1864-1940
Его дед был шейхульисламом закавказских мусульман и жил в Тбилиси, а отец преподавал в мусульманской школе этого города. В доме отца часто собирались азербайджанские интеллектуалы, среди которых был и крупный писатель и просветитель Мирза Фатали Ахундов (1812-1878). Они вели дискуссии о судьбе своего народа, о политической ситуации в стране. Эти беседы оказали огромное влияние на формирование взглядов Али Хусеин–Заде.
В 1885-1889 гг. он обучался в Санкт-Петербургском университете, на физико-математическом факультете и одновременно посещал занятия на восточном факультете. После окончания учебы Хусеин-Заде приезжает в Стамбул и в 1889-1894 гг. продолжает учебу в военно-медицинском училище.
В 1903-1910 гг. он жил и работал в Баку, а с 1910 г. до самой своей смерти в 1940 г. – в Турции. Али Хусеин-Заде стал первым азербайджанским мыслителем, который активно интересовался идеями тюркизма и их политической актуальностью для тюркских народов. В 1904 г., же после выхода статьи Юсуфа Акчуры
«Три вида политики»
Хусеин-заде вступает в полемику с Акчурой, считая несколько искусственным разделение между исламизмом и тюркизмом. В своих более поздних статьях,опубликованных в газете «Хаят» («Жизнь) в 1905 г. и журнале «Фуюзат» («Плодородие») он сформулировал три принципа, необходимых для выживания и прогресса народа:
По его словам, «этот путь означает, что мы должны быть воодушевлены тюркскими чувствами, верить в ислам и должны обогащать себя плодами современной европейской цивилизации». Обратим внимание, что Хусеин-Заде первым в тюркском мире выдвинул три указанных принципа, которые впоследствии были развиты и дополнены Зией Гекалпом.