• Газета «Тарджеман» издавалась в городе Бахчисарае (Крым) с 1883 по 1918год.


Эта газета, общенациональный печатный орган российских мусульман, символ единства российской уммы, редактировавшийся и издававшийся лидером джадидов И.Гаспринским до его смерти в 1914 г.


В первой статье газеты утверждалось, что «Тарджеман» (Переводчик) «будет служить по мере сил проводником трезвых, полезных сведений из культурной жизни в среду мусульман и обратно...».

К 1893 г. редактору Г. «Т.» И. Гаспринскому удалось обеспечить себе поддержку среди улемов, буржуазии и интеллигенции основных экономических и культурных центров российских мусульман, особенно в Волго-Уральском регионе, в Крыму и Азербайджане. Г.«Т.» читали и понимали от Стамбула до Кашгара в китайском Восточном Туркестане.

Он издавался параллельно на русском языке и «тюрки» — первом литературном тюркском языке Нового времени. Среди его авторов наиболее известны: Юсуф Акчура, Дэрдменд, Ахмед­Хади Максуди, Риза Фахретдин, Нариман Нариманов, Ферудин бей Кочерли, Али­ Акбар Рефибейли, Осман Акчорлаклы, Ахмед Озенбашлы, Хасан-Сабри Айвазов, Ибрахим Фехми. Фуад Кепрюлю, Зияя Гекалп, Ахмед Мухтар паша. Г.«Т.» существовал на средства мусульманских промышленников, прежде всего братьев Рамиевых из Оренбурга, Акчуриных из Симбриска и Зейн аль-Абидина Тагиева из Баку.

Для российской уммы Г. «Т.» выступал основным источником информации.

До 1905 г. Г. «Т.» был единственным реальным механизмом связей внутри татарского и российского мусульманского общества, так как из-­за невозможности создания политических партий до 1917 г. редакторы и сотрудники газет выполняли функцию профессиональных политиков и общественных деятелей.

В Г. «Т.» активно освещались Всероссийские мусульманские съезды 1905–1906 гг.

Благодаря Г.«Т.» члены российской уммы получили представление о единстве языка, истории и культуры и для подавляющего большинства российских мусульман.

В Г.«Т.» помещались подробные статьи о постановке дела в медресе, как в центрах подготовки новометодных преподавателей, сообщалось о мусульманских интеллигентах, получивших светское образование.

До конца 1905 г. Г. «Т.» оставался фактически единственным источником информации, сообщавшим обо всех новых печатных изданиях российских мусульман с указанием их адресов.

Г. «Т.» традиционно помещал рекламу изделий мусульманских торговцев и промышленников и таким образом он играл роль основного рекламного центра на вторичном и третичном рынке.

Период влияния Г. «Т.» — «эра “Т.”» (1883–1904 гг.) — представляет целую эпоху зарождения общественного движения российских мусульман вообще.

Лит-ра: Гаспринский И. Россия и Восток. — Казань, 1993; Хабутдинов А. Формирование нации и основные направления развития татарского общества в конце XVIII — начале XX веков. — Казань, 2001.

comments powered by Disqus