Ямпольский Борис Самойлович - писатель[править]

1912 - 1972

Yampolsky Boris.jpg

Борис Ямпольский родился в Белой церкви, в Киевской области 21 августа 1912. Впечатления еврейского детства в Белой Церкви всю жизнь питали его творчество. В 1927 г. Ямпольский уехал из города, сотрудничал в редакциях газет — сначала в Баку, позднее — в Новокузнецке.

Отдельными изданиями вышли его рассказ «Они берегут ненависть» (Тифлис) и сборник очерков «Ингилаб. Азербайджанское социалистическое строительство» (М.—Л., 1931). В 1937–41 гг. учился в Литературном институте имени М. Горького.

После опубликования первой повести «Ярмарка» (журнал «Красная новь», №3, 1941; отдельное издание — М., 1942), проникнутой грустным еврейским юмором, Ямпольский получил известность.
Рисуя хождения тетушки и ее племянника-полусироты в поисках места для мальчика, автор «Ярмарки» одну за другой развенчивает иллюзии дореволюционного еврейства о возможных путях к счастью; после двух десятилетий советской власти Ямпольский не упоминает ни о революции, ни о классовой борьбе. Местечко представлено в повести средоточием нищеты и местом исхода евреев в разные концы света. Но одновременно писатель видит в местечке, символически названном Иерусалимкой, единственную форму коллективного выживания евреев.

В 1941 году окончил Литературный институт им. А.Горького.

Во время войны 1941-1945 годов - специальный корреспондент газет “Красная Звезда”, “Известия”. Писал очерки и репортажи из блокадного Ленинграда. Около полугода он провел в партизанских соединениях Белоруссии, опубликовал много очерков и рассказов о войне:

  • «Зеленая шинель», «Не будет пощады» и другие (1941);
  • «Чужеземец», «Дух наступления», «Сын народа», «На Волге», «Румыны», «На Украине» (1942);
  • «30 дней в тылу врага», «Последний житель», «Партизанские будни», «На воздушном линкоре», «Партизанский командир» и другие (1943);
  • «Кавалерийский офицер», «Земля опаленная», «У ворот Львова» (1944);
  • «Маньчжурские записи» (1946) и другие.

Повесть «Дорога испытаний» (1955) — о закалке характера, о становлении советского солдата-бойца в войне против фашизма. Критика отмечала присущий этой повести романтический пафос, соединенный с историзмом восприятия; стиль, сочетающий тяготение к гиперболе, к гротеску с элементами документализма, дневникового слога.

Опубликованы были повести «Три весны» (1962), «Молодой человек» (1963) и др.

Еврейская тема проходит через все творчество Ямпольского, особенно ярко она проявилась в повести “Мальчик с Голубиной улицы” (1959) и в воспоминаниях “Последняя встреча с Василием Гроссманом”.

Катастрофа европейского еврейства, отношение населения оккупированных территорий к евреям нашли отражение в произведениях, впервые изданных уже после распада Советского Союза, через 20 лет после смерти писателя: «Чудо», «Десять лилипутов на одной кровати», «Близнецы», «Киевский рассказ» («Избранное», М., 1995, 1999).

Произведения Ямпольского переводились на многие иностранные языки.

Умер писатель в 1972 году в Москве.

У Ямпольского не было семьи, поэтому в начале 1970-х гг. смертельно больной писатель передал на сохранение разным лицам рукописи неопубликованных и незавершенных произведений.

В годы «перестройки» увидели свет роман «Московская улица», воспроизводивший атмосферу послевоенного террора и испепеляющего страха (журнал «Знамя», №2–3, 1988; отдельное изд. под названием «Арбат, режимная улица», М., 1997); воспоминания Ямпольского о Ю. Олеше «Да здравствует мир без меня» и «Последняя встреча с Василием Гроссманом» (журнал «Дружба народов», №2, 1989; включены также в книгу «Арбат, режимная улица»); рассказы «Отец» и «Девочка Пикассо» (журнал «Октябрь», №8, 1991,); роман «Знакомый город» (журнал «Октябрь», №8, 1992,); неоконченная повесть «Ваша явка обязательна» (в сб. «Свидетельство Бориса Ямпольского», М., 1990, составитель И. Константиновский).


Yampolsky Dubulti Fidler.jpg


Фотографии из архива Юрия Фидлера любезно предоставлены сайту Наталией Портновой.

"В памяти остался чрезвычайно спортивный, подтянутый человек, "без возраста", всегда пропадающий на корте, с ракеткой в руке. Всегда одинокий, без семьи, ее у него не было. Отношения с дедушкой[1] были очень теплыми, была переписка, дарил деду все свои книги. Охотно фотографировался, вернее давал дедушке исполнить этот ритуал..." Н.Портнова

  1. Юрией Фидлером
comments powered by Disqus