Строка 1: Строка 1:
 
== Дом Меликова-"Союз горнорабочих Азербайджана"-"Дом пионеров"  ==
 
== Дом Меликова-"Союз горнорабочих Азербайджана"-"Дом пионеров"  ==
  
Трехэтажное здание по Молоканской № 27 (Хагани) построено в начале ХХ века (арх.В.С.Саркисов Профессор Саркисов, архитектор,) и принадлежало местному миллионеру Тиграну Меликову. Эклектика. Четырехколонный классический портик , украшеный декоративной коринфской капителью колонн, второй этаж опоясан во всю длину ажурной решеткой балкона.  
+
Трехэтажное здание по Молоканской № 27 (Хагани) построено в начале ХХ века (арх.В.С.Саркисов Профессор Саркисов, архитектор,) и принадлежало местному миллионеру Тиграну Меликову. Эклектика. Четырехколонный классический портик, украшенный декоративной коринфской капителью колонн, второй этаж опоясан во всю длину ажурной решеткой балкона.  
  
С 1922 г. принадлежит Союзу горнорабочих Азербайждана (СССР). Фасад был дополнен скульптурами выполнеными Степаном Дмитриевичем Эрьзя (Нефедов) 1876-1959гг. Эрьзя - одно из самоназваний мордовцев. Его называли - "русским Роденом". Жил в эммиграции. По приглашению Наркомпроса переехал в Баку с середине 1923 г.  
+
С 1922 г. принадлежит Союзу горнорабочих Азербайждана (СССР). Фасад был дополнен скульптурами, выполненными Степаном Дмитриевичем Эрьзя (Нефедов). Эрьзя - одно из самоназваний мордовцев. Его называли - "русским Роденом". Жил в эммиграции. По приглашению Наркомпроса переехал в Баку с середины 1923 г.  
  
 
В Бакинской высшей художественной школе (третий этаж дома № 6 по ул.Гоголя ) открыл и возглавил отделение скульптуры. Был дружен с С.Есениным.  
 
В Бакинской высшей художественной школе (третий этаж дома № 6 по ул.Гоголя ) открыл и возглавил отделение скульптуры. Был дружен с С.Есениным.  
Строка 9: Строка 9:
 
В 1924 г. принимает заказ на украшение здания Союза горняков. Скульптуры фасада разбиты на три горизонтали.  
 
В 1924 г. принимает заказ на украшение здания Союза горняков. Скульптуры фасада разбиты на три горизонтали.  
  
Нижняя - олицетворение силы и разума - "Кузнец " и "Молотобоец" . Средняя - процесс производства - "Тартальщик " и " Бурильщики" и верхняя - пролетарское единство народов - двое рабочих, русский и азербайджанец, держатся за древко. Смысловое содержание - совместная борьба за будущее. Фигуры тартальщика , одного из бурильщиков и кузнеца были одеты в чарыхи, тюбетейки , а также наличие усов указывало на принадлежность к азербайджанцам.Из-за нехватки бронзы и мрамора скульптуры были отлиты из цемента и металлических опилок, облитых крепким составом кислоты. Поверхность получалась пористой и долгое время носила очень приятный зеленовато-бурый оттенок. Это были первые скульптуры посвященные нефтянникам- труженникам , а также первый в Баку опыт соединения скульптуры и архитектуры. Смотреть на эти скульптуры приезжали со всех концов города и селений Абшерона.  
+
Нижняя - олицетворение силы и разума: "Кузнец " и "Молотобоец". Средняя - процесс производства: "Тартальщик" и "Бурильщики". Верхняя - пролетарское единство народов: двое рабочих, русский и азербайджанец, держатся за древко. Смысловое содержание - совместная борьба за будущее.<br>
 +
Фигуры тартальщика, одного из бурильщиков и кузнеца были одеты в чарыхи, тюбетейки, а также наличие усов указывало на принадлежность к азербайджанцам.<br> 
 +
Из-за нехватки бронзы и мрамора скульптуры были отлиты из цемента и металлических опилок, облитых крепким составом кислоты. Поверхность получалась пористой и долгое время носила очень приятный зеленовато-бурый оттенок. Это были первые скульптуры посвященные нефтяникам-труженикам , а также первый в Баку опыт соединения скульптуры и архитектуры. Смотреть на эти скульптуры приезжали со всех концов города и селений Абшерона.  
  
В период работы в Баку С.Д.Эрьзя не покидала мысль воспользоваться горой Степана Разина и создать из нее гигантский монумент революции. "Исполнив такую работу, можно спокойно умереть,-говорил он,- умереть в сознании исполненного перед революцией долга."  
+
В период работы в Баку С.Д. Эрьзя не покидала мысль воспользоваться горой Степана Разина и создать из нее гигантский монумент революции. "Исполнив такую работу, можно спокойно умереть,-говорил он,- умереть в сознании исполненного перед революцией долга."<br> 
 
+
Но этому замыслу не суждено было осуществиться. Во второй половине июля 1925 г. С.Д.Эрьзя уезжает из Баку навсегда.<br> 
Но этому замыслу не суждено было осуществиться. Во второй половине июля 1925 г. С.Д.Эрьзя уезжает из Баку навсегда.  
 
 
 
Архитектор Вартан Степанович Саркисов, сокурсник Баева по Петербургу, выпускник того же престижного вуза Российской империи, также оставил в Баку памятники архитектуры. В одном из них разместился Союз писателей республики. Это здание 21, как и соседнее под № 23 по улице Хагани (бывшей Молоканской), выстроены по его проекту.
 
  
 +
Архитектор Вартан Степанович Саркисов - выпускник Института гражданских инженеров императора Николая I (С-Пб.), также оставил в Баку памятники архитектуры.<br>
 +
В одном из них разместился Союз писателей республики. Это здание 21, как и соседнее под № 23 по улице Хагани (бывшей Молоканской), выстроены по его проекту.
 
Ему принадлежат и проекты домов по улицах Красноводской и Николаевской.  
 
Ему принадлежат и проекты домов по улицах Красноводской и Николаевской.  
 
+
В 1909 году на конкурсе по благоустройству Бакинского бульвара проект гражд.инж. В.С. Саркисова по девизом «Эспланада» получил 2-я премию.
В 1909 году на конкурсе по благоустройству Бакинского бульвара проект гражд.инж. В.С. Саркисова по девизом «Эспланада» получил 2-я премию.  
 
 
 
[[Category:В_работе_(1)]]
 

Версия 10:19, 1 июня 2020

Дом Меликова-"Союз горнорабочих Азербайджана"-"Дом пионеров"[править]

Трехэтажное здание по Молоканской № 27 (Хагани) построено в начале ХХ века (арх.В.С.Саркисов Профессор Саркисов, архитектор,) и принадлежало местному миллионеру Тиграну Меликову. Эклектика. Четырехколонный классический портик, украшенный декоративной коринфской капителью колонн, второй этаж опоясан во всю длину ажурной решеткой балкона.

С 1922 г. принадлежит Союзу горнорабочих Азербайждана (СССР). Фасад был дополнен скульптурами, выполненными Степаном Дмитриевичем Эрьзя (Нефедов). Эрьзя - одно из самоназваний мордовцев. Его называли - "русским Роденом". Жил в эммиграции. По приглашению Наркомпроса переехал в Баку с середины 1923 г.

В Бакинской высшей художественной школе (третий этаж дома № 6 по ул.Гоголя ) открыл и возглавил отделение скульптуры. Был дружен с С.Есениным.

В 1924 г. принимает заказ на украшение здания Союза горняков. Скульптуры фасада разбиты на три горизонтали.

Нижняя - олицетворение силы и разума: "Кузнец " и "Молотобоец". Средняя - процесс производства: "Тартальщик" и "Бурильщики". Верхняя - пролетарское единство народов: двое рабочих, русский и азербайджанец, держатся за древко. Смысловое содержание - совместная борьба за будущее.
Фигуры тартальщика, одного из бурильщиков и кузнеца были одеты в чарыхи, тюбетейки, а также наличие усов указывало на принадлежность к азербайджанцам.
Из-за нехватки бронзы и мрамора скульптуры были отлиты из цемента и металлических опилок, облитых крепким составом кислоты. Поверхность получалась пористой и долгое время носила очень приятный зеленовато-бурый оттенок. Это были первые скульптуры посвященные нефтяникам-труженикам , а также первый в Баку опыт соединения скульптуры и архитектуры. Смотреть на эти скульптуры приезжали со всех концов города и селений Абшерона.

В период работы в Баку С.Д. Эрьзя не покидала мысль воспользоваться горой Степана Разина и создать из нее гигантский монумент революции. "Исполнив такую работу, можно спокойно умереть,-говорил он,- умереть в сознании исполненного перед революцией долга."
Но этому замыслу не суждено было осуществиться. Во второй половине июля 1925 г. С.Д.Эрьзя уезжает из Баку навсегда.

Архитектор Вартан Степанович Саркисов - выпускник Института гражданских инженеров императора Николая I (С-Пб.), также оставил в Баку памятники архитектуры.
В одном из них разместился Союз писателей республики. Это здание 21, как и соседнее под № 23 по улице Хагани (бывшей Молоканской), выстроены по его проекту. Ему принадлежат и проекты домов по улицах Красноводской и Николаевской. В 1909 году на конкурсе по благоустройству Бакинского бульвара проект гражд.инж. В.С. Саркисова по девизом «Эспланада» получил 2-я премию.

comments powered by Disqus