Первое светское учебное заведение в Баку[править]

Заур Ализаде
член Дворянского меджлиса Азербайджана,
профессор химии.


На самом деле оно было открыто не в 1887 году, как принято считать, а на 55 лет раньше…


Ежегодно в сентябре, для учащихся школ и студентов, как обычно, начинается новый учебный год. Но будущий 2012 год для учебных заведений Баку будет не совсем обычным, а юбилейным. 180 лет назад, в 1832 году в Баку было открыто первое светское учебное заведение – Бакинское уездное училище.

В нашей литературе устоялось ошибочное мнение, что первое учебное заведение в Баку открыто на 55 лет позже – в 1887 году. Вот что писал, к примеру, А.Нурджаханоглы в статье «Первый шаг» (газета «Баку» 3.06.1988.): «В феврале 1832 года А.Бакиханов представил главноуправляющему Закавказским краем проект учреждения училища в Баку. Это была первая попытка открыть светское учебное заведение в Азербайджане… Однако планам замечательного ученого-просветителя не суждено было сбыться. Проект, представленный барону Г.Розену , остался без движения. Лишь 55 лет спустя, в 1887 году, Г.Махмудбековым и С.М.Ганизаде в Баку было открыто первое русско-азербайджанское училище». Автор настоящей статьи тогда же в 1988 году, сразу после публикации, отправил в редакцию газеты возражение, основанное на материалах личного архива. Письмо, однако, осталось без ответа.

Известный писатель и публицист Манаф Сулейманов в интереснейшей книге о старом Баку «Дни минувшие» также не избежал неточности: «В 1850 году правительство открыло для детей мусульман первую школу с начальным обучением. В эту школу были определены 3 учителя и 50 учеников… В 1887 году, в результате многолетних усилий старейших деятелей отечественного просвещения – Солтан Меджида Ганизаде и Габиббека Махмудбекова – были открыты первые русско-татарские школы». (стр. 155).

Не уменьшая заслуг выдающихся просветителей С.М.Ганизаде и Г.Махмудбекова в развитии азербайджанского просвещения и национальной культуры, должен подчеркнуть, что только изучение материалов в центральном архиве города Тбилиси – официальном местопребывании наместника Кавказа в XIX веке – позволило нашему видному ученому, историку Энверу Мирзакули оглы Ахмедову установить истину и первым внести окончательную ясность в историю создания в Баку первого светского учебного заведения, а именно:

Бакинское уездное училище начало уже функционировать с 17 января 1832 года [1].


Для лучшего понимания условий того времени представим себе, как выглядел Баку в год открытия уездного училища, т.е. через 26 лет после насильственного присоединения Бакинского ханства к Российской империи.

Согласно первой в истории Баку поименной переписи населения, в 1832 году общее число жителей города превышало 7300 душ обоего пола. Из них по индивидуальному списку было: 3493 азербайджанца - «татарина», как их тогда называли, (и примерно столько же женщин - азербайджанок, не внесенных в список), 172 армянина и 161 армянка. Русская администрация и гарнизон, которые не являлись субъектами, облагаемыми налогами, в перепись не вошли [2]. Это был ярко выраженный мусульманский город, 96% населения которого составляли коренные азербайджанцы.

Обладая удобной, лучшей на Каспийском море гаванью, Баку расширял торговые связи и превращался в оживленный портовый город, где совершались сделки и происходила транзитная перевалка закавказских, российских, персидских, среднеазиатских товаров. В 1832 году ввоз и вывоз товаров совокупно оценивались в 3.445.013 рублей. Выгоды торговли привлекали в Баку на постоянное жительство кубинцев, ширванцев, муганцев и других жителей Азербайджана [2]. а по переписи 1949 года также пришлых из Астрахани, Кизлява, Тифлиса, Ирана и Турции (это касалось армян) [6]. Торговля накладывала сильный отпечаток и на состав населения, с нею были связаны более половины всех жителей. Кроме купцов, коммерсантов, владельцев лавок, её обслуживали музуры -матросы торговых судов, курсировавших по Каспию, поденщики, привлекавшиеся к погрузке и разгрузке лодок и караванов и другим работам, приказчики. Ткачи, башмачники, шапочники, портные, слесари, кузнецы, лудильщики, каменьщики, плотники, мельники, чуречники, шерстобиты, красильщики, серебряных дел мастера, цирюльники и прочие ремесленники составляли четверть бакинского населения [2].

В 1832 году Баку ещё не был «городом нефти» в современном понимании, так как нефтью занимались исключительно жители абшеронских сел Балаханы, Сабунчи, Раманы, Шубаны и других, которые добывали ее из многочисленных колодцев вручную. Пока ещё нефть была предметом купли-продажи на внутреннем и внешнем рынке только для них. Вывозили из Баку, главным образом, черную и белую нефть, соль, шафран, марену, ковры, шерстяные изделия и многое другое. Ввозили лес, бумагу, шелк, шали, плоды.

В городе было 1358 домов, более 85% населения жило внутри крепости и около 15% - за ее стенами, с северо-восточной стороны в форштадте. В городе было 500 отдельных лавок, 9 каравансараев с 207 лавками в них, 48 мельниц, 8 бань, 28 мечетей, 1 православная и 1 армяно-григорианская церкви.


До 1832 года в городе не было ни одного светского учебного заведения. Во многих уголках старого Баку были лишь мектебы при мечетях, так называемые «моллахана». В них готовили преимущественно духовных лиц, а образование сводилось к изучению Корана, священных книг, азбуки и некоторых правил арабского и персидского языков. Азербайджанский язык не изучали вовсе…

После завоевания Азербайджана Российской империей стала ощущаться потребность в служебных кадрах из местного населения, знающих азербайджанский, как язык коренного населения, так и русский языки. Именно поэтому 2 августа 1829 года Николай I «высочайше» утвердил «Положение о закавказских училищах», предусматривающее открытие в Закавказье одной гимназии (в Тифлисе) и ряда уездных училищ.

Для осуществления этого «Положения» 30 декабря 1830 года было открыто уездное училище в Шуше, в 1831 году – в Шеки, 17 января 1832 года – в Баку и 8 февраля 1833 года – в Гяндже. Несколько позже, 25 марта 1837 года уездныое училище было открыто в Нахичевани , а в 1938 году -в Дербенте и Шемахе[3].

На первых порах уездные училища имели очень мало учеников и учителей. Мусульмане неохотно отдавали своих детей в училища. В 1834 году в Бакинском уездном училище было 22 ученика и 2 учителя. В течение 3-х лет ученики изучали азербайджанский и русский языки, арифметику, историю, географию, чистописание и мусульманское право - шариат. Русский язык, арифметику, историю и географию преподавал русский учитель, а азербайджанский язык и мусульманское право – азербайджанец [11. Из стен уездных училищ вышли первые знакоки в Азербайджане русского языка и светских наук, вырастали первые учителя азербайджанского языка.

В Бакинском уездном училище первым учителем азербайджанского языка и шариата , как отмечает Э.М.Ахмедов, был Мирза Абдур-Рахим Имам Али оглы. Это мой прапрадед.

Из документов семейного архива известно, что Гаджи Мирза Абдур-Рахим Имам Али оглы был дворянином, всесторонне образованным человеком своего времени, знал арабский, персидский, тюркский и русский языки. Он был одним из инициаторов создания Бакинского училища. Его отец Молла Имам Али, был духовным лицом. Мирза Абдур-Рахим был женат на Биби ханум Джафар кызы, имел 4 сыновей и 3 дочерей. Все сыновья получили светское образование, свободно владели несколькими языками. Старший сын, мой прадед, выпускник училища Мирза Зейнал Абдин (1826–1891), был дворянином, имел чин Титулярного Советника, Гаджи Мирза Насрулла – был губернским секретарем, Гаджи Мустафа – коллежским регистратором, а Ахунд Кербалай Мамед Гасан, как и все Ахунды, относился к высшему духовенству. Дочерей звали Туту ханум, Гаджар ханум и Умм Салима ханум. Почти все дети имели семьи и продолжателей рода.

У старшего сына Гаджи Мирза Абдур-Рахима Имам Али оглы, моего прадеда, Мирза Зейал Абдина и его жены Умм Салима ханум было 10 детей - 6 сыновей и 4 дочери: старш.сын Кербалай Гаджи Ага бек Алиев (1861-1918/19) был комерсантом, имел 2 сыновей* и дочь, дворяне Маммед Али бек Алиев (1867-1930/32) и Маммед Таги бек Алиев (1874—5.01.1916), мой дедушка, также занимались комерцией и имели дома. У Маммед Али бека детей не было, а дедушка был женат на Усния ханум Паша бек кызы Везировой, имел сына** и 2 дочерей. О других его сыновьях- Абдул Халыг беке, Мирза Ага беке и Искендер беке мне мало что известно. Его дочери–Ханбаджи ханум Кязимова***,Секина ханум Селимханова, Месма ханум Агаева и Ругия Бейим ханум имели многочисленных потомков.

У другого сына Гаджи Мирза Абдур-Рахима Имам Али оглы -Ахунд Кербалай Мамед Гасана был единственный - сын Мирза Маммед Алиев (1885-1947), у которого, в свою очередь было 3 сына и 3 дочери. Старшего внука Ахунд назвал в честь своего деда - Ага Мустафа Имам Али, который окончив Кораблестроительный Институт в Ленинграде, остался там и стал первым азербайджапским конструктором кораблей. Другого внука он назвал в честь своего отца, - доктор медицинских наук, профессор Абдул Рагим Алиев был видным хирургом, одним из наиболее уважаемых ученых-медиков в советском Азербайджане. Третьего внука назвали уже в его честь - Мамед Гасаном, который был старейшим метеорологом.

Дочь Гаджи Мирза Абдур-Рахима - Гаджар ханум Алиева была замужем за Гамид беком Юсуфбековым, а их сын Азиз бек Юсуфбеков, женатый на Гыз-ана ханум, был генералом царской армии, участником ряда сражений.

В 30-е годы XIX века российская администрация принуждала азербайджанцев, помимо имени и отчества, брать еще и фамилию, что ранее у азербайджанцев не практиковалось. Поэтому при открытии училища, писавшийся как Мирза Абдур-Рахим Имам Али оглы, мой прапрадед, позже взял фамилию по имени своего отца, и уже в Кавказском календаре за 1846 год в Бакинском уездном училище [4] он отмечен как «Законоучитель Магометанского Исповедания: Молла Абдул Рахим Имам-Алиев», отчество которого стало фамилией. А у старшего сына Мирза Абдур-Рахима, моего прадеда, при поступлении в Бакинское уездное училище полное имя уже было: Зейнал Абдин Мирза Абдур-Рахим оглы Имам-Алиев. Правда позже прадед укоротил свою фамилию, отбросив «Имам» и мы, его потомки, стали «Алиевы».

Гаджи Мирза Абдур-Рахима Имам Али оглы умер в 1854 году.


В семье сохранились две старинные книги, представляющие интерес в связи с обсуждаемой темой: «Словарь церковно-славянского и российского языка» Соколова в 2-х томах, 1829 года издания и «Руководство к познанию Всеобщей политической истории» профессора И.Кайданова в 2-х частях, «Древняя история» и «История средних веков» (издание 1834 года, С.Петербург), подаренные учащемуся, будущему выпускниеу Бакинского училища, моему прадеду, с дарственными надписями: «За хорошие успехи в науках и примерное поведение дана сия книга вместе со второй к ней частию ученику 2 класса Бакинского уездного училища Зейналу Имам-Алиеву во время публичного испытания бывшего 9 июня 1839 года. Исправляющий должность Смотрителя Городенский», гербовая печать с двуглавым орлом и надписью «печать Бакинского уездного училища». Вторая книга с аналогичной надписью и печатью была подарена ему 9 июня 1840 года. В своем возражении газете «Баку» в 1988 году, когда еще не было книги Э.М.Ахмедова и не были известны другие источники [3], я ссылался именно на эти документы.

С ростом города, помимо купцов, торговцев, росло число дворян и чиновников, духовных лиц и учащихся. Проф. Казанского Универститета И.Н.Березин, совершивший в 1942 году путешествие в Баку, писал, что согласно статистике 1841 года, в Баку было 156 дворян, в том числе 57 служащих гражданского ведомства, и 43 бека. Из 155 лиц духовного звания 138 были мусульманской веры, 16 армяно-григорианской и 1 православной. По учету на июнь 1842 года из 5995 человек, в крепости проживало 4803 чел., в форштате 1192 чел. Число мужчин-3080 и женщин- 2915 почти совпадало [5]. Однако эти данные не совпадают с данными первой поименной переписи населения 1832 года, после которой город рос, а число жителей, якобы, уменьшалось. Да и какой учет мог в то время с точностью до одного человека, фиксировать число женщин-азербайджанок?

Росло и Бакинское уездное училище. В 1946 году в уездном училище вместо 22 уже было 56 учащихся и вместо 2, как в 1932 году, уже 5 учителей [3]. Исправляющим должность Штатного Смотрителя (по нашему-директором) оставался Титулярный Советник Степан Иванович Городенский (его же подпись стоит на дарственной книге моему прадеду Зейнал Абдину). Кроме моего прапрадеда Абдул Рахима Имам-Алиева, появились Законоучитель Армяно- Григорианского Исповедания Месроп Захарьевич Асланов, учителя Бежан Егорович Хаджибадалов и Соломон Артемьевич Вартанов [4]. В 40-х годах для уездного училища в Баку было построено специальное здание и часть учащихся, приехавших из других городов и сел Азербайджана, а также учащиеся из нуждающихся семей могли жить при самом училище на полном пансионе, больше времени уделять занятиям.

А.К.Бакиханов в обращении к главноуправляющему Закавказским краем барону фон Г.Розену в 1832 году предлагал, чтобы, наряду с русским и азербайджанским в училище изучался бы и персидский язык, «…ибо он по письменной части есть общий в большей половине Азии и все книги и письменные сношения жителей нашего края производятся на персидском языке. Зная персидский язык, они смогут писать по-азербайджански, коим говорят. Если же кто выучится только азербайджанскому языку, тот будет чужд письменных народных сношений и книг». Однако ему было отказано, и, как видно из докумена [4], главноуправляющий Закавказским краем больше внимания уделял изучению в Бакинском училище армянского яэыка и Армяно-Григорианского Исповедания.

Вместе с тем, жизнь показала преимущества и прогрессивную роль изучения азербайджанцами письма и чтения как на родном языке, так и на русском, открывшем «окно в Европу». Вскоре были созданы учебники и учебные пособия на азербайджанском языке. К услугам учеников были представлены не только новейшие книги и печатные издания богатой русской литературы и науки, переводы европейских книг, но и книги уже начавщие издаваться на азербайджанском языке, что было очень важно. Смотритель Шемахинского училища М.И.Сараджев составил «Хрестоматию» на азербайджанском языке. Л.Будагов и М.Макаров издали букварь и грамматику азербайджапского языка, М.А.Казем-Бек в 1839 году в Казани издал «Общую грамматику турецко-татарского языка», которой, несмотря на сложности, пользовались в училищах Закавказья. Постепенно появились учителя и учебные пособия и по светским дисциплинам на азербайджанском языке.

Мне довелось в юности видеть обширную библиотеку книг деда и прадеда на азербайджанском языке, в том числе 3 толстенных тома Корана с комментариями на азербайджанском языке в синем переплете (которые, в отличие от родителей, я, советский школьник, к сожалению, не мог читать из-за арабского шрифта), а также многие книги и редкие энциклопедические издания на русском языке. Многие из этих бесценных книг были уничтожены в 1948–50 годы – время второй волны репрессий и «борьбы с космополитизмом».

Аббас-Кули-ага Бакиханов, выдающийся азербайджанский просветитель и ученый, помогал работе училища и поощрял изучение наук, получение знаний и светского образования детьми мусульман. Обращаясь к современникам и потомкам, он писал:

<«Вникая в дела человеческие я убедился, что нет ничего прочного на земле, что богатство и власть подвержены потере, что высокое происхождение без личных достоинств в чужой земле остается неизвестным, а в своей причиняет стыд, и что только одна наука, проявившаяся в умственных произведениях, может доставать вам счастье на земле и продлить здесь наше существование по смерти».

<

Как это верно во все времена…

Бакинское уездное училище почти 180 лет назад положило начало развитию светского образования в нашем городе. Из стен училища вышли первые выпускники, образованные люди, знающие светские науки, азербайджанский и русский языки. Новые веяния в образовании и науке сформировались в недрах старой культуры азербайджанского народа, это было началом расцвета культурной жизни Баку и Азербайджана, последующих десятилетий.

_______________________________________

  • О его ст.сыне Алиеве Зейнал Абдине - первом азербайджанском профессиональном скульпторе см.статью на сайте «Наш Баку».
    • О его сыне Алиеве Искендере см статью на сайте «Наш Баку».
      • О её сыне геологе Джафаре Кязимове см.статью на сайте «Наш Баку».

Использованная литература:

1. Э.М.Ахмедов «А.К.Бакиханов: эпоха, жизнь, деятельность». Элм. Баку. 1989. 2. Ю.Т.Тузинкевич. «Первая перепись населения Баку».Доклады АН Аерб.ССР. т.II. №6. 1946. 3. Ведомость о числе учащих и учащихся в учебных заведениях Закавказского края. «Кавказский календарь на 1846 год». Сайт «Наш Баку». 4. Уездные училища. «Кавказский календарь на 1846 год». Сайт «Наш Баку». 5. И.Н.Березин. Путешествие по Востоку. т.1. Путешествие по Дагестану и Закавказью. Казань. Изд.2.1850. 6. Ф.А.Тагиев. «История г.Баку в первой половине ХIX века (1806-1859)». Сайт «Наш Баку».

comments powered by Disqus