Облик восточного города не мыслим без бани – хамам. Именно в банях наиболее полно и неприкосновенно сохранились традиции, делающие баню не только местом для омовения, но и своеобразным культурным центром. Народы Востока, в силу своей особой ментальности, оберегали не столько обустройство бань, сколько тот особый дух общности, единения и культурного общения, который делал бани настоящим “мужским клубом”.

Баня "Фантазия".jpg

Баня была не только местом омовения, но и традиционного общения, заключением сделок, возможностью встретиться с друзьями. На Востоке бани завоевали огромную популярность еще и потому, что в условиях столь жаркого климата просто невозможно обойтись без регулярного очищения тела. То есть восточная баня служила не только для лечения, но и для профилактики многих заболеваний. Но главное даже не это. Все в восточной бане подчинено единой цели - расслаблению и отдохновению.

Первоначально, восточная баня была совершенно иной, более примитивной, а для современного человека так и вовсе “дикой”. Состояла она всего из одного помещения (собственно парного отделения), в котором интенсивно потеющие люди специальными шерстяными рукавицами - “кисами” натирали свои тела, “скатывая” грязь и пот. Посидев и “очистившись” таким образом, они обливались водой и оставались вполне удовлетворены результатом. Такой способ мыться в бане имел, однако, одно неоспоримое преимущество - он был очень экономным: воды нужен был какой-то минимум, да и мыло не расходовалось совершенно. А если учесть, что и мыла-то как такового не было, и люди использовали вместо него золу, песок или какие-нибудь специально изготовленные пасты из пчелиного воска, то, по большому счету, такую баню следует признать вполне разумной. Ведь, в принципе, все равно, каким образом достигается чистота, раз конечный результат одинаков…

Со временем даже выработался специфический банный этикет, регламентирующий не только порядок проведения омовений, но и процедуры массажа, и темы разговоров, и даже манеру общения друг с другом. Этот особый банный этикет сохраняется и по сей день, правда, уже не в такой строгой форме, но все-таки…

И если мы захотим подробнее ознакомиться с тем особым эмоциональным настроем, который так культивировался в те времена и продолжает бережно поддерживаться в турецких банях и по сей день, мы можем открыть повесть Максуда Ибрагимбекова “И не было лучше брата”, в которой весьма подробно описан тот ритуал, которым сопровождалось омовение в бакинской бане.

Герой этой повести еще с вечера настроил себя на определенный лад, а рано утром не торопясь отправился в баню. Неторопливость - вот основное правило настоящего ценителя хорошей бани. Проявлять поспешность - значит нарушать установившийся ритуал, а для восточного мужчины ритуал и верность традициям являются чуть ли не основополагающими понятиями, которым подчиняется их жизнь.

Что же входит в этот особый банный ритуал и что представляет из себя бакинская баня? В бакинской бане нет общих отделений, в которых посетители моются сообща. Такой способ просто не принят, так что баня разделена на довольно просторные отдельные кабинеты, состоящие из раздевалки и собственно парного отделения, в котором и происходят омовения. Посетитель проходит в кабинет, раздевается и ложится на мраморную лежанку, которую перед этим заботливо вымыли и согрели банщики. Минут через 10, когда тело посетителя уже достаточно распарено, в кабинет приходит “терщик”-массажист.


Банщик (1901).jpg


Как правило, бакинец ходит в одну и ту же баню на протяжении всей своей жизни, так что он прекрасно знаком со всеми банщиками и массажистами, да и они знают не только его имя, но и имена его домочадцев и родственников, и прекрасно осведомлены обо всех его делах. Но с массажистом можно обсудить не столько домашние дела (обычно об этом говорят в женской бане), сколько дела и проблемы общественного порядка.

Вымыв и помассировав посетителя, банщик благодарит его, выслушивает ответную благодарность и уходит. Теперь посетитель переходит в чайхану, в которой после бани собираются все посетители: сразу после купания уходить домой не принято. В чайхане каждому посетителю предлагают отдельный столик и приносят свежезаваренный чай. Спокойно попивая чай, мужчина может расслабиться и в одиночестве поразмыслить о своих делах, а может и пригласить кого-нибудь из знакомых разделить с ним компанию. До тех пор пока не последует приглашение, никто не станет “подсаживаться” за его столик и нарушать его уединение. Это просто не принято по особому этикету, да никто и не поймет такого смельчака, способного на столь дерзкие поступки. Складывается такое впечатление, что восточные мужчины просто невероятные индивидуалисты. На самом деле это совсем не так, просто там все очень ценят суверенитет отдельно взятой личности и поэтому не “набиваются” бесцеремонно в компанию, а ожидают специального приглашения: если человек хочет пообщаться, он найдет способ, не нарушая приличий, сделать это. Такое правило соблюдают все, даже по отношению к старинным друзьям принято относиться с подобными церемониями. Но конечно же, в чайхане можно не только посидеть и в уединении попить чайку, но и пообщаться, выкурить кальян или сыграть несколько партий в нарды. И что самое интересное, восточные мужчины, весьма азартные по своей природе, никогда не играют на деньги: это будет нарушением правил, неписанного кодекса, если чайханщик допустит в своем заведении подобное. Играют только “на интерес”, и за игрой могут наблюдать остальные посетители, но наблюдать, опять же, только молча. Вернее, между собой и вполголоса обсуждать игру можно, но никогда ни один из наблюдателей не позволит себе давать советы игрокам, как им следует играть, - неприлично! Вот так и проходил “банный день” у мужчин.

Для женщин «банный день» можно было сравнить с «выходом в свет». Лучшие свои украшения и наряды азербайджанки надевали… в баню. Дело в том, что баня для местных женщин была своего рода клубом. Здесь можно было спокойно собраться, отдохнуть от домашних дел, вдоволь наговориться и посплетничать. Кроме непременного медного кувшина и банного сундучка хамам сандыгы с маленьким замком (сундучки эти и кувшины, на заказ изготовленные медником, полагалось давать каждой девушке в приданое), в баню брали специально к этому случаю приготовленные сладости, вино, фрукты…

В бане дамы старшего поколения выбирали невест для своих сыновей - благо все достоинства и недостатки девушек здесь были на виду. В бане женщины перемывали кости мужьям, обменивались друг с другом секретами красоты, смешивали хну для окраски волос, обсуждали, в какой лавке лучше покупать угольно-черную сурьму для ресниц и асфальтово-серую весме для бровей, и стоит ли вместо сурьмы и весме использовать мил, специальный косметический карандаш (мил существовал трех видов - для глаз, бровей и родинок - хал). Здесь же, в бане, мастерица узалан за весьма умеренную плату с помощью крученой нитки могла избавить девушку от излишней растительности на лице (этот примитивный способ депиляции, называемый здесь уз алдырмаг, на территории Азербайджана впервые начали применять чуть ли не тысячу лет назад).

Говоря о косметике, гигиене и уходе за собой, нельзя не сказать о гиляби; особом сорте пластовой глины, богатой щелоком и употребляемой в качестве мыла. Гиляби бывает голубой, желтой и белой. Белая глина использовалась для мытья головы, а другие; для стирки одежды. Пожалуй, баня была единственным местом, где азербайджанку можно было увидеть с непокрытой головой. Появляться на людях без головного убора, показать посторонним такую интимную вещь, как волосы, считалось верхом неприличия.

Самой крупной и древней дошедшей до нас баней в Старом городе является хамам Хаджи Баани. До 1960 года о ней никто не знал, так как она была засыпана землей. На поверхности находились многочисленные лачужки и дома, жители которых в течение сотен лет не догадывались о том, что под их ногами зарыт древний памятник.

В старом городе есть еще несколько средневековых бань – Касумбековская, Агазейнала и Агамикаила. Последняя является единственной из действующих средневековых бань старого города.

Что касается Касумбековской бани, то с ней связана любопытная легенда. Баня была построена в XVIII-XIX веках. Многочисленные купола этого сооружения еще до недавнего времени находились под жилыми домами. После того как их отрыли и реставрировали, у жителей города появилась легенда. Согласно народному преданию, Касумбек повелел строителям возвести купола бани по числу своих многочисленных жен. Спустя века богатство и мужское достоинство Касумбека, способного прокормить столько жен, вызывает восхищение у жителей старого города.

В конце 19 века в облике и названиях улиц, домов, в одежде бакинцев причудливо переплетались черты Европы и Азии… Именно этим, желанием идти «в ногу» с Европой, и вызваны столь оригинальные названия бань: «Эрмитаж». «Фантазия», «Сархан», «Тоюг йеян».

Часто бани назывались по имени владельцев: мироновская, ахундовская, кадыровская, молоканская и пр.

Вторая половина 50-х годов XX века… С субботнего полудня и до позднего воскресного вечера в Баку были необъявленными банными днями. В многочисленные бани города шли и млад, и стар. Шли семьями в “номера”, шли вместе с друзьями или подругами. Поход в баню был составной частью семейной жизни. В банях исправно работали парикмахерские и чайхана, а границу между общим мужским и общим женским отделениями охраняли даже построже государственной. Каждая баня была оборудована холлом для ожидающих своей очереди в “номера”. Здесь можно было посидеть за столом или на мягких диванах. В ожидании своей очереди велись размеренные беседы о житие-бытие, изредка прерываемые упреками в адрес не к месту расшалившихся детей. В баню шли и матери с дочерьми на выданье. На смотрины или на выбор невест матери молодых людей тоже приходили в баню. С банщицами любили посудачить многие женщины. Общественная жизнь в банях била ключом, выходные почти все население миллионного города успевало искупаться. А в понедельник весь город приступал к новой неделе в чистом и опрятном виде.

Одна из старейших бань, что выше мечети Тезе Пир, действует до сих пор. В свое время она славилась своим банщиком. Его звали Малик, он носил красную повязку вокруг бедер, и когда стоял в проеме дверей, ведущих в мужское отделение, то казался банным главнокомандующим.

Самой крупной баней Баку была так называемая “Советская” - многоэтажная, рассчитанная на мытье большого количества бакинцев. Наружные двери “Советской” напоминали массивные ворота управления имперской безопасности из телефильма “17 мгновений весны”: фойе было выложено мрамором и сверкало крупными зеркалами, в которых появлялось отражение каждого входящего. Наверх вели широкие лестницы, вокруг все блестело чистотой и вызывало восхищение. За час во всех отделениях и “номерах” только бани № 4 - это та “Советская”, которую ныне сносят после капитального (!) ремонта, - могли искупаться 300 человек. За 12-14 часов работы баню посещали от 3 до 4 тысяч человек (цифры за 1989 год). А расход воды составлял всего 400-500 тонн.

Были в Баку и элитарные бани, такие, к примеру, как “Московская” - два этажа и, может, штук 60 “номеров” - ну и, конечно, “Фантазия”.

Знаменитые “Бани Миронова”, расположенные на Нижне-Приютской улице - угол ул. Магазинной (Камо - С.Осипяна; ныне С.Рагимова - С.Рустама, получившая затем название “Московская”, была недавно снесена).


Источник: Ф.Ахундов ; М. Сулейманов "Дни минувшие"; Ш.Фатуллаев "Градостроительство Баку"; Здесь, воспоминания разл. бакинцев


Список (неполный) бань Баку


  • Баня «Фантазия» на углу Сураханской и Армянской (Первомайской и Горького) - - 1880г.
  • Баня на Мариинской (ул.Корганова) - 1887, арх.М. Измайлов
  • Баня на углу Сураханской и Татарской ул. (Первомайская и Крупской) - 1888, арх. Ф.Лемкуль
  • Баня на углу Азиатской и Воронцовской ул. (Петра Монтина и Азизбекова) - 1880, арх. О.Порфиров
  • Баня №1 - ул.Али Байрамова и Басина/Дмитрова
  • Баня №3 - ул. Щорса уг. Азизбекова, напротив “офицерской” бани.
  • Баня №4 (бондарная) - ул. Димитрова между пр.Кирова и С.Вургуна
  • Мироновская (Миронова) баня - ул. С.Осипяна уг. Кецховелли


Реставрированная старая баня на углу улицы Буйнакской и Мехти Гусейна.

comments powered by Disqus