Строка 4: Строка 4:
 
[[Файл:Souzgornyakov.JPG|400px|center]]
 
[[Файл:Souzgornyakov.JPG|400px|center]]
  
Трехэтажное здание дома № 27 по Молоканской улице, построенное в начале ХХ века архитектором В.С.Саркисовым,  принадлежало местному миллионеру [[Дом Меликова-"Союз горнорабочих Азербайджана"-"Дом пионеров"|Тиграну Меликову]].
+
см. также [[Азер.ЦП Союза горнорабочих СССР - Дом пионеров - Союз композиторов]]
 
 
Четырехколонный классический портик , украшеный декоративной коринфской капителью колонн, второй этаж опоясан во всю длину ажурной решеткой балкона.
 
 
 
С 1922 г. принадлежало Союзу горнорабочих Азербайждана (СССР). Тогда фасад был дополнен скульптурами выполнеными [[Эрьзя Степан - скульптор|Степаном Дмитриевичем Эрьзя (Нефедов]] (1876-1959гг).
 
<ref>Эрьзя называли - "русским Роденом". Жил в эммиграции. По приглашению Наркомпроса переехал в Баку в середине 1923 г. В Бакинской высшей художественной школе (третий этаж дома № 6 по ул.Гоголя ) открыл и возглавил отделение скульптуры. Был дружен с С.Есениным.</ref>
 
 
 
В 1924 году он принимает заказ на украшение здания Союза горняков. Скульптуры фасада разбиты на три горизонтали.
 
 
 
Нижняя - олицетворение силы и разума - "Кузнец " и "Молотобоец".<br>Средняя - процесс производства - "Тартальщик " и " Бурильщики".<br>Верхняя - пролетарское единство народов - двое рабочих, русский и азербайджанец, держатся за древко.<br>Смысловое содержание - совместная борьба за будущее. Фигуры тартальщика, одного из бурильщиков и кузнеца были одеты в чарыхи, тюбетейки , а также наличие усов указывало на принадлежность к азербайджанцам.
 
 
 
Из-за нехватки бронзы и мрамора скульптуры были отлиты из цемента и металлических опилок, облитых крепким составом кислоты. Поверхность получалась пористой и долгое время носила очень приятный зеленовато-бурый оттенок.<br>
 
 
Это были первые скульптуры посвященные нефтянникам- труженникам , а также первый в Баку опыт соединения скульптуры и архитектуры. Смотреть на эти скульптуры приезжали со всех концов города и селений Абшерона.
 
 
 
В период работы в Баку С.Д.Эрьзя не покидала мысль воспользоваться горой Степана Разина и создать из нее гигантский монумент революции.<br>
 
::"Исполнив такую работу, можно спокойно умереть, - говорил он, - умереть в сознании исполненного перед революцией долга."
 
 
 
Но этому замыслу не суждено было осуществиться. Во второй половине июля 1925 г. С.Д.Эрьзя уезжает из Баку навсегда.
 
  
 
===Эльмира Алиева "Отец"<ref>© Copyright: Алиева Эльмира, 2017 Свидетельство о публикации №217072001778</ref>===
 
===Эльмира Алиева "Отец"<ref>© Copyright: Алиева Эльмира, 2017 Свидетельство о публикации №217072001778</ref>===

Версия 19:05, 26 июля 2021


Дом пионеров - Союз горнорабочих Азербайджана[править]

Souzgornyakov.JPG

см. также Азер.ЦП Союза горнорабочих СССР - Дом пионеров - Союз композиторов

Эльмира Алиева "Отец"[1][править]

Во Дворце была традиция: выпускники со временем возвращались сюда в новом амплуа тренеров, словно принимая эстафетную палочку из рук своих наставников. Такой путь прошли почти все ведущие шахматисты Азербайджана, выпускники Дворца: трёхкратная чемпионка СССР, международный гроссмейстер Т. Затуловская, международные гроссмейстеры В. Багиров, Э. Магеррамов, многократные чемпионы Азербайджана С. Абрамян, Д. Абакаров, Л. Листенгартен, Ч. Султанов, Р. Корсунский, А. Зейналлы и др. Им удавалось зажечь и навсегда сохранить в ребячьих сердцах интерес к любимой игре.

Многие известные художники и скульпторы Азербайджана, работы которых находятся в разных музеях мира, приобщились к искусству в художественной студии Дворца: Народные художники СССР Т. Салахов, Т. Нариманбеков, С. Бахлулзаде, секретарь правления Союза художников Азербайджана Н. Касумов и другие. Долгие годы руководила этой художественной студией М.П. Агаева, ветеран войны, признанная лучшим мастером акварели Азербайджана. Живопись была её образом жизни, она дышала творчеством.

Дворец пионеров был для детей сказочной страной, где осуществлялись их мечты. Каких только кружков не было во Дворце! По моим подсчётам, их было свыше пятидесяти. Во Дворце была и фото студия, и кружок ковроткачества, художественной гимнастики, туристический кружок, морской кружок, где готовили будущих капитанов. У юных моряков был даже настоящий учебный корабль в море.

Каких только музыкальных ансамблей не было во Дворце! Аккордеонисты, нагаристы, сазисты, таристы… Была и хоровая студия, и кружки филофонистов, филателистов, картингистов… Был и кукольный театр, в котором дети создавали кукол своими руками. С теплотой вспоминаю я и библиотекаря Нину Яковлевну, она привила любовь к книгам не одному поколению ребят. Кружковцами Дворца были и КВНщики: капитан команды «Парни из Баку» А. Мемедханов и солист Большого театра России, а в детстве – солист ансамбля «Джуджалярим» Э. Азизов.

Ежегодно выступая на отчётных концертах, папа рассказывал о многогранной жизни пионеров Дворца. Среди присутствующих в зале были кружковцы разных лет, их родные и друзья. Как бы иллюстрируя слова папы, на сцену выходили кружковцы. Время выступления ребят было ограничено одной-двумя минутами. И чтобы успеть за этот промежуток продемонстрировать своё мастерство, нужны были незаурядные выдумка и фантазия. На сцене в стремительном па мелькали танцоры, их сменяли гимнасты, судостроители «спускали на воду» сконструированные ими корабли, туристы успевали не только поставить палатки, но и разжечь костёр, сварить ароматную кашу. Аплодисментами провожали зрители юных художников, скульпторов, фото- и радиолюбителей, авиамоделистов и представителей многих увлекательных профессий.

Очень много и интересно рассказывает о Дворце пионеров, директором которого с 1952 года был ее отец, Эльмира Алиева

Вспоминает Рафик Аскеров[править]

Наш кружок - Автомодельный. Напротив был Судомодельный. Далее по коридору Радио кружок и ещё далее Авиамодельный. Прекрасное детство. Многому там учили, что в жизни сегодня пригодилось. Стали мастеровыми, правильно сами работали с инструментами и почти на всех станках.

--I am 00:32, 1 июня 2011 (CEST)

Фотоальбом[править]

Примечание:

  1. © Copyright: Алиева Эльмира, 2017 Свидетельство о публикации №217072001778

--I am 00:27, 1 июня 2011 (CEST)

comments powered by Disqus