м (Ksp переименовал страницу ГЕНРИ, Джеймс Доддс : “Баку. История богатая событиями” («Шахсей-вахсей» в Баку) в [[ГЕНРИ, Джеймс Доддс : “Баку.…)
(нет различий)

Версия 13:56, 12 сентября 2020

Генри, Джеймс Доддс :
“Баку. История богатая событиями” («Шахсей-вахсей» в Баку)
[править]

Из книги "Baku. An Eventful History" [1] Джеймса Доддса Генри, основателя и редактора журнала «Petroleum World».


Часть II: Из главы 14
[править]

«Шахсей-вахсей» в Баку

" В этом году церемонии «шахсей-вахсей» на нефтяных приисках и в окружающих селах были подготовлены тщательнее, чем обычно.
Причин было несколько. Празднование происходило спустя две недели после февральской резни, и впервые его вынесли на улицы современного Баку.
Надеясь удовлетворить мусульманское население, власти разрешили провести множество церемоний под открытым небом.

Церемонии продолжались не меньше десяти дней.
Они начались с уличных процессий и закончились обрядами нанесения людьми увечий самим себе.
В этот день я с раннего утра отправился в один из мусульманских кварталов города; между восемью и девятью утра улицы повсюду были полны татар, персиян и русских. Очевидно, для всех мусульман объявили выходной день.

Люди, хорошо знающие Баку, говорили мне, что никогда раньше не видели на улицах столько мусульманок в чадрах. Эти женщины, закутанные в свои пыльные одежды, как в саваны, теснились на плоских крышах домов, наблюдая сверху за улицами, которые были специально отведены для церемоний и огорожены властями.

Церемонии начались одновременно в нескольких местах.
Та, за которой я наблюдал, имела демонстративный размах, я видел ее от начала и до конца с крыши дома. Вначале на дальнем конце улицы вывели двух лошадей, накрытых попонами из черного бархата, с приспособлением на седле в виде открытой полусферы. Эти лошади представляли священных животных, которые некогда несли тела мучеников-имамов. Лошадей вели под уздцы, мне сказали, что обычно на одной из них восседает мальчик, который крепко сжимает рукоятку короткого меча, протыкающего его чалму. Может показаться, что меч протыкает лоб, такой реалистичной выглядит агония, изображенная на лице юного исполнителя.

Одна из лошадей, обеспокоенная меланхоличными причитаниями толпы, лягнула некоторых из последователей Али, и ее пришлось удалить из процессии.
Другая шла с медленным достоинством, знакомым нам по лошадям, везущим барабаны английской конной стражи. Она повела за собой процессию вверх и обратно вниз по улице, прежде чем ее тоже увели.

Sh-Va).JPG

Все это время группы людей двигались по улицам следом за небольшой процессией религиозных предводителей с флагами.
Эти люди имели при себе самые разнообразные орудия для того, чтобы хлестать себя по спине со скорбными возгласами «шахсей-вахсей».
Другие набирали конфетти из коробки, которую несли на палках наподобие носилок, и бросали их горстями на тех, кто ударял себя с возрастающим рвением, выражая всевозможные признаки претерпеваемых мук.

Линия фигур в черном ритмично раскачивалась то в одну, то в другую сторону под мерный бой барабана.
Далее шли двое юношей, хлеща себя по спинам цепями, которые они закидывали себе за плечи, громко нараспев восклицая «шахсей-вахсей». Цепи били по спине и рассекали кожу с каждым ударом грубо изготовленного барабана.
Юные приверженцы Пророка били себя по обнаженным торсам каждое утро на протяжении десяти дней, поэтому их тела были красными, кое-где виднелись кровоподтеки и сочащаяся из порезов кровь.

Новые ряды фигур в черных и красных одеждах выходили из обычного двора, но только при появлении людей в белом, которые должны были исполнять обет, нанося себе резаные раны, стоны перешли в неистовый рев, слова «шахсей-вахсей» стали выкрикивать с устрашающей выразительностью.
Несколь ко ответственных за церемонию – энергичные люди в обычной одежде и войлочных шапках без полей – обратились к ее участникам с пылкой речью и театральной жестикуляцией. Последние, испуская вопли и рыдая, стали энергично наносить себе удары.
Примерно через час главные действующие лица в белых одеяниях выступили вперед во второй раз. Двигаясь в линию, раскачиваясь взад и вперед в такт барабанному бою с еще более громкими выкриками «шахсей-вахсей», они быстро перешли на одну сторону улицы.
Руководители церемонии подошли к ним с запасом кинжалов и ввели их криками в состояние неистовства, на которое было жутко смотреть со стороны. Они вложили кинжалы в руки участников, и те начали наносить себе раны на коже головы, раз за разом занося кинжал и опуская себе на темя.
Почти после каждого удара брызгала кровь, и вскоре один за другим участники церемонии превратились в пошатывающиеся, залитые кровью фигуры.
Многие слишком ослабели, чтобы продолжать наносить себя удары, и от потери крови падали в обморок. Их оттаскивали или уводили те, кто давал им кинжалы.

Мне сказали, что во время других церемоний, особенно в Кишлах и на нефтяных приисках в Балаханах, люди наносили себе смертельные ранения. Некоторые из тех, кто резал себя с наибольшим ожесточением, искупали грехи богатых мусульман. Полученными за это деньгами они делились с муллами."

Фотоальбом: Шахсей-вахсей в Баку
[править]


Примечания:


  1. "BAKU: AN EVENTFUL HISTORY"
    Author: Henry, James Dodds, b. 1864
    Language: EN
    Pages: 330
    Year published: 1905
    Publisher: London, A. Constable & Co., ltd.

P.S.[править]


В статье использованы также материалы из открытых источников INTERNET'а.


© Copyright: Сибор Филс, 2013
Свидетельство о публикации № 213033001552


При использовании любых материалов данной статьи ссылка на сайт "НАШ БАКУ"
ОБЯЗАТЕЛЬНА !


--Sibor 23:35, 28 марта 2013 (CET)
--Sibor (обсуждение) 22:42, 29 апреля 2016 (CEST)

comments powered by Disqus