Строка 27: Строка 27:
  
 
Для пополнения труппы нa этот рaз было вызвaно человек шесть. Из специaлистов нaшли одного музыкaнтa - отменного пиaнистa и дирижерa, зaкончившего Бaкинскую консервaторию, обaятельнейшего человекa Дмитрия Фемистоклевичa Кaрaяниди, пробывшего до этого моментa семь лет нa общих рaботaх...
 
Для пополнения труппы нa этот рaз было вызвaно человек шесть. Из специaлистов нaшли одного музыкaнтa - отменного пиaнистa и дирижерa, зaкончившего Бaкинскую консервaторию, обaятельнейшего человекa Дмитрия Фемистоклевичa Кaрaяниди, пробывшего до этого моментa семь лет нa общих рaботaх...
 +
 +
После репетиций хора рядами расставлялись табуретки. К занятиям приступал самый мощный из коллективов — оркестр. Дирижировал Дмитрий Фемистоклевич Караяниди. Старые опытные «лабухи», сразу признав в нем богом данного музыканта, безоговорочно подчинялись его вдохновенным рукам.
 +
Оркестр вообще виделся особым государством, существовавшим по собственным законам. Здесь даже говорили на «своем языке»: хилять, берлять, башли, чувиха…
  
 
Вечером я зашла в театральный барак. Там все шло своим чередом. Дмитрий Фемистоклевич с Магометом Утешевым, как истые бакинцы, расписывали достоинства азербайджанской бани. Олечка уже давно перешла к ним «в колхоз», что-то готовила на плите. Кто-то писал письма. Наигрывали на инструментах, беседовали...
 
Вечером я зашла в театральный барак. Там все шло своим чередом. Дмитрий Фемистоклевич с Магометом Утешевым, как истые бакинцы, расписывали достоинства азербайджанской бани. Олечка уже давно перешла к ним «в колхоз», что-то готовила на плите. Кто-то писал письма. Наигрывали на инструментах, беседовали...
 +
 +
Сеня Ерухимович и Дмитрий Караяниди, закончив свой срок, были освобождены. Из-за той же пресловутой 39-й статьи оба остались на Севере работать по вольному найму: Сеня — директором ТЭК, Дмитрий — дирижером и пианистом...
 
   
 
   
  

Текущая версия на 08:55, 19 июня 2013

Караяниди Дмитрий Фемистоклевич - репрессирован[править]

1906 -


К сожалению, ничего кроме воспоминаний Тамары Владиславовны Петкевич[1]у нас нет. Но познакомить с этим именем хочется в любом случае.

Дмитрий Фемистоклевич Караяниди родился в 1906 году в Греции, арестован в г.Майкоп, Адыгея ,КК и осужден на 10 лет ИТЛ.


В Баку, где он жил до ареста, Дима не стал возвращаться. Семья не сложилась. Если бы не сияющие, распахнутые глаза и умение самозабвенно рассмеяться чьей-то остроте, этого смуглого красивого человека можно было бы считать крайне скупым на проявление каких бы то ни было чувств. Я была рада его участившимся приездам сюда.

Он был первоклассным пианистом. Музыка и была его главной страстью. Особенно он любил Рахманинова и Шопена. После занятий, в ожидании поезда на Княж-Погост, он часто играл для себя. Я заходила послушать эти концерты без публики. Тайга, поселок, хмурое небо над ним «гляделись» после этого иначе.

Я тогда не предполагала, что пообещавший в Микуни никогда больше ко мне не приходить, разыскав меня, туда приедет Дмитрий Фемистоклевич, с которым нас свяжут добрые и безупречные семь лет жизни. Через год после уральского сезона нас пригласили в театр одного из приволжских городов. А потом Оля настояла на нашем с Димой переезде в Кишинев. И только уже спустя десять лет после освобождения я переехала одна в свой родной город — Ленинград.

(...)

Родители Дмитрия Фемистоклевича Караяниди, греки по национальности, в 1929 году уехали из России в Грецию.
Навестив их в 1931 году, Дмитрий вернулся обратно и поступил в Консерваторию г. Баку к профессору Шароеву. В числе двадцати четырех пианистов прошел в 1935 году два тура на Всесоюзном конкурсе музыкантов в Ленинграде.
Перед третьим туром бакинка, которую во время прослушивания отсеяли, обратилась в жюри: «Кого выдвигаете? Он же иностранец»...

По доносу секретаря парткома («восхвалял Гитлера») в 1937 году Дмитрий был арестован и приговорен к десяти годам лагерей. Он пережил все, что называется «заселением Севера», с азов. Не раз был на краю гибели. Рассказывал, как в самый критический момент на комиссовке один из заключенных-врачей сказал: «У нас такие работают», другая воскликнула: «У него стеклянные глаза, он одной ногой на том свете», и как вольнонаемный начальник колонны резюмировал: «Немедленно госпитализировать».

В течение семи лет он был на общих работах: разгрузка барж, строительство, «с руками пианиста» лазил на столбы и тянул провода, закрепляя их при любом морозе. И только после посещения колонны агитбригадой, аттестованный земляком бакинским дирижером Утешевым как прекрасный пианист, он был взят в ТЭК...

Для пополнения труппы нa этот рaз было вызвaно человек шесть. Из специaлистов нaшли одного музыкaнтa - отменного пиaнистa и дирижерa, зaкончившего Бaкинскую консервaторию, обaятельнейшего человекa Дмитрия Фемистоклевичa Кaрaяниди, пробывшего до этого моментa семь лет нa общих рaботaх...

После репетиций хора рядами расставлялись табуретки. К занятиям приступал самый мощный из коллективов — оркестр. Дирижировал Дмитрий Фемистоклевич Караяниди. Старые опытные «лабухи», сразу признав в нем богом данного музыканта, безоговорочно подчинялись его вдохновенным рукам. Оркестр вообще виделся особым государством, существовавшим по собственным законам. Здесь даже говорили на «своем языке»: хилять, берлять, башли, чувиха…

Вечером я зашла в театральный барак. Там все шло своим чередом. Дмитрий Фемистоклевич с Магометом Утешевым, как истые бакинцы, расписывали достоинства азербайджанской бани. Олечка уже давно перешла к ним «в колхоз», что-то готовила на плите. Кто-то писал письма. Наигрывали на инструментах, беседовали...

Сеня Ерухимович и Дмитрий Караяниди, закончив свой срок, были освобождены. Из-за той же пресловутой 39-й статьи оба остались на Севере работать по вольному найму: Сеня — директором ТЭК, Дмитрий — дирижером и пианистом...


Петкевич Т. В. Жизнь - сапожок непарный : Воспоминания / послесл. Б. Ф. Егорова ; худож. И. Архипов. - СПб. : Астра-Люкс : АТОКСО, 1993. - 502 с.


  1. Петкевич Тамара Владиславовна (р.1920) актриса, театровед
    Петкевич Тамара Владиславовна родилась в 1926 году в семье партийного работника Владислава Иосифовича Петкевича. По партийной линии его постоянно переводили на хозяйственно-административную работу то в одно, то в другое место. Последним местом его работы стали Назиевские торфоразработки в Ленинградской области, на станции Жихарево. 23 ноября 1937 года там он был арестован. 15 января 1938 расстрелян. Его дочь Тамара в 1943 уехала в Киргизию, вышла замуж за ссыльного. В январе 1943 года и она, и муж были арестованы.

В свое речи Николаос Тифтикидис, член Московского общества Греков, на всемирном съезде Эллинизма в Салониках сказал:

Сегодня почти никого не осталось в живых из тех, кто знал выдающегося пианиста Яниса Караяниди. Я хорошо помню, что до 1937 года улицы столицы Азербайджана Баку пестрели афишами, извещавшими о его предстоящем концерте. Помню и то, что эти афиши вдруг исчезли. А случилось это потому, что Янис был репрессирован и провел в концентрационном лагере 18 лет! Янис Караяниди был не менее талантлив, чем знаменитый пианист современности — афинянин Димитрис Сгурос. Сгуроса знают во всем мире, его будут помнить и чтить очень долго. А вот имя Караяниди кануло в реку «забвения» Лету (Lhўqh). И это очень несправедливо и прискорбно.

Может ли быть, что речь идет об одном и том же человеке




comments powered by Disqus