народный артист Азербайджанской ССР (1967), награждён Юбилейной ленинской медалью (1970), орденом Дружбы народов (1980), Почётными грамотами Президиума Верховного Совета Азербайджанской ССР и Молдавской ССР.


Умер 3 февраля 1994 года.

Жена Рауфа Исрафиловича - Зуля Львовна Атакишиева - была педагогом фортепиано в школе-десятилетке при Консерватории.


Из журнала "Шарги"[править]

Статья М.Багдасарова из книги "Видные деятели фортепианной культуры Азербайджана" (составитель Тарлан Сеидов). Баку, Ишыг, 1988[править]



ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ[править]


Агигат МАГЕРРАМОВА


В истории становления фортепианной культуры Азербайджана имя народного артиста Азербайджана, профессора Р.И. Атакишиева занимает особое место.

Недюжинно одарённый от природы, энциклопедически образованный он обладал особой силой притяжения и воздействовал как на студентов, так и коллег, независимо от их воли и желания.

Следует отметить, что Р.И. Атакишиев проработал в консерватории с 1953 по 1994, а начиная с 1968 по 1994 годы, талантливо руководил фортепианной кафедрой, проявляя на этом посту замечательный дар, столь немаловажный для руководителя - дар оценивать.

Абстрагировавшись от своего видения и слышания того или иного произведения, Рауф Исрафилович умел правильно понять и оценить, отметить и принять тонкости, возможно и не близкие его стилю исполнения, и в этом, безусловно, проявлялась тайна талантливой личности.

Общение с ним или хотя бы наблюдение со стороны, могли дать очень многое ищущему музыканту. Формально не относясь к числу его учеников, многие музыканты Азербайджана стали вдохновенными воплотителями его идей.

Отмечая наиболее характерные черты пианистического искусства Атакишиева, следует обратить внимание на необычайную эмоциональную выразительность, прекрасное владение красками фортепиано, а главное – глубокую содержательность исполнения.

Выдающийся дирижёр и композитор Ниязи, отмечая пианистическое искусство Р.И. Атакишиева, писал: «В наших совместных музицированиях Атакишиев Р.И. всегда оказывался глубоким музыкантом и вдумчивым пианистом, увлекая оркестр и слушателей непосредственной яркостью своего исполнения. Его выступления, будь-то с концертом Листа или же Чайковского, постоянно вызывали одобрение и горячий отклик у широкой музыкальной общественности и нашего народа, признавших Атакишиева Р. лучшим пианистом Азербайджана».

Педагогическое и исполнительское творчество Р.И. Атакишиева было прямым продолжением традиций русского пианизма.

В формировании целостного музыкально-творческого стиля Атакишиева сказался и академический профессионализм М.Р.Бреннера, и углублённая образно-художественная содержательность К.Н. Игумнова, и повышенная экспрессия Я.В.Флиера.

Необходимо отметить и тот факт, что колоссальное влияние на Р.И. Атакишиева оказали занятия вокалом с легендарной певицей А.В. Неждановой, а также с В.В. Барсовой.

«Таким образом, - пишет один из основателей фортепианного музыкознания в республике Т. Сеидов, - обучаясь одновременно по двум специальностям, Атакишиев впитал в себя лучшие традиции русской вокальной и фортепианной школ, которые воссоединились в его жизни, как две взаимообогащающие сферы музыкально-исполнительского искусства».

Под влиянием столь разных художественно-эстетических направлений создавалась фортепианная школа Р.И. Атакишиева, которую прошли многие азербайджанские пианисты, среди которых – народный артист республики пианист и композитор Р. Бабаев, народный артист республики пианист и дирижёр Ялчын Адигезалов, лауреаты международных конкурсов: народный артист республики Мурад Адигезалзаде, заслуженный артист республики Васиф Гасанов, заслуженная артистка республики Самира Ашумова, Борис Гуслицер, Рауф Касимов, Лала Мустафазаде; заслуженная артистка республики Ульвия Велиева, лауреат Закавказского конкурса Гаджибаба Алиев и многие другие.

Прежде чем дать представление об особенностях педагогического стиля Р.И Атакишиева, где в полной мере раскрылись все грани его таланта, следует отметить, что существует теория о наличии в музыкальной педагогике двух типов преподавателей. У педагогов первого типа преобладает принцип эмоционального воздействия, то есть обучающий, прежде всего, влияет на эмоциональную сферу ученика и таким образом стимулирует работу его художественного воображения.

В основу педагогики второго типа положено формирование музыкального разума, познание музыки «изнутри», изучение её закономерностей. Следует сразу оговориться, что в «чистом виде» типы эти не встречаются, так как на практике они взаимодействуют и дополняют друг друга. И всё же акценты на ту или иную сторону обучения бывают порой очень ощутимы. В педагогике Атакишиева в равной мере счастливо соединились оба направления.

Одним из важнейших требований Атакишиева – педагога, воспитанного на лучших традициях русского пианизма и вокального искусства было особое отношение к звукоизвлечению.

Прекрасно владея всем разнообразием звуковой палитры, Р.И. Атакишиев уже первым прикосновением к клавишам раскрывал обертоновое богатство звука и того же требовал от своих студентов. Терпеливо добиваясь звуковой гибкости, певучести и выразительности фразировки, Атакишиев не терпел в исполнении ни малейшей фальши и выспренности.

Высказывание Я.И. Мильштейна о том, что «…только из певучести может вырасти подлинное пианистическое мастерство» и, что пение является «жизненной основой музыки» стало для фортепианной методики Р.И Атакишиева определяющим.

Принцип вокального интонирования, присущий русской фортепианной педагогике, наиболее полно проявился в педагогическом творчестве Атакишиева, тем самым, свидетельствуя о прямой преемственности фортепианно-исполнительских традиций, в азербайджанской фортепианной культуре.

Одно из главных мест в своей педагогической деятельности Р.И. Атакишиев отводил вопросам совершенствования технического мастерства, прекрасно понимая, что без технического совершенства трудно и практически невозможно выявить все красоты и тонкости исполняемого произведения и сделать его созвучным времени.

Зная досконально все сложности технического процесса изнутри, Р.И. Атакишиев, тем не менее, не рассматривал технику как самоцель, а всегда как средство к воплощению художественного образа и мог одним, двумя штрихами помочь студенту в преодолении многих трудностей.

Работа в классе профессора Атакишиева никогда не была сухой и схоластичной. Всё здесь было подчинено раскрытию внутреннего образа и логике произведения.

Педагогическое мастерство профессора Атакишиева было неразрывно связано с его художественным и артистическим обликом.

Вопрос воспитания инициативного художника, стремящегося выразить в звуках своё мироощущение и проникнуть в глубь исполняемого произведения, был одним из определяющих в педагогике Р.И. Атакишиева.

Однако следует отметить, что при определенной свободе трактовки произведения Атакишиев никогда не допускал произвола в толковании авторского замысла.

Изучая всестороннюю музыкально-творческую деятельность Р.И. Атакишиева, профессор Т.М. Сеидов отмечает, что «В сфере преподавания его богатая художественная натура раскрылась новыми гранями. В Атакишиеве пробудились интерес к обучающимся в его классе молодым пианистам, особое умение передавать свои знания и удивительно тонкий педагогический такт. Все эти способности, образуя единство, обеспечили успешность его музыкально-педагогической деятельности».

Сущность школы Атакишиева составляли: высокий профессионализм, духовная культура, интеллигентность и одновременно с этим, высокая эмоциональная наполненность, а большой такт и мастерство взыскательного художника давали ему возможность найти путь к самым сокровенным глубинам души.


Источник: ЗДЕСЬ


comments powered by Disqus