(Новая страница: «== '''Церковь домовая в память Св. Благоверного и Великого Князя Александра Невского при Бак…»)
 
 
(не показано 5 промежуточных версий 2 участников)
Строка 1: Строка 1:
 
== '''Церковь домовая в память Св. Благоверного и Великого Князя Александра Невского при Бакинском Техническом училище''' ==
 
== '''Церковь домовая в память Св. Благоверного и Великого Князя Александра Невского при Бакинском Техническом училище''' ==
 +
'''1894 - 1902'''<br>'''1902 - ???'''<br><br>
 +
В общее число православных храмов города Баку входит и домовая церковь во имя Св. Благоверного и Великого Князя Александра Невского – при Бакинском Техническом училище.<br>Краткая история храма в зависимости от жизни своей школы может быть разделена на два периода.<br>
  
В общее число православных храмов города Баку входит и домовая церковь во имя Св. Благоверного и Великого Князя Александра Невского – при Бакинском Техническом училище.<br>Краткая история храма в зависимости от жизни своей школы может быть разделена на два периода.<br>Основание храма относится еще к тому времени, когда в Баку существовало лишь городское ремесленное училище в память Государя Императора Александра II, учрежденное в 1888 году 8 ноября. Инициатива сооружения при названном училище домовой церкви принадлежала г. инспектору (впоследствии директору) училища Михаилу Иосифовичу Михалевскому и законоучителю городских школ о. Михаилу Земскому. 14 октября 1892 года о. Земский подал на имя г. председателя Училищной комиссии рапорт с предложением устроить при ремесленном училище «подвижную» церковь для учащих и учащихся в городских школах». Свое предложение о. законоучитель мотивировал тем, что дети, и учащие, благодаря недостатку в городе Баку в то время церквей лишены были возможности посещать богослужение в праздничные и воскресные дни. Проектируемый «подвижной» храм желательно было соорудить при ремесленном, а не каком-либо другом городском училище исключительно потому, что г. инспектор уступал под домовую церковь чертежный зал и обещал свое безвозмездное содействие при производстве работ и постановке иконостаса. Предложение о. Земского было одобрено в училищной комиссии и для разработки данного вопроса была выделена особая подкомиссия из четырех лиц православного вероисповедания. Труды последней закончились тем, что Дума от 30 декабря 1892 года постановила внести в смету 1893 года на устройство «подвижной» церкви при ремесленном училище расход – в сумме одной тысячи пятисот рублей единовременно и четырехсот рублей ежегодного пособия. Г. городской голова Деспот-Зенович, доводя об этом до сведения Его Высокопреосвященства, Архиепископа и Экзарха Грузии, 11 марта 1893 года просил Архипастырского благословения на сооружение церкви Св. Благоверного и Великого Князя Александра Невского. Высокопреосвященный Экзарх Грузии Владимир ответом от 19 марта того же года за №831 уведомил г. городского голову о неимении препятствий к выполнению доброго дела, «призывая Божие споспешествующее благословение к скорейшему осуществлению такого благого начинания». При этом Архипастырь выразил желание, чтобы помещение для предполагаемой домовой церкви было отведено «благоприличное, подобающее святыне».<br>По различным обстоятельствам торжество освящения храма оттягивалось и могло состояться лишь 19 февраля 1894 года. Чин освящения храма и Божественную литургию совершал Благочинный церквей Бакинской губернии – протоиерей о. А. И. Юницкий в сослужении священников – о. Бидзины Габараева и о. Михаила Земского. Училищное торжество почтили своим присутствием Его Превосходительство г. Бакинский вице-губернатор П. А. Лилеев, городской голова Деспот-Зенович, гласные Думы православного исповедания и много сторонних лиц. Храм помещался в наемном каменном одноэтажном корпусе – под кировою крышей, на Балаханской улице (вблизи Михайловской больницы) в 3-й части города; над ним наверху был поставлен деревянный крест. Благодаря небольшим своим размерам (длина – 25 аршин [17,8 м], ширина – 9 аршин [6,4 м] и высота – 5,5 аршин [3,9 м]) церковный зал был тесен и темен (свет падал с одной стороны). Иконостас был поставлен в нем деревянный – одноэтажный, выкрашен под цвет орехового дерева; иконы в нем были небольшие и самого простого письма. Из церковной утвари и священных облачений имелось лишь самое необходимое.<br>Резолюцией Высокопреосвященного Экзарха Владимира от 10 ноября 1893 года заведывание храмом поручалось законоучителю городских школ – священнику о. М. Земскому.<br>1 сентября 1896 года в жизни ремесленного училища произошла большая перемена: оно было преобразовано в низшее техническое с ремесленной при нем школой; тогда же была открыта вакансия штатного законоучителя, который являлся и настоятелем училищной церкви. <br>После тринадцати лет пребывания училища в наемном, довольно плохом помещении, училище должно было перейти в новое, для него приспособленное здание (здание АЗИ – нефтяной академии), в котором был сооружен зал специально для училищной церкви. 14 мая 1901 года, в день священного коронования их Императорских Величеств, после богослужения в училищной церкви был совершен крестный ход – в сопровождении учащихся и множества народа – на постройку нового здания, где после положенного молебствия был поднят крест над куполом будущей церкви.<br>С переходом училища в собственное здание новое помещение для церкви было готово для освящения лишь к началу февраля месяца 1902 года. На ходатайство училищного начальства перед Его Высокопреосвященством, Архиепископом и Экзархом Грузии, о разрешении совершить освящение нового храма, Высокопреосвященнейший Экзарх Грузи Алексий ответом от 25 января 1902 года за № 372 уведомил г. попечителя Кавказского учебного округа, что освящение новоустроенной домовой церкви при Бакинском техническом училище он поручил совершить 3 февраля благочинному церквей Бакинской губернии протоиерею о. А. И. Юницкому. Однако по непредвиденным обстоятельствам в назначенный день освящения не состоялось и торжество было перенесено на 10 число того же месяца. За отъездом протоиерея А. И. Юницкого чин освящения храма, по поручению Владыки – Экзарха, совершил священник о. Бидзина Габараев совместно с законоучителем мужской гимназии священником о. Василием Федоровым и законоучителем училища священником о. Павлом Никитиным. Празднество училища почтили все преподаватели училища, учащиеся и множество родителей.<br>Новый храм во всем существенно отличался от предыдущего, хотя далеко еще не все было приведено к желательным результатам и многое носило характер временной отделки. Не считая огромного зала, прилегающего к церкви с западной стороны, размеры самого храма почти вдвое превышают величину старой церкви.<br>Св. престол, имея в квадрате полтора аршина, был сделан из ясеневого дерева с кипарисовою верхней доской и кипарисовым крестом под ним; жертвенник – пятиугольной формы – по величине почти равен престолу. Временно был поставлен иконостас из старой церкви. Уже и при такой обстановке храм являлся вполне достойным местом общественной молитвы, явно свидетельствующим о пребывающей в нем, как доме Божьем, благодати Божественной. Но внешняя обстановка храма совершенно изменилась после того, когда, благодаря энергичной деятельности директора училища М. Г. Михалевского, в нем был поставлен фаянсовый (белый с позолотой) иконостас, с двумя такими же массивными заклиросными киотами, стоимостью в 10500 рублей, приобретенный (с рассрочкой платежа на несколько лет) в Москве на фабрике фаянсовых изделий Товарищества Кузнецова. Для нового иконостаса были изготовлены хорошей живописи новые иконы в Киево-Печерской Лавре (в количестве пятидесяти трех, на сумму – одна тысяча триста сорок рублей). Распределение икон в четырех ярусах иконостаса сделано согласно установившегося церковного порядка, а именно: в нижнем ярусе по обеим сторонам «местных икон» помещены изображения или наиболее чтимых святых (Великомученика Пантелеймона и Св. Феодосия), или изображения святых, являющихся «светочами» в преподании христианских истин юношам школы (Св. Апостолы Петр и Павел, отцы и учители церкви – Св. Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, первоучители славянские Св. Кирилл и Мефодий, во втором – иконы двенадцати праздников, в третьем – лики Св. Апостолов и в четвертом – лики Св. Пророков. Наверху иконостас заканчивался рядом фаянсовых же крестов. В заклиросных киотах помещены четыре пожертвованные иконы (две – большого размера и две – круглых маленьких), из коих две больших – Св. Николая (на правой стороне) и Казанской Божьей Матери (на левой) написаны на кипарисовых досках в Новом Афоне и стоимостью своей немного превышают триста двадцать пять рублей. Как днем при освещении с двух сторон (по шести больших окон с южной и северной стороны в одном церковном зале), так и ночью при электрическом освещении иконостас и живопись храма производят глубокое впечатление на душу верующего христианина.<br>Благодаря доброхотным пожертвованиям потомственного почетного гражданина Н. А. Терентьева, умершей домовладелицы Байковой и некоторых других лиц, церковь обогатилась такими ценными принадлежностями, как например: хорошей плащаницей, пятиглавым вызолоченным ковчегом, запрестольными иконами – крестом и изображением Богоматери, бронзовыми вызолоченными хоругвями, священническими облачениями и облачениями на престол и жертвенник, и другими. По открытии мощей Св. Серафима пожертвована икона Преподобного с фаянсовым киотом. Кроме того, за счет церкви приобретены с фабрики же Кузнецова фаянсовые подсвечники в количестве 10 штук на 45 рублей.<br>Вообще нужно сказать, что в церкви училища имеется все необходимое и наилучшего (сравнительно) качества.<br>Освящение нового иконостаса состоялось 1-го октября 1902 года.<br>'''''1905 г.'''''
+
Основание храма относится еще к тому времени, когда в Баку существовало лишь городское ремесленное училище в память Государя Императора Александра II, учрежденное в 1888 году 8 ноября - на Балаханской улице (ул. Басина/Физули), возле Михайловской больницы.<br>  
 +
Инициатива сооружения при названном училище домовой церкви принадлежала г. инспектору (впоследствии директору) училища Михаилу Иосифовичу Михалевскому и законоучителю городских школ о. Михаилу Земскому.  
 +
 
 +
14 октября 1892 года о. Земский подал на имя г. председателя Училищной комиссии рапорт с предложением устроить при ремесленном училище «подвижную» церковь для учащих и учащихся в городских школах». Свое предложение о. законоучитель мотивировал тем, что дети, и учащие, благодаря недостатку в городе Баку в то время церквей лишены были возможности посещать богослужение в праздничные и воскресные дни.<br>
 +
Проектируемый «подвижной» храм желательно было соорудить при ремесленном, а не каком-либо другом городском училище исключительно потому, что г. инспектор уступал под домовую церковь чертежный зал и обещал свое безвозмездное содействие при производстве работ и постановке иконостаса.  
 +
 
 +
Предложение о. Земского было одобрено в Училищной комиссии и для разработки данного вопроса была выделена особая подкомиссия из четырех лиц православного вероисповедания.<br>
 +
Труды последней закончились тем, что Дума от 30 декабря 1892 года постановила внести в смету 1893 года на устройство «подвижной» церкви при ремесленном училище расход – в сумме одной тысячи пятисот рублей единовременно и четырехсот рублей ежегодного пособия. Г. городской голова Деспот-Зенович, доводя об этом до сведения Его Высокопреосвященства, Архиепископа и Экзарха Грузии, 11 марта 1893 года просил Архипастырского благословения на сооружение церкви Св. Благоверного и Великого Князя Александра Невского.<br>
 +
Высокопреосвященный Экзарх Грузии Владимир ответом от 19 марта того же года за №831 уведомил г. городского голову о неимении препятствий к выполнению доброго дела, «призывая Божие споспешествующее благословение к скорейшему осуществлению такого благого начинания». При этом Архипастырь выразил желание, чтобы помещение для предполагаемой домовой церкви было отведено «благоприличное, подобающее святыне».
 +
 
 +
По различным обстоятельствам торжество освящения храма оттягивалось и могло состояться лишь 19 февраля 1894 года.<br>
 +
Чин освящения храма и Божественную литургию совершал Благочинный церквей Бакинской губернии – протоиерей о. А. И. Юницкий в сослужении священников – о. Бидзины Габараева и о. Михаила Земского.<br>
 +
Училищное торжество почтили своим присутствием Его Превосходительство г. Бакинский вице-губернатор П. А. Лилеев, городской голова Деспот-Зенович, гласные Думы православного исповедания и много сторонних лиц.  
 +
 
 +
Храм помещался в наемном каменном одноэтажном корпусе – под кировою крышей, на Балаханской улице (вблизи Михайловской больницы) в 3-й части города; над ним наверху был поставлен деревянный крест. Благодаря небольшим своим размерам (длина – 25 аршин [17,8 м], ширина – 9 аршин [6,4 м] и высота – 5,5 аршин [3,9 м]) церковный зал был тесен и темен (свет падал с одной стороны).
 +
 
 +
Иконостас был поставлен в нем деревянный – одноэтажный, выкрашен под цвет орехового дерева; иконы в нем были небольшие и самого простого письма. Из церковной утвари и священных облачений имелось лишь самое необходимое.<br>
 +
 
 +
Резолюцией Высокопреосвященного Экзарха Владимира от 10 ноября 1893 года заведывание храмом поручалось законоучителю городских школ – священнику о. М. Земскому.<br>
 +
 
 +
1 сентября 1896 года в жизни ремесленного училища произошла большая перемена: оно было преобразовано в низшее техническое с ремесленной при нем школой; тогда же была открыта вакансия штатного законоучителя, который являлся и настоятелем училищной церкви.  
 +
 
 +
После тринадцати лет пребывания училища в наемном, довольно плохом помещении, училище должно было перейти в новое, для него приспособленное здание (здание АЗИ – Нефтяной Академии), в котором был сооружен зал специально для училищной церкви.<br>
 +
14 мая 1901 года, в день священного коронования их Императорских Величеств, после богослужения в училищной церкви был совершен крестный ход – в сопровождении учащихся и множества народа – на постройку нового здания, где после положенного молебствия был поднят крест над куполом будущей церкви.
 +
 
 +
С переходом училища в собственное здание новое помещение для церкви было готово для освящения лишь к началу февраля месяца 1902 года.<br>
 +
На ходатайство училищного начальства перед Его Высокопреосвященством, Архиепископом и Экзархом Грузии, о разрешении совершить освящение нового храма, Высокопреосвященнейший Экзарх Грузи Алексий ответом от 25 января 1902 года за № 372 уведомил г. попечителя Кавказского учебного округа, что освящение новоустроенной домовой церкви при Бакинском техническом училище он поручил совершить 3 февраля благочинному церквей Бакинской губернии протоиерею о. А. И. Юницкому. Однако по непредвиденным обстоятельствам в назначенный день освящения не состоялось и торжество было перенесено на 10 число того же месяца.<br>
 +
За отъездом протоиерея А. И. Юницкого чин освящения храма, по поручению Владыки – Экзарха, совершил священник о. Бидзина Габараев совместно с законоучителем мужской гимназии священником о. Василием Федоровым и законоучителем училища священником о. Павлом Никитиным. Празднество училища почтили все преподаватели училища, учащиеся и множество родителей.<br>
 +
 
 +
Новый храм во всем существенно отличался от предыдущего, хотя далеко еще не все было приведено к желательным результатам и многое носило характер временной отделки. Не считая огромного зала, прилегающего к церкви с западной стороны, размеры самого храма почти вдвое превышают величину старой церкви.<br>Св. престол, имея в квадрате полтора аршина, был сделан из ясеневого дерева с кипарисовою верхней доской и кипарисовым крестом под ним; жертвенник – пятиугольной формы – по величине почти равен престолу.<br>
 +
Временно был поставлен иконостас из старой церкви.<br>
 +
Уже и при такой обстановке храм являлся вполне достойным местом общественной молитвы, явно свидетельствующим о пребывающей в нем, как доме Божьем, благодати Божественной.  
 +
 
 +
Но внешняя обстановка храма совершенно изменилась после того, когда, благодаря энергичной деятельности директора училища М. Г. Михалевского, в нем был поставлен фаянсовый (белый с позолотой) иконостас, с двумя такими же массивными заклиросными киотами, стоимостью в 10500 рублей, приобретенный (с рассрочкой платежа на несколько лет) в Москве на фабрике фаянсовых изделий Товарищества Кузнецова.  
 +
 
 +
Для нового иконостаса были изготовлены хорошей живописи новые иконы в Киево-Печерской Лавре (в количестве пятидесяти трех, на сумму – одна тысяча триста сорок рублей). Распределение икон в четырех ярусах иконостаса сделано согласно установившегося церковного порядка, а именно: в нижнем ярусе по обеим сторонам «местных икон» помещены изображения или наиболее чтимых святых (Великомученика Пантелеймона и Св. Феодосия), или изображения святых, являющихся «светочами» в преподании христианских истин юношам школы (Св. Апостолы Петр и Павел, отцы и учители церкви – Св. Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, первоучители славянские Св. Кирилл и Мефодий, во втором – иконы двенадцати праздников, в третьем – лики Св. Апостолов и в четвертом – лики Св. Пророков.<br>
 +
Наверху иконостас заканчивался рядом фаянсовых же крестов. В заклиросных киотах помещены четыре пожертвованные иконы (две – большого размера и две – круглых маленьких), из коих две больших – Св. Николая (на правой стороне) и Казанской Божьей Матери (на левой) написаны на кипарисовых досках в Новом Афоне и стоимостью своей немного превышают триста двадцать пять рублей.<br>
 +
Как днем при освещении с двух сторон (по шести больших окон с южной и северной стороны в одном церковном зале), так и ночью при электрическом освещении иконостас и живопись храма производят глубокое впечатление на душу верующего христианина.<br>
 +
 
 +
Благодаря доброхотным пожертвованиям потомственного почетного гражданина Н. А. Терентьева, умершей домовладелицы Байковой и некоторых других лиц, церковь обогатилась такими ценными принадлежностями, как например: хорошей плащаницей, пятиглавым вызолоченным ковчегом, запрестольными иконами – крестом и изображением Богоматери, бронзовыми вызолоченными хоругвями, священническими облачениями и облачениями на престол и жертвенник, и другими.  
 +
 
 +
По открытии мощей Св. Серафима пожертвована икона Преподобного с фаянсовым киотом. Кроме того, за счет церкви приобретены с фабрики же Кузнецова фаянсовые подсвечники в количестве 10 штук на 45 рублей.<br>Вообще нужно сказать, что в церкви училища имеется все необходимое и наилучшего (сравнительно) качества.<br>Освящение нового иконостаса состоялось 1-го октября 1902 года.<br>'''''1905 г.'''''
 +
----
 +
<blockquote>
 +
В 1898 г. священником в церкви был о. Орлинский.<br>
 +
В 1919-20 гг. настоятелем церкви был протоиерей Павел Никитин.
 +
</blockquote>
  
 
<br>Использованы материалы:<br>А. И. Юницкий. История церквей и приходов Бакинской губернии. (1815-1905 гг.)<br>
 
<br>Использованы материалы:<br>А. И. Юницкий. История церквей и приходов Бакинской губернии. (1815-1905 гг.)<br>
  
 +
 +
Еще см. [[Православные храмы Баку]]
 +
 +
'''''При полном или частичном использовании статьи ссылка на наш сайт обязательна.'''''
  
 
--[[Участник:Ksp|Ksp]] 16:33, 22 апреля 2010 (UTC)
 
--[[Участник:Ksp|Ksp]] 16:33, 22 апреля 2010 (UTC)
 
[[Category:Православная община в Баку]][[Category:Культовые сооружения]]
 
[[Category:Православная община в Баку]][[Category:Культовые сооружения]]

Текущая версия на 06:25, 4 октября 2012

Церковь домовая в память Св. Благоверного и Великого Князя Александра Невского при Бакинском Техническом училище[править]

1894 - 1902
1902 - ???

В общее число православных храмов города Баку входит и домовая церковь во имя Св. Благоверного и Великого Князя Александра Невского – при Бакинском Техническом училище.
Краткая история храма в зависимости от жизни своей школы может быть разделена на два периода.

Основание храма относится еще к тому времени, когда в Баку существовало лишь городское ремесленное училище в память Государя Императора Александра II, учрежденное в 1888 году 8 ноября - на Балаханской улице (ул. Басина/Физули), возле Михайловской больницы.
Инициатива сооружения при названном училище домовой церкви принадлежала г. инспектору (впоследствии директору) училища Михаилу Иосифовичу Михалевскому и законоучителю городских школ о. Михаилу Земскому.

14 октября 1892 года о. Земский подал на имя г. председателя Училищной комиссии рапорт с предложением устроить при ремесленном училище «подвижную» церковь для учащих и учащихся в городских школах». Свое предложение о. законоучитель мотивировал тем, что дети, и учащие, благодаря недостатку в городе Баку в то время церквей лишены были возможности посещать богослужение в праздничные и воскресные дни.
Проектируемый «подвижной» храм желательно было соорудить при ремесленном, а не каком-либо другом городском училище исключительно потому, что г. инспектор уступал под домовую церковь чертежный зал и обещал свое безвозмездное содействие при производстве работ и постановке иконостаса.

Предложение о. Земского было одобрено в Училищной комиссии и для разработки данного вопроса была выделена особая подкомиссия из четырех лиц православного вероисповедания.
Труды последней закончились тем, что Дума от 30 декабря 1892 года постановила внести в смету 1893 года на устройство «подвижной» церкви при ремесленном училище расход – в сумме одной тысячи пятисот рублей единовременно и четырехсот рублей ежегодного пособия. Г. городской голова Деспот-Зенович, доводя об этом до сведения Его Высокопреосвященства, Архиепископа и Экзарха Грузии, 11 марта 1893 года просил Архипастырского благословения на сооружение церкви Св. Благоверного и Великого Князя Александра Невского.
Высокопреосвященный Экзарх Грузии Владимир ответом от 19 марта того же года за №831 уведомил г. городского голову о неимении препятствий к выполнению доброго дела, «призывая Божие споспешествующее благословение к скорейшему осуществлению такого благого начинания». При этом Архипастырь выразил желание, чтобы помещение для предполагаемой домовой церкви было отведено «благоприличное, подобающее святыне».

По различным обстоятельствам торжество освящения храма оттягивалось и могло состояться лишь 19 февраля 1894 года.
Чин освящения храма и Божественную литургию совершал Благочинный церквей Бакинской губернии – протоиерей о. А. И. Юницкий в сослужении священников – о. Бидзины Габараева и о. Михаила Земского.
Училищное торжество почтили своим присутствием Его Превосходительство г. Бакинский вице-губернатор П. А. Лилеев, городской голова Деспот-Зенович, гласные Думы православного исповедания и много сторонних лиц.

Храм помещался в наемном каменном одноэтажном корпусе – под кировою крышей, на Балаханской улице (вблизи Михайловской больницы) в 3-й части города; над ним наверху был поставлен деревянный крест. Благодаря небольшим своим размерам (длина – 25 аршин [17,8 м], ширина – 9 аршин [6,4 м] и высота – 5,5 аршин [3,9 м]) церковный зал был тесен и темен (свет падал с одной стороны).

Иконостас был поставлен в нем деревянный – одноэтажный, выкрашен под цвет орехового дерева; иконы в нем были небольшие и самого простого письма. Из церковной утвари и священных облачений имелось лишь самое необходимое.

Резолюцией Высокопреосвященного Экзарха Владимира от 10 ноября 1893 года заведывание храмом поручалось законоучителю городских школ – священнику о. М. Земскому.

1 сентября 1896 года в жизни ремесленного училища произошла большая перемена: оно было преобразовано в низшее техническое с ремесленной при нем школой; тогда же была открыта вакансия штатного законоучителя, который являлся и настоятелем училищной церкви.

После тринадцати лет пребывания училища в наемном, довольно плохом помещении, училище должно было перейти в новое, для него приспособленное здание (здание АЗИ – Нефтяной Академии), в котором был сооружен зал специально для училищной церкви.
14 мая 1901 года, в день священного коронования их Императорских Величеств, после богослужения в училищной церкви был совершен крестный ход – в сопровождении учащихся и множества народа – на постройку нового здания, где после положенного молебствия был поднят крест над куполом будущей церкви.

С переходом училища в собственное здание новое помещение для церкви было готово для освящения лишь к началу февраля месяца 1902 года.
На ходатайство училищного начальства перед Его Высокопреосвященством, Архиепископом и Экзархом Грузии, о разрешении совершить освящение нового храма, Высокопреосвященнейший Экзарх Грузи Алексий ответом от 25 января 1902 года за № 372 уведомил г. попечителя Кавказского учебного округа, что освящение новоустроенной домовой церкви при Бакинском техническом училище он поручил совершить 3 февраля благочинному церквей Бакинской губернии протоиерею о. А. И. Юницкому. Однако по непредвиденным обстоятельствам в назначенный день освящения не состоялось и торжество было перенесено на 10 число того же месяца.
За отъездом протоиерея А. И. Юницкого чин освящения храма, по поручению Владыки – Экзарха, совершил священник о. Бидзина Габараев совместно с законоучителем мужской гимназии священником о. Василием Федоровым и законоучителем училища священником о. Павлом Никитиным. Празднество училища почтили все преподаватели училища, учащиеся и множество родителей.

Новый храм во всем существенно отличался от предыдущего, хотя далеко еще не все было приведено к желательным результатам и многое носило характер временной отделки. Не считая огромного зала, прилегающего к церкви с западной стороны, размеры самого храма почти вдвое превышают величину старой церкви.
Св. престол, имея в квадрате полтора аршина, был сделан из ясеневого дерева с кипарисовою верхней доской и кипарисовым крестом под ним; жертвенник – пятиугольной формы – по величине почти равен престолу.
Временно был поставлен иконостас из старой церкви.
Уже и при такой обстановке храм являлся вполне достойным местом общественной молитвы, явно свидетельствующим о пребывающей в нем, как доме Божьем, благодати Божественной.

Но внешняя обстановка храма совершенно изменилась после того, когда, благодаря энергичной деятельности директора училища М. Г. Михалевского, в нем был поставлен фаянсовый (белый с позолотой) иконостас, с двумя такими же массивными заклиросными киотами, стоимостью в 10500 рублей, приобретенный (с рассрочкой платежа на несколько лет) в Москве на фабрике фаянсовых изделий Товарищества Кузнецова.

Для нового иконостаса были изготовлены хорошей живописи новые иконы в Киево-Печерской Лавре (в количестве пятидесяти трех, на сумму – одна тысяча триста сорок рублей). Распределение икон в четырех ярусах иконостаса сделано согласно установившегося церковного порядка, а именно: в нижнем ярусе по обеим сторонам «местных икон» помещены изображения или наиболее чтимых святых (Великомученика Пантелеймона и Св. Феодосия), или изображения святых, являющихся «светочами» в преподании христианских истин юношам школы (Св. Апостолы Петр и Павел, отцы и учители церкви – Св. Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, первоучители славянские Св. Кирилл и Мефодий, во втором – иконы двенадцати праздников, в третьем – лики Св. Апостолов и в четвертом – лики Св. Пророков.
Наверху иконостас заканчивался рядом фаянсовых же крестов. В заклиросных киотах помещены четыре пожертвованные иконы (две – большого размера и две – круглых маленьких), из коих две больших – Св. Николая (на правой стороне) и Казанской Божьей Матери (на левой) написаны на кипарисовых досках в Новом Афоне и стоимостью своей немного превышают триста двадцать пять рублей.
Как днем при освещении с двух сторон (по шести больших окон с южной и северной стороны в одном церковном зале), так и ночью при электрическом освещении иконостас и живопись храма производят глубокое впечатление на душу верующего христианина.

Благодаря доброхотным пожертвованиям потомственного почетного гражданина Н. А. Терентьева, умершей домовладелицы Байковой и некоторых других лиц, церковь обогатилась такими ценными принадлежностями, как например: хорошей плащаницей, пятиглавым вызолоченным ковчегом, запрестольными иконами – крестом и изображением Богоматери, бронзовыми вызолоченными хоругвями, священническими облачениями и облачениями на престол и жертвенник, и другими.

По открытии мощей Св. Серафима пожертвована икона Преподобного с фаянсовым киотом. Кроме того, за счет церкви приобретены с фабрики же Кузнецова фаянсовые подсвечники в количестве 10 штук на 45 рублей.
Вообще нужно сказать, что в церкви училища имеется все необходимое и наилучшего (сравнительно) качества.
Освящение нового иконостаса состоялось 1-го октября 1902 года.
1905 г.


В 1898 г. священником в церкви был о. Орлинский.
В 1919-20 гг. настоятелем церкви был протоиерей Павел Никитин.


Использованы материалы:
А. И. Юницкий. История церквей и приходов Бакинской губернии. (1815-1905 гг.)


Еще см. Православные храмы Баку

При полном или частичном использовании статьи ссылка на наш сайт обязательна.

--Ksp 16:33, 22 апреля 2010 (UTC)

comments powered by Disqus