Строка 1: Строка 1:
 
==<center>Дом Д. Митрофанова (Баку)</center>==
 
==<center>Дом Д. Митрофанова (Баку)</center>==
см. также [https://www.ourbaku.com/index.php/%D0%9C%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2_%D0%94.%D0%94._-_%D0%BD%D0%B5%D1%84%D1%82%D0%B5%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%BC%D1%8B%D1%88%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B8%D0%BA#.D0.94.D0.BE.D0.BC_.D0.9C.D0.B8.D1.82.D1.80.D0.BE.D1.84.D0.B0.D0.BD.D0.BE.D0.B2.D0.B0_.D0.BD.D0.B0_.D0.92.D0.BE.D0.B4.D0.BE.D0.B2.D0.BE.D0.B7.D0.BD.D0.BE.D0.B9 Дом Митрофанова на Водовозной]
+
'''см. также''' [https://www.ourbaku.com/index.php/%D0%9C%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2_%D0%94.%D0%94._-_%D0%BD%D0%B5%D1%84%D1%82%D0%B5%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%BC%D1%8B%D1%88%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B8%D0%BA#.D0.94.D0.BE.D0.BC_.D0.9C.D0.B8.D1.82.D1.80.D0.BE.D1.84.D0.B0.D0.BD.D0.BE.D0.B2.D0.B0_.D0.BD.D0.B0_.D0.92.D0.BE.D0.B4.D0.BE.D0.B2.D0.BE.D0.B7.D0.BD.D0.BE.D0.B9 '''Дом Митрофанова на Водовозной''']''',  которая написана по историческим, архивным, справочным и др. источникам и содержит полностью достоверные и проверенные сведения.'''
  
  
Строка 7: Строка 7:
 
Дом с дворцовой роскошью строился с 1898-го по 1903-ой годы, расположился он на пересечении Орловской улицы  (Мухтадира - ныне Саида Рустамова)  и Водовозной (Ширшова - Алмаза Ильдырыма) около Ахундовского садика.  
 
Дом с дворцовой роскошью строился с 1898-го по 1903-ой годы, расположился он на пересечении Орловской улицы  (Мухтадира - ныне Саида Рустамова)  и Водовозной (Ширшова - Алмаза Ильдырыма) около Ахундовского садика.  
  
По предположению архитектора Эльчина Алиева, автором этого шедевра был немецкий архитектор И.В.Эдель, живший и творящий в тот период в Баку. При проектировании особняка зодчий придавал большое значение пластическому решению архитектурных форм. Применяя различные архитектурные детали, такие как консоли, трехчетвертные колонны с изящными капителями, барельефы лиц людей и львов на замочных камнях и другие декоративные элементы, он приблизил объемы особняка к восприятию здания как величественной скульптурной композиции.  
+
По предположению архитектора Эльчина Алиева, автором этого шедевра был немецкий архитектор И.В.Эдель<ref>К сожалению, это ошибочное предположение, так как по воспоминаниям жильцов, дом строил тот же архитектор, что строил в то же время и дом на Николаевской улице. Но неизвестно ни одного дома, построенного Эделем не то что в те годы, а вообще ни одного дома, построенного Эделем на Николаевской.</ref>, живший и творящий в тот период в Баку. При проектировании особняка зодчий придавал большое значение пластическому решению архитектурных форм. Применяя различные архитектурные детали, такие как консоли, трехчетвертные колонны с изящными капителями, барельефы лиц людей и львов на замочных камнях и другие декоративные элементы, он приблизил объемы особняка к восприятию здания как величественной скульптурной композиции.  
  
 
Отдельного внимания требует вход во двор, выделенный ризалитом, который в свою очередь расчленен колоннами высотой в два этажа и завершается строгим прямоугольным фронтоном. Консоли под колоннами очаровывают уровнем мастерства тонкой резьбы по камню. Изыскано, решено обрамление парадного входа с двумя колоннами, разорванным фронтоном и вензелем – Д.М. Срезанный угол здания торжественно украшает купол, окруженный парапетом.
 
Отдельного внимания требует вход во двор, выделенный ризалитом, который в свою очередь расчленен колоннами высотой в два этажа и завершается строгим прямоугольным фронтоном. Консоли под колоннами очаровывают уровнем мастерства тонкой резьбы по камню. Изыскано, решено обрамление парадного входа с двумя колоннами, разорванным фронтоном и вензелем – Д.М. Срезанный угол здания торжественно украшает купол, окруженный парапетом.
Строка 13: Строка 13:
 
Особняк имеет довольно просторный двор и до недавнего времени был, хорошо проветриваем, пока не закрыли вход с улицы. Во дворе сохранились родные кованые решетки перил. Планировка дома, конечно же, соответствует типу Бакинских особняков того периода с традиционными закрытыми балконами.
 
Особняк имеет довольно просторный двор и до недавнего времени был, хорошо проветриваем, пока не закрыли вход с улицы. Во дворе сохранились родные кованые решетки перил. Планировка дома, конечно же, соответствует типу Бакинских особняков того периода с традиционными закрытыми балконами.
  
Особняк, после известных мартовских событий 1918-го года использовался Бакинской Коммуной. До 1920-го года здесь размещалась дипломатическая миссия Франции, с приходом же советской власти и вовсе был разбит на многоквартирный дом.
+
Особняк, после известных мартовских событий 1918-го года использовался Бакинской Коммуной. До 1920-го года здесь размещалась дипломатическая миссия Франции<ref>На самом деле упоминаемая дипломатическая миссия Франции представляла квартиру французского консульского агента А.П. Емельянова, директора и владельца частной гимназии Емельянова, снимавшего много лет квартиру в доме Митрофанова</ref>, с приходом же советской власти и вовсе был разбит на многоквартирный дом<ref>Это также неверное утверждение, так как дом изначально был многоквартирным и по сути доходным, как впрочем и дома других бакинских миллионеров.</ref>.
  
 +
 +
[http://archiouvrage.com/ '' На сайте, где найден материал, автора к сожалению установить не удалось.'' ]
 +
----
 +
<references/>
 
<gallery widths="300" heights="250">
 
<gallery widths="300" heights="250">
 
Файл:Mitrofanov 1061-panorama.jpg|Баку. Дом Д. Митрофанова
 
Файл:Mitrofanov 1061-panorama.jpg|Баку. Дом Д. Митрофанова
Строка 36: Строка 40:
 
</gallery>
 
</gallery>
  
[http://archiouvrage.com/ К сожалению, на сайте, где найден материал, автора установить не удалось. ]
+
 
  
  
 
[[Category:Здания]]
 
[[Category:Здания]]

Текущая версия на 07:03, 23 декабря 2021

Дом Д. Митрофанова (Баку)
[править]

см. также Дом Митрофанова на Водовозной, которая написана по историческим, архивным, справочным и др. источникам и содержит полностью достоверные и проверенные сведения.


Бакинский особняк, который завораживает богатым пластическим решением фасадов. Он принадлежал нефтепромышленнику Дмитрию Митрофанову.

Дом с дворцовой роскошью строился с 1898-го по 1903-ой годы, расположился он на пересечении Орловской улицы (Мухтадира - ныне Саида Рустамова) и Водовозной (Ширшова - Алмаза Ильдырыма) около Ахундовского садика.

По предположению архитектора Эльчина Алиева, автором этого шедевра был немецкий архитектор И.В.Эдель[1], живший и творящий в тот период в Баку. При проектировании особняка зодчий придавал большое значение пластическому решению архитектурных форм. Применяя различные архитектурные детали, такие как консоли, трехчетвертные колонны с изящными капителями, барельефы лиц людей и львов на замочных камнях и другие декоративные элементы, он приблизил объемы особняка к восприятию здания как величественной скульптурной композиции.

Отдельного внимания требует вход во двор, выделенный ризалитом, который в свою очередь расчленен колоннами высотой в два этажа и завершается строгим прямоугольным фронтоном. Консоли под колоннами очаровывают уровнем мастерства тонкой резьбы по камню. Изыскано, решено обрамление парадного входа с двумя колоннами, разорванным фронтоном и вензелем – Д.М. Срезанный угол здания торжественно украшает купол, окруженный парапетом.

Особняк имеет довольно просторный двор и до недавнего времени был, хорошо проветриваем, пока не закрыли вход с улицы. Во дворе сохранились родные кованые решетки перил. Планировка дома, конечно же, соответствует типу Бакинских особняков того периода с традиционными закрытыми балконами.

Особняк, после известных мартовских событий 1918-го года использовался Бакинской Коммуной. До 1920-го года здесь размещалась дипломатическая миссия Франции[2], с приходом же советской власти и вовсе был разбит на многоквартирный дом[3].


На сайте, где найден материал, автора к сожалению установить не удалось.


  1. К сожалению, это ошибочное предположение, так как по воспоминаниям жильцов, дом строил тот же архитектор, что строил в то же время и дом на Николаевской улице. Но неизвестно ни одного дома, построенного Эделем не то что в те годы, а вообще ни одного дома, построенного Эделем на Николаевской.
  2. На самом деле упоминаемая дипломатическая миссия Франции представляла квартиру французского консульского агента А.П. Емельянова, директора и владельца частной гимназии Емельянова, снимавшего много лет квартиру в доме Митрофанова
  3. Это также неверное утверждение, так как дом изначально был многоквартирным и по сути доходным, как впрочем и дома других бакинских миллионеров.
comments powered by Disqus