Рецензия на книгу Эльдара Исмайлова «Георгиевские кавалеры – азербайджанцы»
За 148 лет существования императорского ордена Святого Великомученика и Победоносца Георгия за безупречную военную службу им и приравненным к нему знаками отличия были награждены 19 азербайджанцев. Это при том, что мусульмане в русскую армию не призывались и служили там только на добровольных началах. В книге приведены интересные данные о количестве мусульман, служивших в русской армии в разные периоды русской истории.
Учитывая, что азербайджанцы никогда не составляли более 7–10 процентов общего числа российских мусульман, можно понять, что 19 человек – довольно большой показатель для народа, представители которого не составляли и трети процента личного состава армии Российской империи.
Перефразировав знаменитое высказывание А.В.Суворова, скажем, что в ратных делах важно не количество, а качество. И здесь, как свидетельствует книга Э.Исмайлова, наши земляки зарекомендовали себя с наилучшей стороны. Во-первых, только два человека из 19 получили Георгиевские кресты по выслуге лет – за 25-летнюю военную службу, что само по себе очень почетно. Остальные были награждены за конкретные боевые подвиги. Кроме того, из трех мусульман, удостоенных ордена Св. Георгия III степени за все время его существования, двое были азербайджанцами. Это генерал-лейтенант Самед-бек Мехмандаров и генерал-адъютант Гусейн-Хан Нахичеванский.
Кстати, Г.Нахичеванский был единственным мусульманином, удостоенным столь высокого генеральского звания за боевые заслуги, а С.Мехмандаров был также одним из восьми русских полководцев, награжденных в Первую мировую войну георгиевским оружием, украшенным бриллиантами. Причем, по изволению Императора Николая II прославленный артиллерист был третьим награжденным, в то время как Великий Князь Николай Николаевич-младший получил оружие пятым, а генерал А.И.Деникин – восьмым.
Все наслышаны о подвигах сконструированного И.И.Сикорским русского военного самолета «Илья Муромец» во время Первой мировой войны. Однако не все знают о том, что одним из членов его экипажа был первый военный летчик – азербайджанец Фаррух ага Гаибов, погибший в этом самолете и удостоенный посмертно ордена Св. Георгия IV степени. В книге Э.Исмайлова также упоминается о династиях воинов-азербайджанцев, каждое поколение которых, служившее в царской армии, было отмечено Георгиевскими орденами. Это – Ханы Нахичеванские и Беки Новрузовы.
На примере этих семей убеждаешься в удивительном духе военного братства, царившего в русской армии, преданности русской элиты военным традициям и глубоком уважении членов царской семьи ко всем воинам, независимо от их национальности или религии. Так, имя Керим-бека Новрузова, награжденного орденом Св. Георгия IV степени в период Кавказской войны, было прославлено в песне Нижегородского полка, в составе которого он воевал. Георгиевским кавалером был также и племянник Керим-бека – Теймур-бек Новрузов, отличившийся в Первую мировую.
Э.Исмайлов приводит воспоминания русских эмигрантов о первых годах эмигрантской жизни Т.Новрузова в Ницце. Когда работавший маляром герой гордо проходил с ведром краски под окнами других русских эмигрантов, князь Владимир Вяземский обращал на него внимание своих детей. При этом князь рассказывал им о храбрости рода Новрузовых и учил песне «нижегородцев», прославлявшей подвиг Новрузова-старшего.
С Новрузовым-младшим связана также и переписка императрицы Александры Федоровны и Николая II. Лечившийся от ранения в царскосельском лазарете, Т.Новрузов неоднократно приглашался на чаепитие императрицей, патронировавшей лазарет. При этом своей удалью и остроумием он завоевал ее доброе расположение и прозвище «мой хулиган», под которым неоднократно фигурировал в письмах Александры Федоровны супругу. Сам же император слал в лазарет телеграммы восхищения храбростью своих офицеров, среди которых был и Т.Новрузов. Интересно, поможет ли чтение подобных книг, чтобы привить некоторым представителям нынешней политической и военной элиты России такое же отношение ко всем соотечественникам?
История знает немало примеров того, как перемены и социально-экономическая нестабильность приводили к нежелательным для общества обострениям социальных недугов. Вовремя заметить этот процесс и предотвратить его наихудшие последствия – забота любой власти. И не случайно в ходе первого празднования Дня национального единства 4 ноября, неоднократно указывалось на роль народов России, в первую очередь татар и других жителей Поволжья в прекращении Смутного времени. Это означает, что власть чувствует ответственность перед будущим страны и создает предпосылки для того, чтобы новая русская идентичность включала в себя идентичность российскую, признающую роль всех народов России, их ближайших соседей, в деле становления и укрепления российской государственности.
Фуад ГАДЖИЕВ
Сайт: Здесь