1915 - 1980

Abdulaev Alibala.jpg

Азербайджанский советский танцовщик, балетмейстер. Народный артист Азерб. ССР (1959).

Родился 23 марта 1915 года.

Участвовал в хореографическом кружке профсоюза печатников. В 1935 году поступил в танцевальный ансамбль Азербайджанской филармонии (Баку).

С 1941 года - художественный руководитель танцевальной группы ансамбля песни и пляски Азербайджанской филармонии. Яркий исполнитель народных танцев, Абдуллаев осуществил также ряд постановок в Ансамбле народного танца СССР, танцев в спектаклях театров Баку (”Аршин мал алан” У. Гаджибекова в Театре музкомедии, “Ашик Гариб” 3. Гаджибекова и “Даиси” Палиашвили - в Театре оперы и балета).

Умер Али Бала в Баку 9 августа 1980 года.


Источник:
Театральная энциклопедия

Вспоминает Егана Мамедова[править]

Алибаба (именно так он сам себя называл) Абдуллаев преподавал народные танцы в Азербайджанском Педагогическом Институте русского языка и литературы им. Ахундова.

В ансамбле у нас были одни девочки, как шутил Алибаба муаллим: "Я, Алибаба, и мои 40 разбойниц". Мне посчастливилось попасть в его ансамбль, в основном, из-за среднего роста, худобы, чувства ритма и слуха. Больше ничего не требовалось. Мы надевали одинаковые костюмы, на голову повязывали чалму или заплетали косы и становились абсолютно похожи.

Алибаба муаллим был импульсивным, фанатично оттачивал рисунок танца, избегал повторов движений, поставленных Аминой Дильбази и другими преподавателями танца. За три дня новый номер был готов к показу, а ведь мы были не профессионалами, а студентками, которым нужно было еще заниматься в библиотеке, учить основные предметы.

Но у нашего педагога был талант организатора. От самой первой девочки, выходящей на сцену, зависела красота линии полукруга, и именно ее он тщательно тренировал. Мы танцевали "Яллы", "Азербайджанскую свадьбу" (постановщик Алибаба Абдуллаев), "Русский танец", "Нялбяки" (блюдце).

На всех праздниках в нашем институте обязательно был исполняемый нами номер. Также мы выступали на концертах во Дворце Республики. Нас показывали по телевидению.

Были у Алибабы муаллима свои любимчики: старшекурсница Роза, танцевавшая мужской танец, Нармина, выходившая на сцену первой в череде танцоров, Нина - русская красавица, и еще несколько талантливых девочек, и я, которую он назначил старостой в ансамбле.

Однажды он, не сумев добиться грации в движениях танцовщиц, надел платье, прикрыл лицо фатой, натянул полупрозрачные перчатки и показал нам, как плавно должна нести себя девушка, резко поворачиваться в смятении, обняв одной рукой талию и заведя другую за спину, буквально на цыпочках метаться по сцене, разрываясь между желанием быть с любимым и страхом позора... Это был мастер-класс!
За год обучения он научил нас понимать его с полуслова: диктовал нам названия движений, следующих одно за другим, и танец ставился на глазах.

Алибаба муаллим был предан танцу, он буквально жил своей работой, гордился ею и умел вести за собой других в прекрасный мир искусства.

"Покажите яснее лицо! A на лице должна быть улыбка!" - вот его слова.
Я уверена, что все, танцевавшие в ансамбле студентки, впоследствии ставшие педагогами, на всю жизнь запомнили своего учителя и сохранили любовь к танцу.

comments powered by Disqus