Строка 8: Строка 8:
  
 
Юзеф (Иосиф Касперович) Плошко родился в 1867 году.  
 
Юзеф (Иосиф Касперович) Плошко родился в 1867 году.  
Первоначально учился в Императорской Академии Художеств, но вскоре ее оставил и поступил в Петербургский Институт гражданских инженеров. После его окончания в 1895 году Плошко был отправлен в Киев. Проработав там 2 года, он по приглашению Юзефа Гославского переехал в Баку и занял место участкового архитектора в строительном отделении Бакинской городской управы. Со временем он займет должность городского архитектора Баку.  
+
Первоначально учился в Императорской Академии Художеств, но вскоре ее оставил и поступил в Петербургский Институт гражданских инженеров. После его окончания в 1895 году Плошко был отправлен в Киев. Проработав там 2 года, он по приглашению Юзефа Гославского переехал в Баку и занял место участкового архитектора в строительном отделении Бакинской городской управы. Со временем он займет должность городского архитектора Баку, но уйдет с этой должности, т.к. городская дума приняла запрет о занятии частной практикой архитекторам, состоящим на городской службе.  
  
 
[[Файл:Плошко жена.jpg|250px|center]]
 
[[Файл:Плошко жена.jpg|250px|center]]
Строка 53: Строка 53:
  
  
Другой, не менее интересной культовой работой Юзефа Плошко являлся католический костел Пресвятой Девы Марии в Баку. Проект был разработан в 1909 году, строительство завершилось спустя три года. Костел назывался «польским», так как среди прихожан доминировали поляки, а главными жертвователями были семья Рыльских – нефтепромышленников польского происхождения и Витольд Згленицкий – основоположник добычи нефти из-под дна Каспия. <br>
+
Другой, не менее интересной культовой работой Юзефа Плошко являлся католический костел Пресвятой Девы Марии в Баку. Проект был разработан в 1909 году, строительство длилось очень долгое время. Костел назывался «польским», так как среди прихожан доминировали поляки, а главными жертвователями были семья Рыльских – нефтепромышленников польского происхождения и Витольд Згленицкий, служивший в Бакинском пробирном округе в должности губернского пробирера. <br>
Храм был построен в готическом стиле Плошко при разработке этого проекта не повторил архитектуру известных готических соборов Польши, но в то же время сумел передать характерные особенности польской готики, которая, в отличие от французской или английской, не отличалась особой пышностью и богатством декоративных форм, но имела свои характерные моменты. <br>
+
Храм был построен в готическом стиле. Плошко при разработке этого проекта не повторил архитектуру известных готических соборов Польши, но в то же время сумел передать характерные особенности польской готики, которая, в отличие от французской или английской, не отличалась особой пышностью и богатством декоративных форм, но имела свои характерные моменты. <br>
 
Главный фасад храма в виде пластичной двухбашенной композиции, хорошо определенный силуэт костела, с гранеными, открытого типа башнями, кровля которых украшена краббами. Нижняя часть фасада отмечена строгой пластичностью рисунка, подчеркнута порталом, окном-розой, так уместно включенным в общую композицию.<br>  
 
Главный фасад храма в виде пластичной двухбашенной композиции, хорошо определенный силуэт костела, с гранеными, открытого типа башнями, кровля которых украшена краббами. Нижняя часть фасада отмечена строгой пластичностью рисунка, подчеркнута порталом, окном-розой, так уместно включенным в общую композицию.<br>  
Здание находилось в престижном районе Баку - на пересечении улиц Меркурьевской и Каспийской (ныне пр. Азербайджана и Бейбутова) и было настоящим украшением города. Костел снесли в 1930-е годы.  
+
Здание находилось в престижном районе Баку - на пересечении улиц Меркурьевской и Будаговской (ныне ул. Зарифы Алиевой и Бейбутова) и было настоящим украшением города. Костел снесли в 1930-е годы.  
  
  

Версия 14:12, 3 сентября 2020

Плошко Иосиф Касперович - архитектор[править]

Ploszko.jpg

1867-1931

Юзеф (Иосиф Касперович) Плошко родился в 1867 году. Первоначально учился в Императорской Академии Художеств, но вскоре ее оставил и поступил в Петербургский Институт гражданских инженеров. После его окончания в 1895 году Плошко был отправлен в Киев. Проработав там 2 года, он по приглашению Юзефа Гославского переехал в Баку и занял место участкового архитектора в строительном отделении Бакинской городской управы. Со временем он займет должность городского архитектора Баку, но уйдет с этой должности, т.к. городская дума приняла запрет о занятии частной практикой архитекторам, состоящим на городской службе.

Плошко жена.jpg
Фотография И.К. Плошко с супругой Сабиной Владиславовной, подаренная Сулейман беку Мансурову с дарственной надписью – «Дарю моему душевному другу Сулейману Мансурову. И.Плошко. 22 мая 1903 год». (Подарок нашему сайту от Э. Мансурова.)


В Азербайджане он встретил своих знакомых по Институту – Юзефа Гославского и Казимира Скуревича, Евгения Скибинского. Благодаря большому таланту и трудолюбию Плошко занял достойное место среди архитекторов и скоро покорил Баку своими замечательными монументальными и красиво построенными зданиями. Это были жилые и доходные дома, общественные, гражданские, культовые сооружения.
Стилевая система архитектурных произведений Плошко не однообразна. Это европейская классика, венецианская и французская готика высокого класса, особенно модерн, наиболее модный в начале ХХ века.
Заказчиками архитектора становились известные местные миллионеры, восхищенные его творческой фантазией. Плошко был приближенным архитектором миллионера Ага-Мусы Нагиева, но среди его заказчиков были также Муртуза Мухтаров, Нури Амирасланов, семья польских богачей Рыльских и другие. Творчество этого зодчего капитально и многогранно, занимает значительное место в архитектурно-планировочной структуре столицы Азербайджана.

Исмаилия (Баку).jpg


Первая работа Плошко в Баку – «Исмаилия» - сразу выдвинула его в первые ряды городской архитектурной среды.
В 1907 году Ага Муса Нагиев приобрел участок в центре города – на ул. Николаевской и заказал архитектору Плошко общественно-благотворительное здание - в память рано умершего сына. Произведение польского архитектора стало настоящим украшением города. Великолепное палаццо «Исмаилии», выполненное в венецианской готике, очень гармоничное, пластичное, хорошо прорисованное, вызывает сильные эмоции - восхищение мастерством зодчего и искусством каменщиков, воплотивших в камне подлинную симфонию. Объемное выражение «Исмаилии» раскрылось полностью в начале 1920-х годов, когда на месте расположенной рядом типографии «Каспий» был заложен сквер им. Сабира. Сегодня в здании «Исмаилия» находится президиум Национальной Академии Наук Азербайджана.


Telefonnaya 1967 doma Nagieva.jpg


Юзеф Плошко проявил себя как большой мастер архитектуры также и в жилищном строительстве. Он легко обращался с композиционными приемами и как сын своей эпохи реализовал себя в различных стилевых направлениях, особенно в модерне, который блестяще чувствовал и передал в постройках.
Подтверждение тому – жилые дома на ул. Телефонной (ныне 28 Мая,4-6), принадлежавшие Ага Мусе Нагиеву, а также на ул. Торговой (Низами,93)



Vladikawkaz.jpg


Второй свой значительный заказ архитектор получил от другого известного миллионера – Муртузы Мухтарова – на постройку мечети в г. Владикавказе. Плошко основательно ознакомился с архитектурой ислама на памятниках культового зодчества в Баку. Вторая мечеть города – суннитская, сооруженная на средства известного нефтепромышленника Мухтара Мухтарова по просьбе его тестя полковника Хамби Туганова и преподнесенная им в дар городу. Прекрасное здание мечети с двумя минаретами было построено по его проекту инженером Богдановым. Мусульмане-сунниты Владикавказа в знак благодарности пожелали назвать его Джума-мечетью Мухтарова и увековечили имя последнего в надписи на мраморной доске.

Храм, завершенный в 1908 году, был построен на берегу Терека и, несомненно, является красивейшей постройкой Владикавказа.




Собор девы Марии1916.jpg


Другой, не менее интересной культовой работой Юзефа Плошко являлся католический костел Пресвятой Девы Марии в Баку. Проект был разработан в 1909 году, строительство длилось очень долгое время. Костел назывался «польским», так как среди прихожан доминировали поляки, а главными жертвователями были семья Рыльских – нефтепромышленников польского происхождения и Витольд Згленицкий, служивший в Бакинском пробирном округе в должности губернского пробирера.
Храм был построен в готическом стиле. Плошко при разработке этого проекта не повторил архитектуру известных готических соборов Польши, но в то же время сумел передать характерные особенности польской готики, которая, в отличие от французской или английской, не отличалась особой пышностью и богатством декоративных форм, но имела свои характерные моменты.
Главный фасад храма в виде пластичной двухбашенной композиции, хорошо определенный силуэт костела, с гранеными, открытого типа башнями, кровля которых украшена краббами. Нижняя часть фасада отмечена строгой пластичностью рисунка, подчеркнута порталом, окном-розой, так уместно включенным в общую композицию.
Здание находилось в престижном районе Баку - на пересечении улиц Меркурьевской и Будаговской (ныне ул. Зарифы Алиевой и Бейбутова) и было настоящим украшением города. Костел снесли в 1930-е годы.



Mukhtarova.jpg



Разбогатевшие в период нефтяной горячки буржуа конкурировали в области архитектуры, заказывая для себя все более пышные виллы и дворцы. Упомянутый уже Муртуза Мухтаров решил создать дворец в стиле готики, а не в национально-восточной трактовке, как сначала предполагал Плошко.

Здание дворца Мухтарова на улице Персидской (ныне ул. Мухтарова, дом 6) предстает перед зрителем в виде центральной угловой башенной части, с фасадами, детали которых филигранно выполнены в духе фрацузской готики и с пышно украшенным порталом. Башенная часть завершается большой фигурой польского рыцаря. Если в «Исмаилии» наблюдается монументальность образа, то здесь легкость и изящество французской готики раскрыты полностью. В постройке нет единства архитектуры фасадов и интерьеров из-за заказчика, потребовавшего от архитектора различную стилевую трактовку помещений; итак, здесь есть и стиль модерн, и барокко, и классика. Дворец Мухтарова – лучшая постройка города второго десятилетия ХХ века.



Shemachinskaya.jpg




Особняк Кербалаи Исрафила Гаджиева на ул. Шемахинской (ныне Джабарлы,12) построен Плошко в 1910-1912 годах. Общая композиция очень динамична и обладает чертами, присущими яркому модерну.








После постройки многочисленных жилых зданий в готике и модерне Плошко обратился к местной архитектурной тематике.
Братья Рыльские решили построить четырехэтажное здание в Баку в местных национальных традициях. Этот дом на ул. Полицейской (ныне Мамедалиева, 11) отличается очень интересной архитектурной композицией фасада. Классически симметричная вертикальная композиция фасада с мягкими архитектурными формами, изящными линиями наличников, сталактитового карниза с мерлонами открывает новую страницу использования национального наследия. В 1919 году в этом здании помещалось первое польское дипломатическое представительство со Стефаном Рыльским во главе.


Hotel-Novaja Evropa.jpg


Последней работой Юзефа Плошко до первой мировой войны было шестиэтажное здание отеля «Новая Европа», выполненное по заказу Ага Мусы Нагиева на ул. Горчаковской (ныне Тагиева, 13). Отель был оборудован на самом современном уровне того времени - четыре лифта, санитарно-технические приборы, паровое отопление, скрытая электропроводка. В качестве несущих конструкций был широко использован железобетон ( опоры, перекрытия и др.) Здание отеля нельзя отнести к строгому модерну, это, скорее всего «первая ласточка» конструктивизма. Отель занимает важное место в творчестве Плошко, как очередное свидетельство того, что талантливый зодчий стремился обобщить стилистические направления и передать их в русле современных требований.


В 1920-х годах Плошко работал в Баку инженером и вместе с Зивер-беком Ахмедбековым участвовал в обсуждении проекта городов-садов на Апшероне.

В 1925 году, после почти тридцати лет, прожитых в Азербайджане, он уехал в Варшаву, а затем – во Францию.


Проф. Шамиль ФАТУЛЛАЕВ-ФИГАРОВ


Источник:
Сайт общины "Полония-Азербайджан"


Список зданий, построенных в Баку по проектам И.К.Плошко[править]

Дата постройки Дата разрушения Адрес Хозяин Примечания
1908 - 1913 ... ул. Николаевская 10 М. Нагиев "Исмаилие" - Мусульманское Благотвор. об-во / Президиум АН Азербайджана
1908 - 1910 ... пр. Нефтяников ... к/т "Феномен" - Кукольный театр
1911 - 1912 ... ул.Полухина 6 М.Мухтаров особняк / Дворец Счастья
1899 - 1900 ... Балаханская ул. 2-х этажный жилой дом
1899 - 1900 ... Большая Морская ул.65, угол Пожарного пер. ... Команда пожарная (здание)
... ... ул. Телефонная 4 - 6 А.М.Нагиев Жилые дома
1909 - 1914(?) 1930 (1931-?) угол Каспийской и Меркурьевской улиц католическая община Костел Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии
1910 ... ул. Телефонная 10 ... 4-х этажн. жилой дом
1910 ... ул. Торговая 89 ... 4-х этажн. жилой дом
1910 ... угол ул. Торговой и Гоголя ... 4-х этажн. жилой дом
1912 ... ул. Полицейская 11 Братья Рыльские 4-х этажн. жилой дом
1900 2010 ул. Мамедалиева 16 ... Жилой дом с атлантами
1912 ... ул. Шемахинская 12 Кербалаи Исрафил Гаджиев особняк
1913 1974 р-н Баилова 2-х этажн. жилой дом
... ... ул. Горчаковская 13 Ага Муса Нагиев гостиница "Новая Европа" / "Гёк-Гёль"
1912 ... Набережная рядом с гостиницей «Интурист» ... 3-х этажн. доходный дом
1913 ... угол Биржевой и Красноводской ул. 3-х этажн. доходный дом ...
1910 ... Каспийская ул 25 ... 3-х этажн. жилой дом
1910 ... Мариинская ул. 23 ... 3-х этажный жилой дом
1912 ... Николаевская ул. 21 ... 3-х этажный жилой дом
comments powered by Disqus