(не показана 1 промежуточная версия этого же участника)
Строка 59: Строка 59:
 
В 1931 году бригадой художников (В.Васильев, П.М.Кожин, Е. Р. Трипольская, А.Б.Траскунов), командированных ВХУТЕИНом на Дмитровский фарфоровый завод<ref>Дмитровский фарфоровый завод, расположенный в поселке Вербилки, ведет свою историю от первого частного завода, основанного английским купцом Гарднером в 1766 г. Он прославился высоким качеством фарфорового черепка, своими орденскими сервизами и многочисленной малой скульптурой. Также входил в "Товарищество М.С.Кузнецова" в конце XIX в.</ref> , было  создано около 30 образцов росписи чайной посуды, которые отражали революционные события и новую бытовую культуру советской эпохи (преобладали изображения работниц в платках, рабочих с молотом, тракторов, станков). Торговые организации отказывались заказывать посуду с таким оформлением. Но, тем не менее, благодаря этим скульптурам, Трипольская стала известна на весь бывший Советский Союз.  
 
В 1931 году бригадой художников (В.Васильев, П.М.Кожин, Е. Р. Трипольская, А.Б.Траскунов), командированных ВХУТЕИНом на Дмитровский фарфоровый завод<ref>Дмитровский фарфоровый завод, расположенный в поселке Вербилки, ведет свою историю от первого частного завода, основанного английским купцом Гарднером в 1766 г. Он прославился высоким качеством фарфорового черепка, своими орденскими сервизами и многочисленной малой скульптурой. Также входил в "Товарищество М.С.Кузнецова" в конце XIX в.</ref> , было  создано около 30 образцов росписи чайной посуды, которые отражали революционные события и новую бытовую культуру советской эпохи (преобладали изображения работниц в платках, рабочих с молотом, тракторов, станков). Торговые организации отказывались заказывать посуду с таким оформлением. Но, тем не менее, благодаря этим скульптурам, Трипольская стала известна на весь бывший Советский Союз.  
  
По данным РГАЛИ Елизавета Родионовна была членом Бакинского филиала АХРР(Ассоциация Художников Революционной России) с 19 февраля 1926 г. по 23 апреля 1932 года. В это время в бакинском филиале АХРР было всего два скульптора - она и П.В. Сабсай, будущий народный художник СССР. Постановлением ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года ("О перестройке литературно-художественных организаций") АХРР был распущен и создан Союз советских художников Азербайджана, членом которого по состоянию на 1946 год являлась Елизавета Родионовна. Будучи руководителем секции скульптуры Союза советских художников Азербайджана П.В. Сабсай ходатайствовал в 1951 году о назначении  Елизавете Родионовне персональной пенсии, писал в вышестоящие органы, что она достойна звания заслуженного художника. Но в это время еще не был реабилитирован ее брат, Владимир Родионович, и потому ходатайства Сабсая не увенчались успехом
+
По данным РГАЛИ Елизавета Родионовна была членом Бакинского филиала АХРР(Ассоциация Художников Революционной России) с 19 февраля 1926 г. по 23 апреля 1932 года. В это время в бакинском филиале АХРР было всего два скульптора - она и П.В. Сабсай, будущий народный художник СССР. Постановлением ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года ("О перестройке литературно-художественных организаций") АХРР был распущен и создан Союз советских художников Азербайджана, членом которого по состоянию на 1946 год являлась Елизавета Родионовна. Будучи руководителем секции скульптуры Союза советских художников Азербайджана П.В. Сабсай ходатайствовал в 1951 году о назначении  Елизавете Родионовне персональной пенсии, писал в вышестоящие органы, что она достойна звания заслуженного художника. Но в это время еще не был реабилитирован ее брат, [[Трипольский Владимир Родионович – инженер-строитель, репрессирован|Владимир Родионович]], и потому ходатайства Сабсая не увенчались успехом
  
 
С 1930-х гг. известны скульптурные портреты первой летчицы-азербайджанки Мамедовой, инженера С.Рагимовой работы Е.Трипольской, а также статуя „Колхозница”, произведение „Победа” (1949 г.).  
 
С 1930-х гг. известны скульптурные портреты первой летчицы-азербайджанки Мамедовой, инженера С.Рагимовой работы Е.Трипольской, а также статуя „Колхозница”, произведение „Победа” (1949 г.).  
Строка 231: Строка 231:
 
В районе Астрахани по дороге в Баку, куда он с женой перебрались из Байрам-Али в 1918г.,  Елизавета заболела тифом. Долго проболев одна в чужом городе, смогла выжить, но почти полностью оглохла, что намного осложняло и без того тяжелую жизнь дворянки в государстве рабочих и крестьян.  
 
В районе Астрахани по дороге в Баку, куда он с женой перебрались из Байрам-Али в 1918г.,  Елизавета заболела тифом. Долго проболев одна в чужом городе, смогла выжить, но почти полностью оглохла, что намного осложняло и без того тяжелую жизнь дворянки в государстве рабочих и крестьян.  
  
Бабушка Анна Васильевна (папина мама) мне рассказывала о появлении Елизаветы Родионовны в Баку. Однажды, открывши дверь на неурочный стук, она увидела Лизу в каком-то страшном рубище чуть ли не на голое тело, и как они обе плакали, вспоминая свою прошлую жизнь и страшась непонятного будущего. Как они жалели, что Владимир решил не покидать Россию, считая что инженеры всегда и везде будут востребованы.  
+
Бабушка Анна Васильевна - папина мама (15 июня 1888 - 3 января 1977), мне рассказывала о появлении Елизаветы Родионовны в Баку. Однажды, открывши дверь на неурочный стук, она увидела Лизу в каком-то страшном рубище чуть ли не на голое тело, и как они обе плакали, вспоминая свою прошлую жизнь и страшась непонятного будущего. Как они жалели, что Владимир решил не покидать Россию, считая что инженеры всегда и везде будут востребованы.  
  
 
Какое-то время после прихода большевиков, когда в Баку было особенно тяжело с работой, Елизавета Родионовна работала в Оперном театре художником по костюмам. Конечно, сейчас, очевидно, невозможно найти каких-либо эскизов, а так жаль! У нас дома хранились марионетки исполненные ею (где они сейчас - я не знаю)
 
Какое-то время после прихода большевиков, когда в Баку было особенно тяжело с работой, Елизавета Родионовна работала в Оперном театре художником по костюмам. Конечно, сейчас, очевидно, невозможно найти каких-либо эскизов, а так жаль! У нас дома хранились марионетки исполненные ею (где они сейчас - я не знаю)

Текущая версия на 20:58, 1 мая 2022

Благодарим за помощь в создании статьи и предоставление фотографий из семейного архива Волю и Нику Трипольских

Трипольская Елизавета Родионовна - скульптор[править]

1878 - 1958

tumb

Елизавета Родионовна (Радионовна) родилась 23 октября 1878 года[1] в селе Опошня Полтавской губернии в семье богатых помещиков имевших владения в Опошне, Должке и Зенькове.

В 1889 году Елизавета поступает, а в 1896 году с серебряной медалью оканчивает Полтавский институт благородных девиц:

1896 года, выпуск сорок пятый.
Елисавета Трипольская — с сер. мед.,


Продолжать учебу она едет в Петербург, где в Николаевском инженерном училище учиться ее брат Дмитрий.

С юности девушка начинает лепить из глины небольшие фигурки крестьян.
По некоторым данным, дядей Елизаветы был известный украинский пейзажист Михаил Иванович Холодовский (1855 – 1926 гг.). Очевидно, именно он рекомендовал свою племянницу Василию Алексеевичу Волкову, который тогда преподавал в Полтавском институте благородных девиц.

У Василия Алексеевича девушка получила начальное профессионально-художественное образование, а дальше, с 1897 года, продолжила изучать искусство пластики в мастерских скульпторов Л. Шервуда, В. Беклемишева, Р. Баха; в Петербургской художественной школе Общества поощрения художников; у графиков А. Ционглинского, Д. Кардовского в Петербурге.
А в 1903 году художница уже принимает участие в художественной выставке к открытию памятника И.П.Котляревскому в Полтаве.

В это время, как раз на рубеже 1890-х – 1900-х годов, в Опошне, наравне с Миргородом, экспериментальным путем налаживался выпуск фарфоровых и фаянсовых изделий. Вероятно, контакт Василия Григорьевича Кричевского, который в это время работал в Полтаве над проектом здания Полтавского земства, Елизаветы Трипольской и администрации Опошнянского училища происходил постоянно. Тем более, что в дальнейшем Трипольская планировала отливку своих скульптур на базе Миргородской художественно-промышленной школы, что, скорее всего, было для нее привычным делом, учитывая, что она была наследницей больших поместий, и, возможно, как тогда было принято, входила в попечительские советы.

В это же время она едет в Париж, где продолжает обучение в студии Н. Аронсона и в мастерской Вьежаля (1906 – 1907 гг.), где обучается искусству обработки мрамора. После возвращения, вдохновенная, она в 1907 году создает модель девушки-украинки и красавца-водяного для фонтана перед зданием Полтавского земства.

Исследователь А.В. Нименко так описывал проект этой монументально-декоративной скульптуры: “Девушка идет по воду. Водяной, который вдруг выбегает ей навстречу, переворачивает ведра красавицы, набирает в рот воды и с юмором запускает ей в лицо струю. Проект фонтана был должным образом оценен и одобрен для сооружения. Скульптор вылепила и отформовала в своей миргородской мастерской из гипса фигуры девушки и водяного, но по каким-то причинам фонтан так и не был сооружен”

В течение 1904 – 1909 годов Елизавета Трипольская работает с различными материалами. В эти годы появляются: «Портрет мальчика» 1908 г. (мрамор), которая экспонировалась на Весенней выставке в Петербурге; терракотовые бюсты девушек, анималистическая скульптура (изображение собак, свиней, коров), бюсты сельских мужиков „Дядька Кривонос”, „Крестьяне”, молодиц – „Цокотуха” (1909 г.), которая со временем получила Куинджевскую премию.

Гипсовый этюд „Свинья” и бронзовая статуэтка „Английский хорт” (1910), были впервые выставлены на третьей выставке картин группы художников в Киеве в 1910 г. Уже в следующем году она дебютирует на весенней выставке в Петербургской академии художеств с „Головкой ребенка” (1910, мрамор) и на четвертой выставке украинских художников со скульптурами из глины „Застыдилась”, „Паниматка”, "Дядька Кривонос”. Эти скульптуры стали настоящими событиями художественной жизни Украины того времени.

В это время Трипольская живет в собственном имении в Зенькове. Именно здесь она создает в январе 1912 года свои скульптуры „Осетин” (гипс), „Панна” (гипс) и „Крестьянин” (глина).

В 1914-м году она выполнила еще один почетный заказ – модель пьедестала для памятника Екатерине II в Екатеринославе (ныне Днепропетровск)



В 1916 – 1917-м году появляются ее скульптуры в бронзе „Былиночка”, „Шутит”(“Жартує” укр.), „Катерина”. В 1918-м была выполнена майоликовая группа – „На ярмарке”. В этом же году произведения Трипольской экспонируются на Первой выставке Общества деятелей украинского пластического искусства в Киеве.

В 1918-м художница пробует свои силы в майолике, которая в дальнейшем станет судьбой всей ее жизни. Все это время она работает в Полтаве и Киеве. В этот период гончары Опошни по ее эскизам создают фигурки „Украинская свадьба”, которые затем вошли в историю отечественной керамологии.

В 1920-х годах Елизавета Родионовна была командирована ВХУТЕИНом в Баку. Возможно, стажировка совмещалась с ее обучением в Высшем художественно-техническом институте, открытом в Петрограде в 1922 году на базе Академии художеств.

С 1922 года она уже постоянно проживает в столице Азербайджана, где выполняет барельефы и горельефы „Земледелие”, „Музыка”, „Прометей”, „Наука” для столичных интерьеров Академии Наук Азербайджанской ССР; фигуру рабочего к памятнику 26-ти бакинским комиссарам в Баку (1923 г., не сохранился). Была автором памятника В.И. Ленину (бронза, керамика), установленного в 1927 году в Ашхабаде, столице Туркменской ССР.

В 1927 году Трипольская выполнила для Ломоносовского фарфорового завода несколько скульптур: „Восточная женщина”, „Афганка” („Восточная женщина, закутанная в чадру” и „Восточная женщина, снимающая чадру”), „Восточный носильщик (Амбал)”.

По данным Центрального государственного архива народного хозяйства СССР, в перечне фарфоровых изделий Государственного фарфорового завода, принятых на юбилейную выставку Моссовета 18 ноября 1927 года, под №55, значится фигура „Восточной женщины”, рисунок Е.Трипольской. Т.е. один из вариантов известной „Афганки”, который представляет собой вместе с тем один из лучших произведений зрелой Е.Трипольской, мог быть изготовлен уже в конце текущего года.

В течение 1928 – 1933 годов Е. Трипольская работает на Дмитровском фарфоровом заводе в Вербилках, где, среди прочего, создала так называемые „Туркменские шахматы”, один экземпляр которых, был подарен Советским правительством президенту США Ф. Рузвельту.

В 1931 году бригадой художников (В.Васильев, П.М.Кожин, Е. Р. Трипольская, А.Б.Траскунов), командированных ВХУТЕИНом на Дмитровский фарфоровый завод[2] , было создано около 30 образцов росписи чайной посуды, которые отражали революционные события и новую бытовую культуру советской эпохи (преобладали изображения работниц в платках, рабочих с молотом, тракторов, станков). Торговые организации отказывались заказывать посуду с таким оформлением. Но, тем не менее, благодаря этим скульптурам, Трипольская стала известна на весь бывший Советский Союз.

По данным РГАЛИ Елизавета Родионовна была членом Бакинского филиала АХРР(Ассоциация Художников Революционной России) с 19 февраля 1926 г. по 23 апреля 1932 года. В это время в бакинском филиале АХРР было всего два скульптора - она и П.В. Сабсай, будущий народный художник СССР. Постановлением ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года ("О перестройке литературно-художественных организаций") АХРР был распущен и создан Союз советских художников Азербайджана, членом которого по состоянию на 1946 год являлась Елизавета Родионовна. Будучи руководителем секции скульптуры Союза советских художников Азербайджана П.В. Сабсай ходатайствовал в 1951 году о назначении Елизавете Родионовне персональной пенсии, писал в вышестоящие органы, что она достойна звания заслуженного художника. Но в это время еще не был реабилитирован ее брат, Владимир Родионович, и потому ходатайства Сабсая не увенчались успехом

С 1930-х гг. известны скульптурные портреты первой летчицы-азербайджанки Мамедовой, инженера С.Рагимовой работы Е.Трипольской, а также статуя „Колхозница”, произведение „Победа” (1949 г.).

Умерла Елизавета Радионовна 6 ноября 1958 года в Баку. Была похоронена на Арменикендском кладбище, а в ноябре-декабре 1982 года Олег Владимирович перезахоронил ее на новое кладбище рядом со своей мамой Анной Васильевной. Он установил надгробие, на котором написал "От Союза Художников Азербайджана". О том, что наследники есть можно судить по нашей публикации.

В России произведения Трипольской хранятся в Государственном русском музее, Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, Музее Дмитровского фарфорового завода.

  1. Дата установлена по метрическим книгам Виктором Селезневым (Москва)
  2. Дмитровский фарфоровый завод, расположенный в поселке Вербилки, ведет свою историю от первого частного завода, основанного английским купцом Гарднером в 1766 г. Он прославился высоким качеством фарфорового черепка, своими орденскими сервизами и многочисленной малой скульптурой. Также входил в "Товарищество М.С.Кузнецова" в конце XIX в.

Эта статья создавалась на основании материалов интренета и имеет некоторые неточности, исправить которые мы пока не можем.


Альбом памяти Елизаветы Трипольской [править]

В основу изложенного выше легли немногочисленные материалы Интернета. Но нам повезло связаться с потомками и наследниками Елизаветы Радионовны и мы получили от них бесценный материал. Дело в том, что в 1925 году она приехала в Баку к брату Владимиру, о нем мы постараемся рассказать отдельно, и после его ареста в 1935 году и последующей гибели, его сын Олег остался самым близким ей человеком.
И после смерти Елизаветы Радионовны Олег Владимирович создал альбом, который смело можно назвать памятником достойным ее, но прежде всего выражением огромной любви.


Работы Елизаветы Трипольской[править]

Памятники и архитектурные детали[править]


  1. Ул.Телефонная - ул.28 Мая
  2. Ул.Телефонная - ул.28 Мая
  3. Ул. Большая Морская - ул. Бюльбюля

Мелкая скульптура[править]


Трипольская пара.jpg
Трипольская 7.jpg

Е.Р. Трипольская. Карандашница " Физкультурник на спирали".Парная карандашница "Красноармеец с биноклем в руке". Фигура пограничника по модели В.П. Николаева. Фарфор белый и окрашенный (зеленый), лепка. Высота- 22, 21см. Диаметр- 10,11см.1931год.






Трипольская 6.jpg

Шахматные фигуры на тему Сельское хозяйство:

Король- миниатюрная трехгранная стелла с рельефными изображениями тракториста, колхозного механизатора у молотилки, цепной передачи и колоса пшеницы. Высота- 8,7см.
Пешка- скомпанована из реторты, колбы и книги с формулой кислотно-азотного удобрения и символизирует химизацию сельского хозяйства. Высота-3,8см.



Две шахматные фигуры ("Слон") из набора "Индустрия и сельское хозяйство".

Шахматные фигуры на тему Индустриализация:
король - миниатюрная трехгранная стелла с рельефными изображениями сталевара у доменной печи, станкостроителя в цехе, инженера в лаборатории. Высота - 7,8см.
Пешка скомпанована из лампочки, куска угля и провода и символизирует электрификацию народного хозяйства. Высота- 3,8см. Находится в собрании Всероссийского музея декоративно-прикладного искусства.

СССР, Дмитровский фафоровый завод в Вербилках, начало 1930-ых гг[1]. В 1929 г. поступила на Дмитровский Фарфоровый завод. Набор шахмат опубликован в каталоге "Русский фарфор 250 лет истории", в книге "Советский фарфор" Фонд Сандретти русского искусства ХХ века. авт. Л. Андреева. Находится в собрании Всероссийского музея декоративно-прикладного искусства.




  1. По другим данным в 1934 году Дмитровский фарфоровый завод выпустил шахматы по модели Е.Р.Трипольской.

Семья
[править]

Архивное подтверждение дворянства семьи Трипольских


Семья была большая и дружная. Отец - Родион Павлович служил в Земских учреждениях, мать Мария Феликсовна - вела дом, воспитывала детей - дочь Елизавету и пятерых сыновей: Сергея, Дмитрия, Владимира, Георгия, Николая.

Революция и Гражданская война разбросали их и разорвали связи. Елизавета Радионовна с братом -Владимиром оказалась в Баку


Рассказывает Ника Трипольская[править]

До революции жизнь Елизаветы Родионовны была несколько необычна для девушек ее сословия - сумела поехать в Париж без разрешения своей матери, жила там в коммуне с молодыми художниками из разных стран, постригла волосы. Это все сказалось, конечно, и на личной жизни художницы. Многолетнее ухаживание одного из Пассеков так ничем и не завершилось. Елизавета на всю жизнь осталась одинокой.

Во время и после Революции ей пришлось вкусить испытаний сполна. Особенно тяжелым был 1918 год. Несмотря на то, что имение охранялось вооруженным отрядом осетин, они не смогли противостоять уголовникам, выпущенным из тюрем Троцким. Те разграбили имение и убили на глазах Елизаветы Родионовны ее отца, чудом оставив ее в живых. Она стала искать своего брата Владимира.

В районе Астрахани по дороге в Баку, куда он с женой перебрались из Байрам-Али в 1918г., Елизавета заболела тифом. Долго проболев одна в чужом городе, смогла выжить, но почти полностью оглохла, что намного осложняло и без того тяжелую жизнь дворянки в государстве рабочих и крестьян.

Бабушка Анна Васильевна - папина мама (15 июня 1888 - 3 января 1977), мне рассказывала о появлении Елизаветы Родионовны в Баку. Однажды, открывши дверь на неурочный стук, она увидела Лизу в каком-то страшном рубище чуть ли не на голое тело, и как они обе плакали, вспоминая свою прошлую жизнь и страшась непонятного будущего. Как они жалели, что Владимир решил не покидать Россию, считая что инженеры всегда и везде будут востребованы.

Какое-то время после прихода большевиков, когда в Баку было особенно тяжело с работой, Елизавета Родионовна работала в Оперном театре художником по костюмам. Конечно, сейчас, очевидно, невозможно найти каких-либо эскизов, а так жаль! У нас дома хранились марионетки исполненные ею (где они сейчас - я не знаю)

Виделись мы с Елизаветой Родионовной обычно раз в неделю по четвергам, когда в выходной день Анны Васильевны они вдвоем приходили обедать к нам в Крепость на Большую Крепостную, 23. Для меня это всегда было событием! Я обычно ждала на балконе, когда увижу поднимающихся вверх по улице высокую худую Елизавету Родионовну и маленькую плотную Анну Васильевну.

Если же к их приходу я стояла за какую-то провинность в углу, то страшно переживала, что они меня там застанут.

Летом наши встречи были более частыми. Я с бабушкой Саррой Моисеевной (мамина мама) чуть ли не каждый день ходили на Бульвар в Купальню, где Елизавета Родионовна делала наброски, благо натуры было - хоть отбавляй! Я во-всю старалась ей подражать...

Летом 1958 года я окончила 4 класс, и в это время моим родителям удалось обменять нашу квартиру в Крепости на старую дедушкину в бывшем доме Бенкендорфа на улице Корганова[1], но к сожалению, Елизавета Родионовна была в это время уже тяжело больна и не могла посетить нас. Мой папа страшно переживал, когда с Елизаветой Родионовной случился удар. Каждый день он ездил в Кировский Институт, где она лежала. Но несмотря на старания лучших врачей, спасти ее не удалось.

Звание Заслуженного художника Елизавета Родионовна так и не получила, хотя очень на это надеялась после персональной выставки в 1955 году в Музее Искусств им.Мустафаева. До реабилитации брата она не дожила, а без этого - о каком звании могла идти речь?!








Статья создается с помощью и при участии потомков Елизаветы Родионовны: Владимира и Вероники Трипольских.



В работе также использовались материалы с сайтов
Полтава,
Школьная Ольга Владимировна "Адаптация носителей славянской культуры в исламском социуме: творчество азербайджанской художницы украинского происхождения Елизаветы Трипольской",
Фарфор,
Форум Серебряковой
Форум коллекционеров


Обсуждение статьи ЗДЕСЬ


При полном или частичном использовании материалов статьи ссылка на наш сайт обязательна.

© Т. Сперанская--I am 18:58, 23 марта 2011 (CET)

  1. Мариинская - Корганова (с 1929) - Расула Рзы (с 1990)
comments powered by Disqus