Строка 5: Строка 5:
 
[[Image:Goslavski.jpg|thumb|left]]Иосиф Викентьевич Гославский родился в 1865 году в Варшавской губернии, в семье потомственных польских дворян. После окончания Санкт-Петербургского института гражданских инженеров им. Николая I в 1891 году молодого специалиста направляют в нефтяную столицу - город Баку - для возведения православного Александро-Невского собора, т.к. приглашенный ранее в Баку для возведения этого собора инженер-архитектор Д.А. Тесьмин, начавший производить постройку, вследствие невыгодных для него условий, отказался от работ.  
 
[[Image:Goslavski.jpg|thumb|left]]Иосиф Викентьевич Гославский родился в 1865 году в Варшавской губернии, в семье потомственных польских дворян. После окончания Санкт-Петербургского института гражданских инженеров им. Николая I в 1891 году молодого специалиста направляют в нефтяную столицу - город Баку - для возведения православного Александро-Невского собора, т.к. приглашенный ранее в Баку для возведения этого собора инженер-архитектор Д.А. Тесьмин, начавший производить постройку, вследствие невыгодных для него условий, отказался от работ.  
  
На важную стройку того времени ожидали приезда самого императора Александра III. Император приехал на церемонию закладки фундамента в 1888 г. Очевидцы рассказывают, что Александр III бросил на камень горсть золотых монет - "на счастье". Участвовали в этой церемонии и бакинские миллионеры, которые активно финансировали строительство первого в Баку православного святилища.
+
На важную стройку того времени ожидали приезда самого императора Александра III. Император приехал на церемонию закладки фундамента в 1888 г. Очевидцы рассказывают, что Александр III бросил на камень горсть золотых монет - "на счастье".
  
 
Молодой архитектор Иосиф Гославский работал не покладая рук, чтобы выполнить ответственное поручение по строительству монументального собора. Автором проекта был академик Р. Марфельд.<br>   
 
Молодой архитектор Иосиф Гославский работал не покладая рук, чтобы выполнить ответственное поручение по строительству монументального собора. Автором проекта был академик Р. Марфельд.<br>   

Версия 12:19, 7 апреля 2022

Гославский Иосиф Викентьевич- архитектор[править]

1865 - 1904

Goslavski.jpg

Иосиф Викентьевич Гославский родился в 1865 году в Варшавской губернии, в семье потомственных польских дворян. После окончания Санкт-Петербургского института гражданских инженеров им. Николая I в 1891 году молодого специалиста направляют в нефтяную столицу - город Баку - для возведения православного Александро-Невского собора, т.к. приглашенный ранее в Баку для возведения этого собора инженер-архитектор Д.А. Тесьмин, начавший производить постройку, вследствие невыгодных для него условий, отказался от работ.

На важную стройку того времени ожидали приезда самого императора Александра III. Император приехал на церемонию закладки фундамента в 1888 г. Очевидцы рассказывают, что Александр III бросил на камень горсть золотых монет - "на счастье".

Молодой архитектор Иосиф Гославский работал не покладая рук, чтобы выполнить ответственное поручение по строительству монументального собора. Автором проекта был академик Р. Марфельд.

Семья Гославских в Варшаве. 1910

Гославский был не просто архитектором в своих творениях, но художником, и даже скульптором. В архивах, по словам Фигарова-Фатуллаева, сохранились чертежи, сделанные его рукой, которые напоминают блестяще выполненную графику. Строительство собора завершится, когда Александра III уже не будет в живых.
Собор, как и заказывал император, получился величественным и грандиозным. Купола его были крыты чистым золотом, и весь он сиял и светился. Собор расположился в самом центре города. "Гызыл кился" можно было видеть из любой точки губернского города. А звон колоколов был слышен во всех уголках Баку.

Cобор был главной достопримечательностью города, и не было ни одного здания выше него - его высота была приблизительно 55,5 метров. В книге Манафа Сулейманова "Дни минувшие" отмечается, что по куполам "Гызыл кился" капитаны подплывавших к Бакинскому порту кораблей сверяли свои курсы.

В 30-е годы прошлого века собор был разрушен. Разрушали его, как рассказывают старожилы, несколько дней, с помощью взрывчатки. Высокопрочные стены собора поддавались с трудом. Величественное монументальное творение архитектора Марфельда не хотело умирать...


Союз двоих: Тагиев и Гославский

Через год после столь многообещающего начала профессиональной деятельности, молодого архитектора Иосифа Гославского назначают главным архитектором города Баку. На этой должности он пробудет до конца своей жизни, т.е. в течение 12 лет.

Много своих замечательных замыслов воплотит он в жизнь за эти годы. Среди них - дом Гаджи Зейналабдина Тагиева - ныне Музей истории Азербайджана, здание первой женской мусульманской школы - ныне Рукописный фонд Национальной академии наук, комплекс зданий Михайловской (Азизбековской) больницы, здания Технического училища (бывший пр. Ленина, д.20) и Технического общества (ул. Низами, д.115).

В эти годы нефтяного бума, можно сказать, создавался облик города Баку, который благодаря Гославскому и прекрасной школе архитекторов, создававших свои шедевры в Баку, соединял в себе европейскую архитектурную школу и элементы восточного зодчества. Через Гославского в те годы проходили все крупные проекты архитектурных домов, которые сегодня так украшают Баку.

Дружба Гославского с известным нефтяным магнатом Гаджи Зейналабдином Тагиевым позволяла архитектору создавать смелые проекты. Много его проектов были заказаны этим бакинским меценатом: дом Тагиева на Горчаковской улице, в котором он жил со своей семьей, дачный комплекс в Мардакянах, комплекс промышленных и административных зданий текстильной фабрики на Зыхе. По заказу Тагиева Гославский реконструировал также Тагиевский театр, построенный архитектором Васильевым в 1883 году. Среди проектов, построенных Гославским, следует назвать особняк Ашурбекова на ул. Гоголя - одно из лучших его строений.

Старожил Баку Ариф Шахбазов назвал еще несколько домов, построенных по проектам Гославского: школа садоводства в Мардакянах, здание из красного кирпича на ул. Воронцовской (Азизбекова), 13.

Шамиль Фигаров-Фатуллаев приводит и другие авторские здания Гославского, в том числе жилые: дом Теймурбека Ашурбекова на ул. Гоголя, №28 (1904), Меликовых на Азизбекова, №19 (1895 г.), дома Туманьянца и Адамова №25 и №27 (1892 и 1893 гг.) на ул. Коммунистической (ныне Истиглалийят) , Корганова, №21 (1899), Малыгина, Островского.

Бакинские виллы начались с мардаканской виллы Муртузы Мухтарова. Но последующие бакинские виллы будут более "торжественными". На песках Абшерона строить большие дома было нелегко. И от Гославского требовалось мужество решиться на такое строительство. Для вилл стали на баржах привозить землю.

Необыкновенно талантливый И. Гославский был в то же время крайне болезненным и хрупким. Судьба была к нему неблагосклонна. У него развилась скоротечная чахотка, и он прекрасно понимал, что времени у него мало. Несмотря на болезнь, он продолжал напряженно работать. Гославский работал круглые сутки, чтобы успеть реализовать свои замыслы. Возможно, именно этим объясняются частые отсылки семьи в Польшу. Он опасался за их здоровье и одновременно освобождал себя от семейных пут, ведь для серьезной работы нужны были и большие жертвы. Старшие дети его так навсегда и остались в Польше. К слову, по инициативе посольства Польши в Азербайджане в их стране ведутся поиски родственников Иосифа Гославского, и небезрезультатно. Скорее всего о семье Гославских, которые внесли немалый вклад в развитие Азербайджана, нужно писать отдельно, поскольку это интересная и обширная тема, и в рамках одной статьи сложно реализуема.

Венцом творения Гославского становится здание Городской бакинской думы, известное позже как Баксовет, и где ныне располагается исполнительная власть города. Оно по праву считается лучшим административным зданием Баку. Неповторимая архитектура этого здания придает романтический шарм официальной части города. Закладка его состоялась в мае 1900 года на Николаевской улице, как она тогда называлась (позже Коммунистическая, а ныне проспект Истиглалийят). Здание строилось 4 года, и власти не скупились на его строительство, выделив 400 тысяч царских рублей. Но Гославскому не суждено было увидеть лучшее свое творение: в возрасте 38 лет он умирает от тяжелой болезни легких.


Кавказский Растрелли

Бакинского архитектора Гославского называли "кавказским Растрелли". Но не за сходство стилей с великим зодчим, а за большой авторитет в архитектуре, который Иосиф Гославский успел за короткий срок завоевать, что подтверждают старожилы города. В действительности с Растрелли у Гославского есть много общего, не ограничивающегося лишь известностью в архитектуре. Феноменальное творчество архитектора еще ждет своего исследователя. Впрочем, хотелось бы привести собственные соображения. Растрелли, всего себя без остатка отдававший своему делу, основывался в работе на принципах классицизма, как и Гославский. Он умело мог объединять много стилей, приемов и форм, что приводило к появлению новых направлений и развитию искусства в камне. Это было свойственно и Гославскому. Монументальность зданий Растрелли умело сочетал с романтизмом и пластичностью, что тоже свойственно архитектуре Гославского. Поиски нового стиля, несущего национальные оттенки, приводили к открытиям, например, известно "русское барокко" Растрелли (Санкт-Петербург, где он создал многие свои шедевры, кстати, обязан своим архитектурным обликом этому великому зодчему). Гославский, создавая свои монументы в восточной стране, также находил новые выражения своих идей, с применением восточных стилевых решений. Как и Растрелли, который все создавал сам: лепнину, орнаменты паркета, оконные решетки, вплоть до светильников и дверных ручек, Гославский, как было отмечено выше, тоже до мелочей брал на себя все решения в проектном здании.

Гославский - поэт в архитектуре, считает Фигаров-Фатуллаев. А здание Рукописного фонда архитектор назвал "поэмой". Этим зданием Гославского, по его мнению, знаменуется начало нового национально-романтического направления в истории архитектуры Баку. Оно построено сдержанно, с тактом, но с объемной пластикой, создающей эффект поющих камней. Кстати, многие эмигранты-бакинцы, приезжая в Баку, в первую очередь стремятся на улицу Истиглалийят, которая стала символом нашего города. Здесь и Баксовет, и Исмаиллия (здание президиума Академии наук), и Монолит, и виден величественной скульптуры Музей им. Низами, и филармония.

Кинорежиссер Зия Шихлинский услышал в искусстве Гославского и музыку. В 1998 году на студии "Азанфильм" Шихлинский снял документальный фильм об архитектурных зданиях Иосифа Гославского под названием "Возвращение Шопена". Зоркий глаз кинорежиссера подметил, что архитектура Гославского своим торжественным романтизмом, возвышенной пластикой, в то же время непретенциозностью вызывает ассоциации с музыкой гениального польского композитора Фредерика Шопена. Фильм сопровождается музыкой 13-го этюда композитора.

Говорят, в творениях архитекторов живут их души. Если в этом есть доля правды, то душа Иосифа Гославского жива. Помнить Иосифа Гославского - одного из лучших представителей бакинской интеллигенции, отдавшего свою короткую, но достойную человека жизнь нашему городу, его красоте и благополучию, - долг каждого бакинца, любящего свой город, свою столицу.

С.Гейдарова

1892-Goslavsky.JPG
Барановский Г.В. "Юбилейный сборник сведений о деятельности выпускников Института гражданских инженеров" (1842 - 1892). С.-Петербург, 1892.


1904 Goslavsky.jpg

И.В. Гославский
(1865-1904)
15-го января 1904 г. умер в Баку талантливый зодчий Иосиф Викентьевич Гославский. Умер он совсем молодым – 38 лет[1], пробыв в течение одиннадцати лет бакинским городским архитектором.
Не каждому дана возможность, даже при очень больших способностях, выполнить свой общественный долг, но, кажется, за свою короткую архитектурную деятельность И.В. Гославский выполнил эту большую задачу.

В 1892 г.[2] приехал он в Баку по поручению Технического Строительного Комитета для постройки собора по проекту академика Р.Р. Марфельда; это было начало времени строительной горячки города, разросшегося за последнее десятилетие вдвое против прежнего, - города, имевшего прекрасный строительный материал и хороших каменщиков, но утратившего характер персидско-арабского стиля своих старых общественных построек и не усвоившего зодчества общеевропейского характера: город обстраивался, за небольшими исключениями, бесстильно.

И.В. Гославский уже при разработке деталей собора привлек соответственные силы для грамотной тески, орнаментировки и блестяще выполнил порученную ему постройку собора, а затем внес в строительство те художественные элементы, которые заставляют и сотоварищей но зодчеству тянуться к лучшим замыслам и исполнению, и население - относиться более отзывчиво к эстетическим требованиям.

Привлекая умелых мастеров для разработки орнаментов, вводя технические усовершенствования, покойный много способствовал поднятию общего уровня строительного дела города, а постройки его, как частных домов (дом Цатурова для Тифлисского Коммерческого банка, д. Тагиева с великолепной внутренней отделкой, д. Абрамова), так и зданий для общественных надобностей, носят отпечаток талантливой руки.

За исключением женского мусульманского училища, построенного в арабском стиле (местным жителем г. Тагиевым), остальные постройки покойного исполнены в стиле возрождения; он изменил итальянскому характеру лишь в последнем своем произведении - здании Бакинской городской думы и управы. С некоторыми из них мы надеемся познакомить в будущем наших читателей.

Тепло и сердечно похоронили И. В., тепло его вспомнила местная Дума, но теплее всего говорят и будут за него говорить те, кто с ним работал, как о человеке - и его произведения, как о искре Божьей. "Зодчий", 1904 №8


Нижеприведенный список наглядно демонстрирует, некоторые здания, построенные Иосифом (Юзефом) Викентьевичем Гославским в Баку:

Здание
Дата постройки
Владелец
Адрес
Тифлисский коммерческий банк Горчаковская Цатуров
Трехэтажный жилой дом 1895-1897 ул. Воронцовская (ныне Сафарли), 19
Особняк 1893-1902 Г.З.А.Тагиев ул. Горчаковская (ныне Тагиева), 4
Трехэтажный жилой дом 1894-95 Туманьянц ул. Николаевская (ныне Истиглалият), 5
Трехэтажный жилой дом 1893-95 Адамов ул. Николаевская (ныне Истиглалият), 7
Двухэтажный жилой дом 1893-95 Тагиев ул. Почтовая (ныне Тагизаде), 70
Дача (вилла) 1893-95 Г.З.А.Тагиев село Мардакяны (Апшерон)
Текстильная фабрика 1896-99 Г.З.А. Тагиев село Зых (Апшерон)
Здание Бакинского отделения Императорского технического общества 1898-99 БОИРТО ул. Торговая (ныне Низами)
Здание Бакинского технического училища 1898-99 городской дом ул. Станиславская (ныне Азадлыг), 20
Здание Александринской женской русско-татарской (русско-азербайджанской) школы 1898-1901 Г.З.А. Тагиев ул. Николаевская (ныне Истиглалият), 8
Театр 1899 - 1900; 1904 (перестройка, совместно с П. Когновицким) Г.З.А. Тагиев ул. Меркурьевская (пр. З. Алиевой), угол ул. Горчаковской (ул. Г.З.А. Тагиева)
Здание бакинской городской Думы 1900-1904 городской дом ул. Николаевская (ныне Истиглалият), 4
Трехэтажный жилой дом 1900 - 1904 Ашурбеков Теймур ул. Гоголя, 28


Примечание:

  1. В статье возраст указан неточно.
  2. В статье ошибочно указан 1891 год.


Источник:
С.Гейдарова "Поэма в камне" архитектора Гославского

Использованы также материалы сайта общины "Полония - Азербайджан"

comments powered by Disqus