Строка 6: Строка 6:
 
'''1858 - 1921'''
 
'''1858 - 1921'''
  
В 1854г. Александр Мишон, будучи крепостным крестьянином села Высшая Кропивна Гайсийского уезда, бежит от своего помещика. Находясь в бегах и нуждаясь в новом имени, он приобретает паспорт на имя дворянина Игнатия Ивановича Березовского.<br>  
+
В 1854г. Михаил Мишон, будучи крепостным крестьянином села Высшая Кропивна Гайсийского уезда, бежит от своего помещика. Находясь в бегах и нуждаясь в новом имени, он приобретает паспорт на имя дворянина Игнатия Ивановича Березовского.<br>  
 
Под этим именем он живет  и работает в различных губерниях (Таврической, Херсонской, Екатеринославской) сначала фельдшером, но после того, как научился фотографировать, становится фотографом.<br>
 
Под этим именем он живет  и работает в различных губерниях (Таврической, Херсонской, Екатеринославской) сначала фельдшером, но после того, как научился фотографировать, становится фотографом.<br>
 
В 1857г. он женится на Вере Ивановне. В семье рождается трое детей.  
 
В 1857г. он женится на Вере Ивановне. В семье рождается трое детей.  
Строка 15: Строка 15:
 
После долгой бюрократической волокиты Мишонам была возвращена их настоящая фамилия.
 
После долгой бюрократической волокиты Мишонам была возвращена их настоящая фамилия.
  
В 1870г. в г. Славянске Изюмского уезда Харьковской губернии работало ателье «Фотография господина Мишона». Александр Мишон унаследовал от отца профессию фотографа .
+
В 1870г. в г. Славянске Изюмского уезда Харьковской губернии работало ателье «Фотография господина Мишона».  
 +
 
 +
Александр Михайлович Мишон унаследовал от отца интерес, а затем и профессию фотографа .
  
 
В 1877-83 г.г. Александр Мишон сотрудничает в качестве корреспондента  с «Харьковскими Губернскими Ведомостями», делает попытки открыть в Славянске тпипографию и издавать свою газету «Листок Славянских Минеральных Вод». Но его мечте о собственном издании еще не суждено было сбыться, это он осуществит гораздо позднее, уже живя в Баку. А пока Александр, разочарованный тем, что ему не дали разрешение на открытие собственного издания, уезжает из Славянска в Харьков.<br>
 
В 1877-83 г.г. Александр Мишон сотрудничает в качестве корреспондента  с «Харьковскими Губернскими Ведомостями», делает попытки открыть в Славянске тпипографию и издавать свою газету «Листок Славянских Минеральных Вод». Но его мечте о собственном издании еще не суждено было сбыться, это он осуществит гораздо позднее, уже живя в Баку. А пока Александр, разочарованный тем, что ему не дали разрешение на открытие собственного издания, уезжает из Славянска в Харьков.<br>

Версия 07:01, 1 июня 2011



Мишон Александр Михайлович - фотограф, кинематографист, издатель[править]

Mishon.jpg

1858 - 1921

В 1854г. Михаил Мишон, будучи крепостным крестьянином села Высшая Кропивна Гайсийского уезда, бежит от своего помещика. Находясь в бегах и нуждаясь в новом имени, он приобретает паспорт на имя дворянина Игнатия Ивановича Березовского.
Под этим именем он живет и работает в различных губерниях (Таврической, Херсонской, Екатеринославской) сначала фельдшером, но после того, как научился фотографировать, становится фотографом.
В 1857г. он женится на Вере Ивановне. В семье рождается трое детей.

Как удалось выяснить авторам статьи «...Мишон здесь же увековечил себя» (журнал «ЖУК», 2004 №2), Александр, видимо, первенец в семье родился в 1858г.

После отмены крепостного права Михаил Мишон обратился к императору с покаянным письмом и просил разрешения на возвращение его собственного имени и приписке к мещанскому сословию.
После долгой бюрократической волокиты Мишонам была возвращена их настоящая фамилия.

В 1870г. в г. Славянске Изюмского уезда Харьковской губернии работало ателье «Фотография господина Мишона».

Александр Михайлович Мишон унаследовал от отца интерес, а затем и профессию фотографа .

В 1877-83 г.г. Александр Мишон сотрудничает в качестве корреспондента с «Харьковскими Губернскими Ведомостями», делает попытки открыть в Славянске тпипографию и издавать свою газету «Листок Славянских Минеральных Вод». Но его мечте о собственном издании еще не суждено было сбыться, это он осуществит гораздо позднее, уже живя в Баку. А пока Александр, разочарованный тем, что ему не дали разрешение на открытие собственного издания, уезжает из Славянска в Харьков.
В 1883 г. он открывает в Харькове фотографическое заведение на углу улицы Московская и Слесарного переулка, также он становится совладельцем второго фотоателье «Мишон А. и Конохов В.» (Екатеринославская, 34).

В 1880-х годах количество фотомастерских (прим. - в Харькове) начинает лавинообразно расти, появляется целая плеяда молодых талантливых фотографов: А.М. Иваницкий (1882), М.И. Овчинников (1881), А.М. Мишон (1883) и др. Харьков становится крупнейшим фотографическим центром Юга России, где концентрируются значительные силы специалистов в области фотографии.[1]

По-видимому, в Харькове дела пошли не так успешно, как на то надеялся Мишон, и он перезжает в Баку.
Причины, по которым был им избран именно этот город, нам неизвестны, но, во всяком случае, это был счастливый для Александра Мишона выбор. Именно здесь он смог достичь высот своей работы и получил известность не только в Баку, но и на Кавказе.
Он вошел также в историю азербайджанского кинематографа. Но все это было позднее, а пока он переезжает в развивающийся нефтяной центр России, который принимает еще одного фотографа.

Бакинцы любят фотографироваться, а потому фотоателье города не пустуют. Мишон фотографирует превосходно, его имя становится все более известным. Он открывает на Михайловской улице собственное фотоателье.

Мишон-AlexNaberezh.jpg

Мишон фотографирует не только людей, но и делает превосходные снимки Баку и других кавказских городов.
В 1891г. он участвует в фотографической выставке в Санкт-Петербурге.
Газета «Новое время» от 19 марта 1981г. писала:

«Мишон из Баку выделяется громадными снимками восточных городов. Для провинции работы очень хороши.»

Жюри присудило А.Мишону бронзовую медаль «За увеличение снимков».


В 1892 г. в Баку был создан кружок любителей-фотографов, утвержден его устав.
В 1894г. председателем кружка был избран директор реального училища Каменский Е.С., а секретарем – профессиональный фотограф Мишон А.М.
Мишон ведет большую общественную работу, популяризируя фотографическое искусство.
В «Фотографе-любителе» №2 за 1895г. можно было прочесть:

“24 и 27 ноября читались лекции г. А.М.Мишон по истории фотографии, привлекшие, несмотря на дурную погоду, много слушателей“.

Мишон открывает помещение Фотографического кружка – в доме Багирова, у Багировского сквера.

Издает в своей редакции «Ежегодник Баку», где публикует не только адреса и телефоны фирм и организаций, но и публикует обзор прошедшего года. Последний "Ежегодник Баку" был издан Мишоном в 1907 году.

В 1896г. А.М.Мишон уже председатель кружка фотографов-любителей и готовит выставку фотографий членов кружка, а также предполагалось показать «публике последнее изобретение в области фотографии – кинематограф Люмьера».
Мишон был первым, кто привез в Баку это новое изобретение.

“17 мая (примеч. - 1895г.), в воскресение в одном из верийских садов, члены Тифлисского общества фотографов – любителей устроили маевку, в программу которого входило испытание недавно полученного аппарата новейшей конструкции. После съемки некоторых видов и групп последовал обед. Вечером в помещении общества был выслушан доклад секретаря Бакинского фотографического общества А. М. Мишона об историческом ходе развития общества”.[2]

В этот же период (1896г.) было опубликовано в журнале "Природа и люди" N28 сообщение об открытии директором Бакинского реального училища Евгением Каменским лучей, обладающих фотохимическим действием, а также об опытах фотографа Мишона, который за 11 лет до Рентгена производил опыты в области фотографии, аналогичные рентгеновским, но ничего об этом ранее не публиковал.

Мишон, человек увлекающийся всем новым, не мог не начать свои эксперименты с аппаратом Люмьера, усовершенствованным инженером Карпентье.
И уже в мае 1898 года снял в Баку свои первые сюжеты: «Народное гуляние в городском сквере», «Пароход общества «Кавказ и Меркурий» отправляется в плавание», «Утро на Базарной улице» (ныне проспект Азербайджана), «Поезд прибывает на железнодорожную станцию».

В газете «Каспiй» от 10 октября 1898 года была опубликована информация:

«Киноаппарат, которым Мишон снимает оживленные фотографии, не имеет аналогов в России. Он позволяет снимать живые сюжеты и демонстрировать их на сцене размером в пять саженей» (сажень - русская мера длины, равная 2,1336 метра).

Мишон-Doby4a nefti - radikal ru-2.jpg


За короткий срок Мишон снял несколько увлекательных сюжетов об известных личностях поселка Балаханы - родины многих крупных бакинских нефтепромышленников, о нефтяных фонтанах этого щедрого на нефть края.
Первый в Азербайджане киносеанс состоялся именно в рабочем клубе поселка Балаханы, и это явилось самым ярким событием культурной жизни бакинцев той эпохи.





В газете «Каспiй» за 2 августа 1898 года было напечатано следующее объявление:

«В воскресенье, 2 августа 1898 года в театре-цирке В.И.Васильева-Вятского, фотограф А.М. Мишон, снимающий коллекцию оживленных фотографий Средней Азии и Кавказа для предстоящей всемирной выставки в Париже, будет демонстрировать только один раз усовершенствованный «Кинематограф» братьев Люмьер, построенный инженером I. Carpentier.
Между прочими картинами будут показаны: 1. Пожар на нефтяном фонтане на Биби-Эйбате. 2. Проводы Его Высочества Эмира Бухарского на пароход «Вел. кн. Алексей». 3. Кавказская пляска. 4. «Попался» - юмористический случай в бакинском городском саду.

ПОДРОБНОСТИ НА АФИШАХ. НАЧ. В 9 ЧАС. ВЕЧЕРА».

Эти короткие киносюжеты были с большим успехом продемонстрированы на всемирной выставке в Париже.

Работы А.М.Мишон, где он одновременно был режиссером, сценаристом и оператором:

  • Пожар нефтяного фонтана в Биби-Эйбате. Длина – 35 сек.
  • Нефтяной фонтан в Балаханы-Сураханы. Длина - 35 сек.
  • Встреча Эмира Бухарского в порту.
  • Прибытие «Великого князя Алексея»
  • Илишдим (Зацепило). Юмористический сюжет, происходящий в одном из бакинских садов.
  • «Народные гуляния в городском саду»
  • «Прибытие поезда на железнодорожную станцию»,
  • «Отплытие из порта парохода компании «Кавказ и Меркурий»
  • «Базарная улица на рассвете»

В конце XIX – начале XX веков А.М.Мишон издает по своим фотографиям целый ряд открыток с видами улиц, зданий, нефтяных районов и порта Баку.


Во второй половине 1908 года Александр Михайлович вместе с большим семейством оставил Баку и вернулся в г.Изюм.
В Изюме он работает в своем фотоателье, ранее принадлежавшем его матери, издает несколько фотосерий почтовых открыток. Все открытки отпечатаны на различных фотобумагах и по почтовым штемпелям относятся к 1910 – 1912г.г.

В 1911 году он получил право на издание в г. Славянске газеты "Северо-Донецкий край" и в октябре 1911 года обратился с прошением о разрешении перевезти из Баку его типографию. После полной проверки его политической благонадежности, нравственных качеств и поведения 2 ноября 1911 года бакинский градоначальник подписал это разрешение. Однако издание продержалось недолго, и 5 июля 1912 года выпуск газеты прекратился.
В 1913 году он открывает фотографию и цинкографию в Харькове (ул.Екатеринославская 34).

Видимо, еще в Баку Мишон увлекается революционными идеями. Занимался ли он революционной деятельностью в Баку, а затем в Изюме неизвестно, однако в 1917 или 1918г. Мишон появился в Воронеже в роле Председателя Ревтрибунала. И более никогда не занимался фотографической деятельностью.

В 1921г. Мишон выехал в Москву, чтобы добиться смягчения участи приговоренных к расстрелу крестьян, участников Антоновского мятежа.
Под Мичуринском на поезд напали бандиты, Мишона сильно избили. Вернулся он домой больной. Муж его дочери Валентины отвез тестя к родным в район г. Бузулук.
Там он и умер 5 июля 1921г.

В газете "Воронежская коммуна" была размещена заметка "Смерть т.Мишон", в которой сообщалось о том, что бывший председатель Ревтрибунала, член ВКП(б) Александр Михайлович Мишон скончался 5 июля 1921 года в селе Козелька Вознесенской волости Бузулукского уезда.

Паспарту фотоателье "А. Мишонъ" (1).jpg


Медали, воспроизведенные на обороте его фотографий, указывают на то, что он являлся членом Парижской национальной академии фотографов, получил награды на фотовыставке 1891 года в Петербурге, был удостоен медали Императорского Российского технического общества.
В 1883 году был награжден великим князем Михаилом Николаевичем, а в 1890 году – его высочеством принцем Неаполитанским.


В историю азербайджанского кинематографа Александр Михайлович Мишон вошел как основатель азербайджанского кино, человек, через два года после изобретения кино братьями Люмьер, заложивший основы кинематографа в Баку.



Фотоальбом "Баку в фотографиях А.М.Мишона"[править]

А. Мишон: Альбом с широкоформатными фотографиями "Виды нефтяных промыслов торг. дома Бенкендорф и Ко" Балаханы, 1896.[править]

Работы фотоателье "А.Мишонъ"[править]

Примечания:


Источники:
А.Хильковский и М. Жур, ст. «...Мишон здесь увековечил себя» (журнал «ЖУК», 2004г. №2)
сайт Allbest
Фотографы и фотографические ателье дореволюционной России
клуб Филокартист
Фотографы Харьковской губернии (1851 – 1917)
Грузинский музей фотографии
Википедия


--Jonka 20:44, 28 мая 2011 (CEST)

comments powered by Disqus